РЕЧЬ НА СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА

(Стокгольм, 19 ноября 1954 года).

Дорогие друзья в борьбе за мир!

Являясь служителем Русской Православной Церкви и свидетельствуя о ее неуклонном стремлении к миру, я прежде всего передаю ее благословение на наши общие усилия и труды, имеющие целью устранить с путей человечества угрозу физического уничтожения и прояснить перспективы мирной жизни, передаю ее горячий привет всем друзьям мира!

Эти труды и усилия более благородны и более существенны, чем водружение победоносного флага на поле битвы, и потому каждый шаг, приближающий народы к мирному сосуществованию без пролития крови, нужно рассматривать как нравственную победу, превышающую любой успех завоевателя.

Несомненно и то, что это убеждение, выросшее из христианского корня, является руководящей силой современного движения в защиту мира. И сейчас, когда христианский мир отмечает шестнадцативековой юбилей со дня рождения знаменитого церковного учителя Августина, хочется вспомнить его мысли о войне и мире. «Честь и слава,— писал он,— смелым бойцам, которые выносят усталость и опасности, чтобы победить разнузданного врага и таким образом утвердить мир в своей стране. Но более достойно славы — избежать войны путем переговоров, чем убивать людей в кровавых битвах. Более достойно славы — добиться мира и сохранить его путем дружественных договоров, а не навязывать мир военными мероприятиями» (Посл. 229, 2).

Не этот ли путь, венчаемый славой, открывается перед современным человечеством, когда оно заявляет о своем стремлении к мирному сожительству народов на нашей земле? Не то ли самое говорим мы теперь, обращаясь к благоразумию тех, от кого в первую очередь ожидаем решительных действий в пользу мирного разрешения современного международного кризиса?

Да. Для всех нас несомненно, что «безопасность не может быть обеспечена в мире, расколотом на противостоящие друг другу блоки, путем создания военных коалиций», как сказано в заявлении Бюро Всемирного Совета Мира от 15 сентября текущего года.— «Для безопасности необходимо мирное сосуществование всех государств независимо от их политического или общественного строя, сотрудничество между всеми государствами и соглашение о всеобщем разоружении».

Эта мысль, безупречная в своем выражении, констатирует то, что должно быть и к чему мы стремимся в интересах всеобщего мира. Но этого еще нет в действительности. Наша цель продолжает оставаться недостигнутой и проблема мира — неразрешенной. Поэтому мы снова собрались вместе, собрались для того, чтобы рассмотреть препятствия, возникшие на пути к миру, и сосредоточить свои созидательные усилия на самом опасном пункте мировых противоречий.

Для всех ясно, что таким пунктом является в данный момент непрекращающийся раскол Германии, влекущий за собою возрождение милитаризма в центре Европы. Предельно ясен, особенно сейчас, после ноты Советского Правительства от 13 ноября, и глубокий смысл проблемы общеевропейской безопасности, проблемы, решение которой означало бы и решение германского вопроса. Не может вызывать спора и путь, способный быстро привести к благоприятному решению этой двойной задачи, если она будет правильно понята всеми европейскими правительствами и народами. Ведь после совещаний в Берлине и в Женеве никто, кажется, не должен сомневаться в том, что соприкосновение сторон в мирном обсуждении спорных проблем, иначе говоря переговоры, способны приводить не только к ослаблению международной напряженности, но и к таким ощутительным результатам, как прекращение кровопролития в Индо-Китае. А новые опыты переговоров, повторяемых с мужеством терпения и с настойчивостью доброй воли, могли бы привести к новым соглашениям, устраняющим опасность новых военных столкновений.

Но, несмотря на очевидность спасительного пути, известные круги некоторых стран продолжают упорно уклоняться от указанного направления, предпочитая старую политику накапливания военной силы и обострения международных отношений.

Я не собираюсь перечислять здесь все доводы против системы военных союзов и вооруженного мира потому, что они составляют теперь убеждение подавляющего большинства человечества, и потому, что я говорю не как политический деятель, а как служитель Церкви. Всем хорошо известны и причины, толкающие известные группировки на путь агрессии.

