СВОЕВРЕМЕННЫЙ ПРИЗЫВ

Русская Православная Церковь, вместе со всеми миролюбивыми народами, с удовлетворением встретила новый призыв к миру, выраженный в документах, принятых 28—30 марта текущего года на заседании Бюро Всемирного Совета Мира в Вене. Этот более чем своевременный призыв исходит из здравой и реалистической оценки международного положения и руководится единственным побуждением — оградить человечество от угрозы новой мировой войны путем мирного разрешения международных проблем.

Сейчас, как никогда, обстоятельства, созданные движением многомиллионных масс в защиту мира, благоприятствуют ослаблению напряженности в международных отношениях. Мы видим, что холодная война с Советским Союзом и странами народной демократии постепенно переходит в диалог между сторонниками политики силы и сторонниками политики умиротворения. Этот диалог начался с перемирия в Корее и был продолжен в феврале текущего года на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех великих держав: Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции. Таков новый успех воли народов к миру.

К важнейшим результатам Берлинского совещания нужно отнести постановку вопроса о сокращении вооружений и соглашение о созыве в Женеве нового совещания по проблемам Дальнего Востока с участием министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Англии, Франции, Китайской Народной Республики, а также других заинтересованных государств. Это значит, что непосредственный контакт между великими державами возобновился, и переговоры продолжаются. Это значит, что сила доброй воли сторонников мира во всем мире способна привести не только к переговорам, но и к успешному их завершению.

О том же свидетельствуют и решения Бюро Всемирного Совета Мира. Его резолюция, адресуясь к общественному мнению, говорит, что опасность расчленения Европы для него так же ясна, как и полная безопасность единства всех европейских народов в целях обеспечения мира. Поэтому все попытки сторонников «политики силы» запугать народы различными агрессивными демонстрациями должны вызвать противодействие общественного мнения, которое может заставить отвергнуть «европейское оборонительное сообщество» и таким образом помочь урегулированию германской проблемы. Силою того же общественного мнения можно добиться запрещения атомного оружия, потребовать уважения национальной независимости народов и восстановления между ними экономического и культурного обмена, необходимого для всеобщего процветания, можно оказать и решающее влияние на исход Женевского совещания, участникам которого предстоит важная работа: придти к соглашению по корейскому и индокитайскому вопросам.

В свете миролюбивых стремлений ясно, что мирное объединение Кореи с выводом оттуда иностранных войск и прекращение огня в Индо-Китае с открытием переговоров между Францией и Вьетнамом составляют главное условие умиротворения на Дальнем Востоке. Очевидно и то, что мир в Азии должен благоприятно отразиться на дальнейшем ослаблении международной напряженности в других частях света. Поэтому Бюро Всемирного Совета Мира, придавая особое значение положительному исходу Женевского совещания, вынесло решение созвать в конце мая чрезвычайную сессию Всемирного Совета Мира в Берлине. Она выразит мнение мировой общественности по азиатским проблемам и тем самым облегчит их решение.

В Обращении к народам Европы подчеркиваются пагубные последствия «европейского оборонительного сообщества», если оно будет реализовано, и указывается путь к «организации коллективной безопасности между всеми государствами Европы, без господства какой-либо отдельной страны, в духе уважения национальной независимости и в соответствии с их собственными стремлениями, в духе всеобщего сокращения вооружений». Отсюда «долг каждого мужчины и каждой женщины в Европе сегодня ясен: нанести поражение «европейскому оборонительному сообществу» и войне, обеспечить в Европе мир», — говорится в Обращении.

Декларация Бюро Всемирного Совета Мира об атомном оружии говорит о необходимости объявления вне закона атомной войны и призывает народы «немедленно потребовать от правительств заключения соглашения, запрещающего все виды оружия массового уничтожения». Их смертоносная и почти не поддающаяся контролю сила сообщает такому соглашению значение неотложной проблемы, которую, ради предупреждения катастрофы, необходимо разрешить немедленным выступлением всех миролюбивых сил во всем мире в пользу обязательства государств не применять атомного оружия и установления системы строгого контроля за исполнением этого обязательства.

Таковы решения Бюро Всемирного Совета Мира. В своих точных оценках международного положения, как и в указании способов урегулирования международных проблем, они выражают не односторонние интересы, а волю народов, и дают Женевскому совещанию те основы, на которых оно может построить свои выводы и предложения в интересах всего человечества.

В преддверии Женевского совещания всем, кто хочет мира, нужно помнить, что сейчас идет речь о необходимости удержаться в границах благоразумия и добиться дальнейшего смягчения международных отношений, чтобы обеспечить более широкие возможности для спокойного изучения проблем, имеющих общечеловеческое значение. Поэтому призыв Бюро Всемирного Совета Мира должен встретить всемерную поддержку всех людей доброй воли и особенно христиан, для которых правда и мир составляют предмет созидательной веры и духовного подвига.

Но именно среди христиан наблюдается до сих пор отсутствие единодушия в деле защиты мира, и нечего закрывать глаза на то, что основное расхождение между ними по этому вопросу вызывается предпочтениями, чуждыми духу подлинного христианства.

Это обвинение нужно отнести, прежде всего, к тем христианам, которые, участвуя в правительствах и парламентах ряда государств, почему-то не оказывают должного влияния на решение международных: проблем в духе мира и сотрудничества. Более того, они нередко декларируют свою принадлежность к христианству, но в политике действуют вопреки его принципам, говорят о свободе наций, но ведут колониальные войны, произносят речи о социальной справедливости, но с равнодушием проходят мимо нищеты целых народов, провозглашают защиту христианской культуры, но только с помощью атомного оружия.

Такую двойственность христианских политиков православное сознание может объяснить лишь забвением основ христианской религии, используемой только для прикрытия захватнических и властолюбивых притязаний.

Но мы думаем, что подобные притязания не свойственны ни духовенству, ни широким массам западных христиан, на опыте познавшим пагубность завоевательной политики и ее несовместимость с христианскими основами жизни. Поэтому Русская Православная Церковь не устает призывать христиан к единству в борьбе с угрозой войны и теперь надеется, что они, действуя вместе с православными, разрушат средостение вражды, недоверия, страха и помогут Женевскому совещанию успешно выполнить свою задачу.

А. Ведерников

Система Orphus