К ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ ПАТРИАРШЕСТВА В БОЛГАРИИ

I

Многовековая жизнь Болгарской Церкви, слагавшаяся в очень трудных внешних обстоятельствах, как и формы ее устройства и управления, могут быть охарактеризованы одной чертой: глубоким уважением Болгарской Церкви к общецерковному преданию и непоколебимой, пережившей самые тяжелые испытания, верностью священным заветам Вселенской Православной Церкви.

Этой же особенностью дышит твердое, строго православное вероучение Болгарской Церкви, а также благовестнический ее подвиг, которому немало обязана была и наша Русская Церковь в начале своего существования. Под знаком той же верности развивалась молитвенная, тайнодейственная, литургическая традиция Болгарской Церкви, как и весь ее внутренний строй, проникнутый духом строгого следования общецерковным каноническим правилам.

Даже в критическую пору трудной борьбы за свою, насильственно отнятую, самостоятельность ни обиды, ни огорчения, ни разыгравшиеся во второй половине прошлого столетия страсти вокруг этой борьбы не замутили чистого, благодатного, церковного самосознания Болгарской Церкви.

На протяжении своей одиннадцативековой истории Болгарская Церковь неуклонно поднималась на вершины боголепной славы и силы; в трудные времена так долго продолжавшегося страшного «ассиро-вавилонского» пленения она с необыкновенной стойкостью отстаивала и отстояла себя, и тем самым засвидетельствовала всему миру и красоту Православия, и крепость веры своего народа. За последние же семь — восемь десятилетий, когда страна приобрела государственную самостоятельность, Болгарская Церковь достигла весьма высокого уровня духовно-нравственного просвещения и богословского сознания. Она проявила в это время и живую творческую мудрость и полную зрелость своего благодатного опыта как в области многосторонней евангельско-благовестнической миссии, так и в соборном своем церковно-административном устройстве.

Это преуспеяние Болгарской Церкви, признанное во всем православном мире, побудило ее заняться вопросом о восстановлении древне дарованного ей патриаршего управления. Никогда ни сама Болгарская Церковь, ни другие поместные православные церкви не забывали о ее былой самостоятельности, поэтому в восстановлении древнего канонического устроения Болгарской Церкви не могло быть никакого «восхищения недарованного». К тому же известно, что древле провозглашенная Болгарская Патриархия получила признание еще в 1235 году в постановлениях собора в Лампсаке.

Формы канонического устройства и управления Церкви призваны к тому, чтобы реализовать ее внутренние силы, ее существо. В них и посредством их осуществляются в данных исторических условиях реальные возможности, которыми в это время обладает Церковь. С этим связан смысл и 6-го правила I Вселенского Собора, повелевающего блюсти древние обычаи отдельных православных церквей и сохранять их древние преимущества. Оно получило подтверждение и на Трульском соборе в 39-м каноне, применяющем к конкретному случаю установленный

I Вселенским Собором принцип обязательного сохранения каждой поместной церковью всех ее прав, преимуществ и привилегий, в какое бы бедственное положение, в силу внешних обстоятельств, ни впадала бы Церковь. Сохранение этих привилегий как бы обеспечивает лучшее исполнение Церковью ее миссии, ее священного предназначения в мире.

Вот почему Болгарская Церковь в церковно-правовом смысле и могла и обязана была восстановить древнее свое патриаршее достоинство. К этому же Болгарскую Церковь обязывало и ее высоко развитое каноническое сознание. Она отдавала себе ясный отчет не только в одном формальном своем праве, но и в своем долге восстановить принадлежавшее ей прежде устройство, в котором лучше всего могла раскрыться благодатная полнота болгарской христианской жизни.

II

В настоящее время чаяния Болгарской Церкви осуществились:

10 мая 1953 года восстановлено было ее патриаршее устройство. Эта высшая форма церковного управления, как вполне соответствующая канонической зрелости Болгарской Церкви, будет способствовать дальнейшему ее восхождению от силы в силу и совершенствованию всей ее жизни в Господе Иисусе Христе. Особое значение в этом должно иметь избрание на болгарский патриарший престол видного болгарского иерарха митрополита Пловдивского Кирилла.

Святейший Патриарх Кирилл широко известен болгарскому народу и болгарской церковной общественности как талантливый, высокообразованный богослов-публицист, ученый гомилет, историк-исследователь эпохи болгарского церковно-национального возрождения и как энергичный, волевой, чуждый всякой неправославной «новизны» или «модернизма», но весь устремленный в будущее церковно-общественный деятель и администратор.

