ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

«Чем более углубляем мы свое размышление в жития святых, тем более открывается святость и слава праведных, и наша польза» [1].

Св. Александр Невский родился 30 мая 1219 года в г. Переяславле. Он был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, который, по отзыву современников, был милостивый, благочестивый и очень деятельный князь, умевший во имя блага своего народа жертвовать собой и погибший страдальческой смертью в монгольской орде, куда отправился со смиренной покорностью спасать Родину от полного разорения. А мать юного Александра княгиня Феодосия, по единодушному отзыву летописей, была «святой княгиней» [2], «блаженной и чудной» [3].

От своих родителей Александр Ярославович унаследовал глубокую религиозность, кротость нрава, милосердие сердца, проницательность и силу ума, энергию и мужество воли (характера). Историки указывают, что чрезвычайные и всесторонние дарования юного князя были знаком его богоизбранности на великое служение Родине и особого попечения о ней всеблагого Промысла Божия. В лице св. Александра мы видим, — пишет один из этих историков, — прекрасное гармоническое соединение разнообразных дарований, видим цельный могучий характер, прекрасное создание Божие, дар всеблагого Провидения в одну из труднейших годин нашей истории [4].

Высокие духовные качества благоверного князя выявлялись в нем по мере его возрастания и служения народу. В годы раннего детства он поражал окружающих своею кротостью, тихостью и религиозностью [5]. По обычаю того времени его «измлада» начали приучать к молитве дома и в храме, к воздержанию, к повиновению старшим и благотворению ближним. Рано стали учить его и грамоте по Псалтири и Евангелию. Лучезарный свет, лившийся со страниц этих божественных книг в душу отрока, одухотворял его и приближал к нему и Бога, и человека, и весь Божий мир. Смиренный и не по летам строгий к себе, он не находил особого удовольствия в забавах и развлечениях своих сверстников, хотя с юности учился, по обычаю, владеть мечом, копьем и конем.

Но, по свидетельству летописи, любимым занятием его в эти годы было чтение Священного Писания, творений Святых Отцов и житий святых. С особым увлечением слушал он рассказы своей благочестивой матери о жизни св. Владимира, св. мучеников Бориса и Глеба, св. Андрея Боголюбского и других. В этих рассказах его душа предощущала образ собственного служения Богу и Родине. Видя живой образец молитвенного усердия и постоянного предстояния пред Богом в лице своей набожной матери, св. Александр с юных лет любил в тишине ночной изливать свою душу в горячей молитве, падая ниц пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Шли годы. Об успехах юного Александра в занятиях по усвоению наук того времени летописец свидетельствует: «вскоры извыче вся граматикия» и «потщанно бе ему отеческих ни в чем же отстати» [6]. Отрок постепенно превращался в духовно преуспевающего в добродетелях юношу. По свидетельству Степенной книги, «во все время юности своея смиренномудрие вседушно держаше..., чистоту душевную и телесную соблюдаше кротость же стяжаше и тщеславия отвергошася... Во устах же его беспрестани бяху божественная словеса... желаше их (словеса) и делом исполнити...» [7]. Это летописное свидетельство рисует нам образ юноши, смиренного, кроткого, чистого, боголюбивого и жаждущего высокого подвига, к которому располагали и обстоятельства его жизни.

В те отдаленные времена жители вольного Новгорода сами выбирали себе князей. По их выбору неоднократно являлся к ним на княжение. Ярослав Всеволодович с сыновьями Феодором и Александром, но сам он жил преимущественно в Переяславле, оставляя сыновей в Новгороде. В 1230 году страшный голод разразился над Новгородской землей. Страдания и бедствия народа достигли предела. Оба брата щедро раздавали запасы хлеба, и «никто не изыде тощь» с княжеского двора, пока оставалась возможность оказывать помощь [8].

Но вот неожиданно умирает старший сын Ярослава Феодор. Тогда новгородцы стали пытаться подчинить своему влиянию четырнадцатилетнего Александра и тем воспрепятствовать усилению княжеской власти. Но князь Ярослав потребовал от сына, чтобы он поддержал авторитет княжеской власти, и молодой князь Александр мудрым управлением своим, сопряженным с терпением и любовью, сумел снискать и любовь новгородцев и одобрение отца.

