А. С. ХОМЯКОВ

(к 150-летию со дня рождения)

Сто пятьдесят лет тому назад, 1 (13) мая 1804 года, родился в Москве Алексей Степанович Хомяков, один из замечательнейших русских людей первой половины прошлого века.

Человек огромной эрудиции, разносторонне образованный, глубокий мыслитель, поэт и общественный деятель, Хомяков был глубоко верующим и преданным сыном Церкви. По словам хорошо знавшего его И. С. Аксакова, «в нем поэт не мешал философу, и философ не смущал поэта; синтез веры и анализ науки уживались вместе, не нарушая прав друг друга, напротив, в безусловной, живой полноте своих прав, без борьбы и противоречия, но свободно и вполне примиренные».

Другой близкий к Хомякову человек, Ю. Ф. Самарин, говорил, что для людей, сохранивших в себе чуткость неповрежденного религиозного смысла, но запутавшихся в противоречиях и раздвоившихся душею, Хомяков был своего рода эмансипатором; он выводил их на простор, на свет Божий и возвращал им цельность религиозного сознания.

Искренняя религиозность и преданность Церкви сочеталась у Хомякова и с глубоким патриотизмом. Хомяков был горячий патриот своей Родины и всего славянства. Он был убежден, что «славянский мир, долго страдавший, но нигде не заклейменный наследственной печатью преступления и неправедного стяжания, хранит для человека если не зародыш, то возможность обновления.

Горячо любя свое Отечество, Хомяков не закрывал глаз на те недостатки, которые были и в старой, и в современной ему Руси. Напротив, своим сильным словом он нещадно бичевал все язвы и пороки самодержавной и крепостнической России, предъявляя к ней строгие требования во имя тех высших начал, которые, по его убеждению, легли в основу ее развития и которые составляют ее преимущество перед Западом.

В своих стихотворениях Хомяков отводит много места славянству; можно сказать, что его поэзия — это поэзия славянства. Особое внимание уделял он общине, которую считал коренным славянским учреждением, и еще большее — Церкви. По определению Хомякова, Церковь одна; Церковь — это живой организм любви и истины; она есть «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Хомяков говорит: «Церковь не в более или менее значительном числе верующих, даже не в видимом собрании верующих, но в духовной связи их объединяющей». Обеспечить единство Церкви может, по Хомякову, только начало деятельной любви. По его убеждению, все члены Церкви — духовенство и миряне, пребывая в живом взаимодействии между собой, не только составляют, но как бы творят Церковь. Надо быть в Церкви, чтобы понять ее. Поэтому признаки Церкви — «внутренняя святость, не дозволяющая никакой примеси лжи», и «внешняя неизменность» — познаются только ею самою и теми, которых благодать призывает «быть ее членами». «Спасающийся, — говорит Хомяков, — спасается в Церкви, как член ее и в единстве со всеми членами». Необходимо для всех дорожить единством обрядов, свято блюсти освященный Церковью Символ веры, не отвергать ни одного из таинств.

В Православии Хомяков видел гармоничное сочетание единства и свободы в христианской любви. Хомяков считал, что по воле Божией после всех церковных раздоров и разделений Святая Церковь сохранилась лишь на Востоке, в греко-славянских епархиях и патриаршествах, и лишь те могут считать себя вполне христианами, которые сохраняют единство с Восточным Православием или стремятся к этому единству. Стихотворение Хомякова «Киев» является призывом к «отторженным детям» вернуться в лоно Православия.

Признавая, что в Православии содержится истина, Хомяков выполнял все религиозные и церковные постановления, так как придавал большое значение обряду, как внешнему выражению единства и общения верующих.

Хомяков предпринял перевод Нового Завета на русский язык, но неожиданная смерть (1860 г.) прервала его работу: были переведены лишь послания к Галатам и Ефесянам.

Царское правительство и официальная русская богословская наука того времени неблагосклонно относились к богословским воззрениям Хомякова. Но тем не менее они оказали большое влияние на русскую религиозную мысль и при освещении ее дальнейшего развития не могут быть ни забыты, ни отвергнуты, ибо «немногие из наших богословов так хорошо поняли умиротворяющий и любвеобильный дух Православия, не многие сумели так хорошо, типически выяснить его светлый образ» [1], как А. С. Хомяков.

И. Хибарин

[1] Из высказываний проф. Н. И. Барсова об А. С. Хомякове.

Система Orphus