Сознавая эту угрозу, необходимо прежде всего сохранить спокойствие духа, ибо только в таком состоянии возможно предусмотреть тот или иной способ предотвращения катастрофы. Надо помнить, что люди, жаждущие мира, есть и там, где всеми способами пропагандируется принцип силы. Совершенно бесспорно, что таких людей большинство, и вовлечение их в активную борьбу за мир внушает особые надежды. Но спокойствие духа еще важнее, потому что оно позволяет смотреть правде в глаза и в виду опасности не прятать голову под крыло, подобно страусу.


Вооруженные спокойствием духа, всмотримся в современное положение вещей. Его трагизм заключается в том, что, несмотря на стремление большинства людей к миру и на силу доводов в пользу мирного сосуществования народов, гонка вооружений продолжается, угрожая человечеству катастрофическим взрывом.

Не менее трагично, что эта гонка мотивируется интересами международного мира, хотя этим мотивом может по праву располагать только принцип всеобщего разоружения.

И еще более трагично то, что вытекает из предыдущего: положение вещей становится все более похожим на заколдованный круг, в котором человечество готовится стать жертвой собственного разделения.

Этот порочный круг, если он окончательно замкнется, будет означать не что иное, как самоосуждение человечества на горькую чашу страданий. Но, к счастью, стремление множества людей разорвать этот круг не дает ему и замкнуться. Для той же цели собрались здесь и мы, и я хочу присоединить свое слово к общим усилиям, которыми сдерживаются и укрощаются силы войны.

О чем я скажу? Как представитель Церкви, хранящей и проповедующей высокие и святые истины, я должен всегда их проповедывать.

Так и сейчас, когда человеческие сердца неспокойны из опасения бурь, угрожающих миру конечным разрушением, весьма уместны и своевременны и суждения веры.

Движимый ее силой, на что я обращу свой взор, чтобы вновь звать к единству наших целей и упований тех, кто не работает в защиту мира? Что должен сказать христианин о возможности продления и укрепления мира между народами?

Мне кажется, что нужно начать с той причины, которая держит человечество в порочном кругу вражды и является главным врагом мира. Это — недоверие к себе подобным.

Кто бы стал утверждать, что в семье, например, можно жить не доверяя друг другу? Как невозможна жизнь семьи без доверия, также немыслима без него и мирная жизнь человечества, немыслима тем более, что с каждой новой победой техники над временем и пространством оно становится одной огромной семьей. Вот почему доверие между народами и их правительствами должно стать, по христианскому воззрению, которое в каждом человеке видит образ Божий, — главной предпосылкой их мирного сосуществования! (Аплодисменты).

Мы не можем не порадоваться тому, что уже сделано за последние годы для восстановления доверия между народами. Торговые и экономические связи, многочисленные международные конгрессы и взаимные визиты различных делегаций значительно укрепили дружбу народов и усилили их взаимопонимание. Личное ознакомление с жизнью друг друга рассеяло многие взаимные предубеждения и помогло ослабить некоторые преграды, заслонявшие общность нужд и духовных интересов различных наций. В сознании народов все глубже стала укрепляться мысль о необходимости взаимного уважения и сотрудничества.

Такое общение народов должно развиваться и дальше, ибо оно обогащает взаимное доверие и подготавливает почву для международных встреч в правительственных сферах. Более частые и более широкие, эти встречи могли бы приводить правительства великих держав к мирным соглашениям по всем международным спорам и проблемам, делая ненужной политику создания военных блоков, сколачиваемых сейчас в Азии, Европе и других частях света. На основе доверия вполне возможно разрешить и германский вопрос и связанную с ним проблему сотрудничества всех европейских государств в деле организации их общей безопасности.

Доверие должно стать духовной основой сближения народов, их мирного сосуществования, основой для решения всех международных спорных вопросов.