Так прошло еще три года, и наступил 1236 год, когда семнадцатилетний Александр должен был «сесть на столе» в Новгороде. Отец, благословляя его на княжение, говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоей грозою» [9].


Безмерно трудна и ответственна была в те времена роль государственного деятеля на русской земле. Пользуясь междоусобицами русских князей, татары (монголы) терзали и опустошали южную и центральную Русь. Пскову и Новгороду с севера и запада угрожали шведы, немцы, литовцы. Ярослав Всеволодович занял в 1237 году великокняжеский престол во Владимире, разоренном татарами, и ему было не до Новгорода. Поэтому всю тяжесть борьбы с врагами и, в первую очередь, со шведами принял на себя благоверный князь Александр. Он не имел времени организовать войско и вынужден был выступить против шведов, угрожавших Новгороду, со своей, хотя и храброй, но малочисленной дружиной. Только надежда на Бога могла поддержать боевой дух князя и его дружины. Перед походом молодой полководец горячо и долго молился в храме св. Софии и затем, обратившись к своей дружине, сказал: «Не в силе Бог, а в правде. Не убоимся множества ратных (врагов), яко с нами Бог» [10].

Надежда на Бога не обманула князя. В ночном чудесном видении благочестивому воину Филиппу св. мученики Борис и Глеб обещали помочь князю Александру. И действительно он разбил шведов на реке Неве [11].

С тех пор военная удача неизменно сопутствовала князю Александру. Особенно замечательна была его победа над могущественным орденом ливонских рыцарей.

Вскоре после победы новгородцев над шведами немецкие рыцари, захватив Псков, стали угрожать Новгороду, но благоверный князь Александр с верою в правоту своего дела и с надеждою на Бога мужественно и уверенно повел свое малое войско к победе, искусно применив маневр окружения неприятельских войск. Начавшееся сражение вскоре же превратилось в полный разгром немцев. И здесь опять благоверный князь оказался верен себе — за все благодарить Бога. Ему Единому Премудрому и Всеблагому вознес он благодарственные молитвы после победы над немцами.

Нападали на новгородские земли и литовцы. Немало победоносных сражений пришлось провести с ними князю Александру, пока они не прекратили свои набеги на русскую землю.

Был еще у св. Александра особый враг — папа Иннокентий IV. Не сумев навязать новгородцам католицизм силой оружия, он через посольство склонял православного князя подчиниться Риму, называя православную веру «путем погибели, приводящим к вечной смерти». Ответ верного сына Православной Церкви папским кардиналам был тверд и решителен: «То, что совершалось от Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до Авраамия... от начала царства Соломона до Августа царя..., до Рождества Христова..., до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся ведаем добре, а от вас учения не принимаем» [12]. Этим ответом св. князь Александр выразил всю твердость своего православного исповедания веры христианской.

Основным делом всей последующей жизни благочестивого князя было умиротворение монголов и облегчение русского населения от ханских поборов (налогов). С этой целью он пять раз ездил в далекую и опасную орду, предварительно причастившись Святых Таин, и там держал себя с мужеством и достоинством истинного исповедника Христа. Орда угрожала смертной казнью всякому, кто захотел бы переступить порог ханской ставки без выполнения языческих обрядов: поклонения огню, кусту, теням умерших [13]. Но Господь хранил и укреплял дух Своего верного служителя. Явившись в первый раз в ставку Батыя, православный князь непоколебимо заявил приближенным (жрецам) хана: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я покланяюсь... Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них». Спокойное и твердое исповедание христианской веры вместе с готовностью умереть за нее поразило придворных хана. Обращаясь к Батыю, мужественный исповедник православной веры продолжал: «Царь, я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу Единому Богу, Его чту и Ему покланяюсь». Пред такой силой веры не устоял и хан. Пораженный красотой, величием и мужеством князя Александра, он сказал окружающим: «Правду мне говорили о нем, нет князя ему равного».

Батый был наместником главного хана, жившего в глубине Азии — в пустыне Гоби. Туда и направил он благоверного князя и брата его Андрея. Это был изнурительный и опасный путь через необозримые степи и знойные пустыни. Много ушло времени и на путешествие и на пребывание в ставке в целях воздействия на верховного хана в пользу России.

