LOOFS F. LEITFADEN ZUM STUDIUM DER DOGMENGESCHJCHTE 5-te durchgeseene Auflage, herausgegeben von Kurt Aland

ЛООФС Ф., РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ДОГМАТОВ.

5-е издание, пересмотренное Куртом Аландом, т. I — II,

Halle (saale) 1950, 1953. 573.

Перед нами посмертное издание известного руководства по истории догматов профессора в Галле Фридриха Лоофса, изданного впервые в 1889 году и вышедшего 4-м изданием в 1906 году, еще при жизни автора. Переиздаваемое «Руководство» было пересмотрено профессором Галльского университета Куртом Аландом. Изменения, которые внесены в книгу, касаются, однако, лишь уточнения цитат по новым изданиям святоотеческих творений, исправления неточностей и ошибок, вкравшихся в текст, и некоторых незначительных исправлений и дополнений, по существу не меняющих общего характера изложения. Очень ценными являются дополнения, внесенные в библиографию по каждому разделу книги и учитывающие литературу, вышедшую после 1906 года; эти дополнения свидетельствуют об интенсивной разработке на Западе проблем истории догматов. Более существенная переработка книги с учетом успехов, достигнутых наукой за полстолетие, протекшее со времени последнего прижизненного издания «Руководства», за недостатком времени, отложена до следующего издания. В настоящем издании «Руководство» разбито на 3 части (тома), из которых пока вышли только первые две. Первая часть посвящена истории догматов в древней Церкви до св. Иоанна Дамаскина включительно. Вторая часть имеет дело с западным средневековым и дальнейшим развитием римско-католического учения, кончая Ватиканским собором и последним, недавно (в 1950 году) установленным догматом о телесном вознесении Божией Матери на небо, упоминание о чем внесено в настоящее издание. Автор принадлежит к либеральному направлению протестантского богословия и в истории догматов близко примыкает к Гарнаку и Зеебергу. В связи с этим для православного читателя ценным в «Руководстве» является лишь фактический материал; что же касается основной точки зрения на историю догматов и ее приложений к объяснению отдельных моментов этой истории, то для православного сознания они неприемлемы.

Система Orphus