ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫЙ МИТРОПОЛИТ ИСИДОР (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЕГО СМЕРТИ)

Митрополит Исидор, в мире Иаков Сергеевич Никольский, родился

1 октября 1799 г. в селе Никольском, Каширского уезда, Тульской губернии. Он был сыном диакона и в раннем детстве лишился отца. Это постигшее семью великое горе было особенно тяжело. Вдова диакона Никольского, оставшаяся с малюткой сыном на руках, принесла своего младенца-сына в приходский храм, где служил ее покойный муж, и, молясь перед местным образом Боголюбской Божией Матери, передала его непосредственному водительству и попечению Пречистой Девы [1]. С горячей молитвой и со слезами повергалась овдовевшая диаковица перед образом Заступницы рода христианского, она молилась не столько за себя, сколько за лежащего на ее руках младенца. Вдовицу терзал вполне реальный вопрос о будущности ее сына. В условиях суровой борьбы за существование подобный вопрос нужно было предрешать весьма печально. Лишь в хорошем случае можно было предположить, что вдовица, собрав последние крохи, сможет доучить сына до скромной причетнической должности, в худшем же случае можно было ожидать и того, что бедность подобно болоту засосет и сына вдовы-диаконицы и он окажется в рядах неимущих, обездоленных людей, которыми столь богата была Россия в прошлом. Но мать младенца вручила его заступничеству Матери всех скорбящих и обремененных, и под матерним заступлением Пречистой малютка-сирота вырос в мужа совершенна и занял положение первенствующего иерарха.

Несомненно, и самому отроку Иакову пришлось положить немало трудов, пережить немало скорбей, трудностей и лишений во время обучения в духовном училище и Тульской духовной семинарии [2]. Это было то ужасное для бедняков время, когда многие из семинаристов возвращались домой босиком, сберегая столь дорогую у них обувь. Это было в то время, когда ученики ходили по присутственным местам и, унижаясь, выпрашивали себе бумагу на тетради. Все эти лишения пришлось испытать и сироте Никольскому. Но с малых лет он был приучен матерью к скромности, бережливости, терпеливости и настойчивости. Эти качества, а также, главное, покровительство Пресвятой Владычицы помогли юноше в числе лучших закончить в 1821 г. Тульскую духовную семинарию.

Для получения высшего образования юноша Никольский поступает в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1825 г. В том же году 22 августа он пострижен в монашество с именем Исидора, 28-го определен баккалавром по кафедое Священного Писания и герменевтики, 29-го посвящен в сан иеродиакона, а 5-го сентября и в сан иеромонаха. На следующий год он был удостоен степени магистра богословия и назначен преподавателем нравственного Богословия.

Незаурядные способности молодого иеромонаха-магистра обратили на себя внимание духовного начальства, и в 1829 г. он возводится в сан архимандрита и определяется настоятелем Мценского. Петропавловского монастыря, а затем и ректором Орловской духовной семинарии. В 1833 г. он перемещается на должность ректора Московской духовной семинарии и настоятелем Московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря.

Но недолго пришлось питомцам и учащим Московской семинарии иметь у себя ректором архимандрита Исидора. Молодой, способный и энергичный архимандрит не мог укрыться от проницательного взгляда архипастыря Московского Филарета, который и способствовал возведению его на степень епископства в 35-летнем возрасте. Подобно Апостолу Павлу, не пренебрегшему юностью Тимофея (1 Тим. 4, 11), мудрый Филарет провидел в хиротонисуемом будущего выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Не случайно он после состоявшейся хиротонии архимандрита Исидора во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, в храме Московского Чудова монастыря, вручая новопоставленному епископский жезл, изрекал следующие, ставшие пророческими, слова: «Верховный Пастыреначальник да упасет и управит тебя и дарованный тебе ныне дар Свой да сохранит в тебе и возрастит и многоплодным сотворит в благопотребное и полезное служение Церкви» [3].

Три года викарный епископ Исидор был «сотрудником и со действователем» великого Филарета по управлению епархией Московской. Многое мог почерпнуть молодой епископ от такого знаменитого иерарха, крупного богослова, блистательного духовного витии, авторитетного администратора, каким был Филарет[4]. Но и первые шаги вновь рукоположенного епископа были по достоинству оценены маститым святителем, который всегда дорожил отзывами Владыки Исидора об ученых трудах Московской Духовной Академии и предписывал ими руководствоваться [5].

Св. Синод в 1837 г. засвидетельствовал, что епископ Исидор ревностно и отлично Исполняет свои обязанности [6]. 5 июля 1837 г. он был перемещен на самостоятельную кафедру Полоцкую.