С 1931 года, по 1938 год нынешний Болгарский Патриарх занимал ответственные должности в высшей церковной администрации. В 1938 году он был избран на овдовевшую кафедру Пловдивской (Филиппопольской) митрополии, вторую после столичной, по своему достоинству и значению в Болгарской Церкви. В сане Пловдивского митрополита и в качестве постоянного члена Св. Синода нынешний Болгарский Патриарх архипастырствовал более 15 лет, председательствуя последнее время в

Св. Синоде. Этот путь служения Святой Церкви говорит сам за себя, свидетельствуя о всестороннейшем опыте Патриарха Кирилла, в частности, церковно-административном, столь необходимом на высоком его посту.

Вскоре после своего поставления Патриарх Кирилл, соборне, со всеми архиереями Болгарской Церкви, посетил несколько больших епархиальных центров. Сначала Патриарх прибыл в столицу древней Болгарии г. Велико Тырново, где святительствовал последний болгарский патриарх Евфимий, «страдалец бескровный земли болгарской» (кондак службы св. Евфимию Тырновскому), «в жертву богоугодия самого себе Господеви принесший» (из похвального слова его ученика и послушника, впоследствии митрополита Киевского Григория Цамблака). Этим своим посещением сонм Болгарского епископата, во главе с новым Патриархом, пожелал «духом связать две исторические эпохи... в благодатное возрождающее единство Болгарского патриархата», как об этом сказал Патриарх Кирилл в слове, произнесенном 18 октября 1953 года в Велико-Тырновском кафедральном соборе (см. «Церковный Вестник» за 1953 год, № 35—38). Новый Болгарский Патриарх и с ним весь Болгарский епископат пожелали, чтобы в восстановленном своем достоинстве и в дальнейшем строительстве церковной жизни Болгарский патриархат пребывал в осенении духа св. Евфимия Тырновского. Ибо для каждого болгарина, верующего и неверующего, старого и молодого, разных занятий и положений, образ Евфимия Тырновского всегда был и остается символом немеркнущей славы болгарской национальной чести и достоинства, народной гордости, нравственной силы и духовной просвещенности.

По старинной традиции Патриарх вошел в город пешком, окруженный многочисленным народом, под пасхальный перезвон велико-тырновских церквей и монастырей. Его Святейшество встречал Велико-Тырновский митрополит с приходским и монастырским духовенством. Служения Патриарха Кирилла в храмах Велико Тырново, объезд мужских и женских монашеских обителей в окрестностях города, встречи и собрания по поводу этого церковного торжества — все это было манифестацией удивительного единства и общей радости клира и мирян в связи с осуществившейся мечтой Болгарской Церкви.

Также значительны и интересны были посещения Патриархом Кириллом, со всеми архиереями Болгарской Церкви, Ловеча, Благоевграда и болгарской церковной национальной святыни — Рыльского монастыря. Всюду они прошли под знаком необыкновенного подъема и радостного воодушевления многочисленных масс верующих и духовенства.

Церковь верует в божественное происхождение иерархии. Для этого ей и даны особенные руководственные полномочия, во всей полноте сосредотачивающиеся в епископской власти в Церкви. Церковное законодательство, административное устройство и управление, церковный суд — все в ее компетенции. Болгарская Церковь твердо держится этого строго-православного понимания природы епископской власти, отчетливо определяя канонические границы и характер участия в церковно-административных делах священства и мирян. Ясность своего высокоразвитого правосознания Болгарская Церковь имела особенный случай продемонстрировать в день празднования Болгарским Священническим Союзом своего пятидесятилетия.

Этот юбилей был отмечен в конце истекшего 1953 года. На торжестве присутствовал Патриарх Кирилл и с ним вместе все митрополиты, все епископы Болгарской Церкви. В принятых решениях засвидетельствовано было полное понимание всем клиром Болгарского патриархата глубокого смысла общецерковных канонических правил и предписаний ныне действующего Устава Болгарской Патриархии, привлекающих духовенство и мирян к самому активному участию в разных делах Церкви по строжайшем соблюдении соотношения канонического начальствования и

подчинения. Четко различать каноническую самостоятельность епископской власти от несамостоятельного характера канонических полномочий прочего клира и тех прав, которые имеют миряне, это значит верно понимать принцип истинно-православной, церковной соборности, пульс которой так живо бьется в жизни Болгарского патриархата наших дней.