И христианские церкви могут и должны оказать влияние на свои правительства для укрепления этого духа доверия!


Возвращаясь теперь к подлинному источнику доверия, я должен обратиться к своим собратьям-христианам с напоминанием о том, что одна из наибольших возможностей сближения народов сокрыта в солидарности христианского мира. Мы знаем, что языческий Рим не признавал иного закона, кроме права сильнейшего, но христианская любовь оказалась крепче и сильнее смерти. И эта же любовь, эта же сила христианской веры, это единство христиан в вопросах защиты мира должны послужить сейчас одним из источников того доверия в отношениях между людьми и народами, без которого невозможно достичь победы над империалистической политикой силы и вражды.

Мне кажется, что та же самая мысль заключена в Обращении Всемирной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, состоявшейся в Эванстоне в августе 1954 года, в котором сказано о намерении «содействовать установлению новой духовной обстановки» для преодоления царящего повсюду «недоверия и страха». В этом же Обращении говорится о том, чего требует каждый честный человек на земном шаре, без чего не может быть мира на нашей планете и без чего нельзя избежать военной катастрофы: «о запрещении всякого оружия массового уничтожения, в том числе атомной и водородной бомб».

Но всё ли сделали христианские церкви Запада для того, чтобы установить полное единство с другими церквами в деле защиты мира? И не давно ли пришла пора обсудить этот вопрос в масштабе всего христианского мира?

Когда мы сопоставим реальный вклад христиан в дело защиты мира с полнотой возможностей христианства в этом отношении, то скажем, что христиане должны будут взять на себя значительную долю ответственности за современный кризис. А это обязывает нас всех вместе добиваться не только мира, но и справедливого решения многих современных проблем социального и международного порядка. Нужно жить и действовать так, чтобы христианские церкви всегда были для верующего человечества благословением и надеждой.

Всё это — в условиях современной борьбы за мир и справедливое устройство общественной жизни — ставит христиан перед выбором между отвлеченной верой и действительным исполнением ее заветов, ибо, как говорит Евангелие, «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».

Слияние всех христианских усилий в деле защиты мира может достигнуть огромных результатов. Поэтому нам, братья-христиане, — я, прежде всего, к вам обращаюсь с этой международной трибуны — надлежит более, чем кому-либо потрудиться над тем, чтобы по-христиански понять великую работу в защиту мира и, не покладая рук, потрудиться в этой работе! Своим единодушным участием в этом святом деле мы должны показать человечеству, что эта работа нуждается прежде всего в вере в человека, а эта вера, являясь источником доброй воли и любви, способна изгонять из человеческих отношений и ненависть, и недоверие, и другие темные чувства, которые мешают сейчас сближению людей и народов.

Сейчас моя Страна призвала народы Европы к возможности сочетать выгоду безопасности с доверием и сотрудничеством, что, отвечая жизненным интересам европейских стран, могло бы иметь решающее значение для укрепления всеобщего мира. Большой шаг в этом направлении может стать плодом христианского доверия, если все христианские церкви Запада, в единодушии с православными церквами, совместно со всеми миролюбивыми людьми нашей Земли, выступят в защиту дела, от успеха которого зависит благополучие Европы и всего человечества.

Я вновь и вновь обращаюсь и ко всем религиозным организациям, ко всем религиям мира с огненным зовом: во имя Того, в Кого мы веруем, во имя радостной жизни для наших детей, нашей молодежи, во имя счастья всего человечества,— объединимся в великом деле защиты мира на земле и не пожалеем ради него никаких усилий и трудов! (Аплодисменты).

Будем помнить, что нашему единству в защите мира не страшны никакие преграды, а духовное оружие, которым мы действуем,— вера, правда, — не тупится и не ржавеет! Будем неутомимы в проповеди любви и мира, будем единодушны в поддержке лучших стремлений человечества, будем тверды в надежде достигнуть победы! Ибо бороться за мир — значит побеждать! (Продолжительные аплодисменты).

Митрополит Николай

Система Orphus