Так началось жертвенное служение Родине благочестивого князя в последний период его жизни, когда он уже был великим князем во Владимире. Если в первый юношеский период его жизни новгородцы часто называли его безгрешным [14], если во второй, так сказать, военный период его жизни все называли его «непобедимым» [15], от Бога посланным защитником Родины и святой веры, то в этот третий и последний период он выступил как великий печальник и страдалец за Русскую землю.

Тяжко страдала в это время Русь от татар. Они брали с нее поголовную дань, а несостоятельных угоняли в орду и обращали в рабство. То там, то здесь вспыхивали на Руси (особенно часто в Новгороде) восстания против непомерных налогов. Каждое из этих восстаний могло повлечь за собой нашествие татар, но поездки в орду св. князя Александра обычно предупреждали и предотвращали бедствие. Мало того, милостивый князь не жалел средств на то, чтобы выкупить обращенных татарами в рабство. Желая дать им утешение в молитве и богослужении, он выхлопотал у хана разрешение на устройство в Сараеве (столице орды) православной епархии. Заботился св. Александр и о восстановлении разрушенных храмов и о постройке новых на Родине. Как отец заботился он о народе и мало no-малу всюду установил спокойствие и порядок.

Но силы самого князя были уже на исходе. Утомленный последним путешествием в орду, он на обратном пути в Городце опасно заболел и, предчувствуя кончину, принял иноческое пострижение с именем Алексия. Приобщившись Святых Таин, князь-инок простился с окружающими и тихо отдал Богу свою многострадальную, святую душу. Это произошло 23 ноября 1263 года. В день его смерти Кирилл, митрополит Владимирский, во время богослужения удостоился чудесного видения: он увидел, как ангелы возносили на небо блаженную душу страдальца за Родину.

Велика была скорбь народная. «Мы погибаем!» — неслось отовсюду. Однако святой князь, столь преданный Богу и своей Родине при жизни, не оставил свой народ и после смерти. Много чудес совершалось у его раки. Неоднократно он проявлял чудесное участие и в защите Родины: в походах Димитрия Донского, Иоанна IV и других.

Святая Церковь причислила благоверного князя Александра Невского к лику святых и прославляет его память 30 августа и 23 ноября.

Прот. А. Андреев

[1] Митрополит Московский Платон, т. V, стр. 26.

[2] Софийский временник, 1, 250.

[3] Там же, 1, 259.

[4] М. Хитров, Св. благ. вел. князь Александр Ярославович Невский, 1893, стр.11.

[5] «Кроток и тих был его нрав из детства, —говорит другой жизнеописатель, — возмужавший, но не осуровевший с годами, и Господь был с ним», «Жития святых Росс. Церкви», ноябрь, стр. 226.

[6] М. Хит ров, Св. благ. вел. князь Александр Ярославович Невский, стр. 246, прим. № 25.

[7] Степенная книга, 1, 355.

[8] Милосердие было одной из замечательных наследственных черт благоверного князя. Им отличались его родители, а из родичей особенно «великий древнерусский милостивец» — Владимир Мономах. Однако всех их превзошел Александр: он был «милосерд паче меры», — говорит летописец.

[9] Кресту на Руси искони придавали особое значение. Св. крест считался верной порукой данному слову. Вера в силу креста была незыблема. Вооружившись крестом, русский человек бесстрашно шел в бой с врагами. Силой крестного знамени оборонялся от всяких наветов злой силы. Ношение креста на груди вошло во всеобщий обычай, как ограждение и благословение Божие.

[10] Степенная книга, I, 359.

[11] По месту битвы победитель и получил наименование «Невского».

[12] «Житие благоверного кн. Александра» «Жития святых», август, стр. 554.

[13] Так был замучен св. Михаил Черниговский с боярином Феодором.

[14] «Князь наш без греха»,— вот отзыв новгородцев о св. Александре. «Житие благ.

кн. Александра», «Жития святых», август, стр. 538.

[15] «Бе побеждая везде, а победим николиже»,— замечает летописец. М. Хит ров, Св. балг. князь Александр Ярославович Невский, 1893, стр. 66.

Система Orphus