Патриарх Кирилл и Священный Синод очень деятельно пекутся о том, чтобы держать на достаточном уровне пастырскую подготовку приходского духовенства. Во всех епархиях в течение этого первого патриаршего года были организованы повторительные курсы и проверочные испытания приходских священников. Испытания производились по составленной Синодом весьма обширной программе, превышающей по объему своему программу семинарского курса. Руководители и лекторы священнических курсов — также приходские священники с высшим богословским образованием — получили специальную подготовку на организованных в этом же году инструкторских и миссионерских курсах в одном из монастырей Врачанской епархии. Кроме того, должны быть отмечены проводившиеся во всех епархиях каждые 2—3 месяца епархиальные «служебно-просветительные» собрания всего духовенства.

В этом же году Болгарская Церковь праздновала тридцатилетний юбилей своей духовной академии. За три десятилетия своего существования эта высшая богословская школа получила широкую известность и признание в качестве ученого богословского учреждения. Следует отметить, что на крепкой основе русского богословского просвещения болгарская научно-богословская мысль достигла больших успехов, проявила оригинальную творческую силу и создала в массах верующих болгар многочисленную богословски образованную и культурную аудиторию.

Для научно-исследовательской работы высшей богословской школы болгар характерно стремление раскрыть в современных понятиях, при помощи великолепного аппарата научной методики наших дней, сохраняемый ими в полной неизменности, православный depositum fidei, а также существенное содержание общецерковного предания веры, — все это придает болгарской богословской школе весьма большую ценность для всего Православия.

Высшая богословская школа в Софии обеспечила также успешное решение задач в области специальной подготовки духовенства Болгарской Церкви, стоящего на уровне, ее высоко развитого богословского сознания.

Значительна литературная продукция Болгарской духовной академии. Она издает довольно объемистый «Ежегодник». Кроме того, труды профессоров академии выходят и отдельными изданиями.

Патриарх Кирилл и Священный Синод нашли полезным в этом году поставить во главе академии ректора-епископа. Выбор Патриарха Кирилла пал на вновь посвященного епископа Николая, литургиста и патролога, бывшего ректора семинарии, получившего хорошее богословское образование в Болгарии, а затем занимавшегося в некоторых европейских университетах.

Примерно в одно время с посвящением в епископы ректора духовной академии были посвящены в епископы игумен Бачковского ставропигиального монастыря архимандрит Симеон и игумен Рыльского ставропигиального монастыря архимандрит Варлаам, весьма богословски образованные клирики, имеющие притом многолетний церковно-административный стаж. Таким образом, в первый же год патриаршества увеличился и богословски усилился сонм архиереев Болгарской Церкви.

С восстановлением патриаршества введен в жизнь новый «Устав Болгарского патриархата», которым отменен существовавший до него «Экзархийский устав». Согласно новому уставу, область Болгарской Православной Церкви определяется точно пределами Народной Республики Болгарии [1].

Болгарская Церковь в настоящее время насчитывает одиннадцать епархий, одну заграничную епархию в Америке и два заграничных подворья — в Константинополе и в Москве.

III

Болгарская Церковь постоянно проявляла особенную чуткость к идущим из глубин истинно-церковного сознания зовам к единению, к преодолению существующих между отдельными церквами разногласий. Ей весьма присуще понимание жизненного значения единства Церкви, которая в самом существе своем есть «единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3). Причастность к этому единству, отстранение всего, что в какой-нибудь мере может ему мешать, всегда было и остается важнейшей задачей как высшей церковной власти Болгарской Церкви, так и болгарской церковной общественности.

Отношения Болгарского париархата с церквами-сестрами, в особенности с соседними патриархатами, продолжают идти по линии углубляющегося и утверждающегося сближения в любви, в уважении друг к другу, во взаимном понимании.

Ожидается урегулирование отношений Болгарского патриархата с Константинопольской и некоторыми другими греческими церквами, находящимися под константинопольским влиянием. Корректность Болгарской Церкви во всех ее отношениях с Константинопольской Церковью, когда-то бывшей Церковью-Матерью, выдержка, каноническая неоспоримость ее положения, сделают, конечно, свое дело.

IV

Один год патриаршества в Болгарской Церкви явился годом убедительнейшего свидетельства полной исторической ее зрелости. Над восстановленным древним патриархатом веет дух многообещающего расцвета заложенных в нем живых сил. И мы вправе сказать, что ныне древний Болгарский патриархат достойно украшает вверенную ему часть славянского удела Вселенского Православия.

Прот. В. Шпиллер

[1] По Эзархийскому уставу область юрисдикции Болгарской Церкви несколько выходила за государственные границы Болгарии.

Система Orphus