Владыке Исидору достался жребий епископского служения в Белоруссии, где в те годы, происходило воссоединение униатов с Православной Церковью. В этой епархии и в Могилевской, куда он был перемещен в 1840 г., епископ Исидор много потрудился над многотрудным делом воссоединения с Матерью-Церковью отторженных от нее происками Рима ее чад. Он проявил здесь архипастырскую твердость и вместе с тем отеческую снисходительность к немощам вновь воссоединенных пастырей и пасомых. По его ходатайству было назначено денежное содержание причтам воссоединенных церквей, увеличено содержание иноческим обителям, возвышены оклады деятелям по епархиальному и духовно-учебному ведомствам. Преосвященный Исидор принимал меры к обновлению и украшению ветхих и убогих православных храмов [7]. За такие благотворные труды он в 1841 г. был возведен в сан архиепископа.

В 1844 г. промысл Божий приводит архиепископа Исидора на служение экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским. В лице Владыки Исидора древняя Церковь Иверская увидела деятельного архипастыря, милостивсого отца, чуждого и тени каких-либо проявлений великорусского шовинизма или пренебрежительного отношения к своей грузинской пастве. Весьма трогательны те слова, которыми впоследствии приветствовал Владыку один из ее представителей: «Спасителем веры и церкви в Грузии небо послало Вас. Вы, отче и пастырю словесного стада, заняли в истории Грузинской Церкви высокое место в ряду тех светлых личностей ее, которые безмерными своими трудами ограждали в течение 15 веков церковь нашу от неусыпных врагов и кровию своею засвидетельствовали правое исповедание веры» [8].

В новой епархии своей Преосвященный Исидор обратил особое внимание на благоустройство епархии и на дело духовного, просвещения, находившееся там в плохом состоянии. Он не забывал и бедняков и сирот своей епархии и старался быть для них отцом, покровителем и утешителем [9]. В 1856 г. за неусыпную, при долговременном архипастырском служении, заботливость о вверенных паствах и за ревностные труды по общему управлению церковными делами Закавказского края Преосвященный Исидор был лично возведен в сан Митрополита.

Интересно отметить и ту подробность, что отличавшийся подвижническим житием и прозорливостью Киевский Митрополит Филарет (Амфитеатров), приветствуя Владыку Исидора с получением сана Митрополита, посылал ему белый клобук с пожеланием быть и Митрополитом Киевским [10]. Через год это пожелание сбылось.

После кончины Киевского Митрополита Филарета преемником ему был назначен 1 марта 1857 г. экзарх Грузии Исидор. И здесь, где наши предки впервые озарились светом христианской веры, где просияли своими подвигами первоначальники русского монашества Антоний и Феодосий, Митрополит Исидор оказался тем же ревностным архипастырем, каким он был и на прежних местах своего служения. За три года управления епархией он не только успел проявить особую попечительность о Киевских Духовных Академии и семинарии и положить начало изданию нового семинарского журнала [11], но и стяжать себе любовь и уважение от духовенства и всей паствы, в памяти которых он остался как архипастырь «благоговейный, смиренномудрый и благостный» [12].

Велики заслуги Митрополита Исидора в деле народного образования. В конце 50-х годов обсуждался вопрос о школьном обучении среди крестьян. Киевский Митрополит Исидор распорядился (в 1859 г.), чтобы во всех местечках и селах Киевской когорты были открыты в домах священников школы, если таковые не будут устроены сельскими обществами.

По кончине Митрополита Петербургского и Новгородского Григория (Постникова) Киевский Митрополит Исидор указом от 1 июля 1860 г. был назначен Митрополитом Петербургским и Новгородским. Киевская паства с грустью прощалась со своим архипастырем, которого она успела полюбить за недолгие годы служения. Очевидец этого прощания, один из ближайших сотрудников Владыки, наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Иоанн описывает это трогательное событие в следующих выражениях: «Мы не умели без многих слез проститься с глубоко чтимым и любимым архипастырем. Нам памятны будут всегда эти, полные любви и слез, последние прощальные слова его к нам. Мы не забудем этой поразительной минуты, когда на том самом месте, где ты, преподав нам свое последнее благословение, отдал эти священные символы святительской власти, и за тем, в глубоком смирении, повергся ниц на землю, прося себе у всех благословения, прощения и молитв напутственных» [13].

Провожаемый слезами киевлян, Владыка Исидор спешил к своей новой пастве. Широки были пределы Петербургской и Новгородской епархии. Митрополиту Исидору подведомственна была не только древняя Новгородская епархия, но и столица с ее окрестностями, а также Эстония и Финляндия. Ведению Митрополита подлежали и причты заграничных церквей. Божие Провидение поставило Митрополита Исидора на трудную ответственную кафедру, соединенную со званием первенствующего члена Синода. Петербург, столица царской России, был средоточием того центрального аппарата, который любил видеть в церкви лишь ведомство православного исповедания. Возможность вмешательств во внутренние дела церкви проживавших в столице различных «августейших особ» и их фаворитов, с одной стороны, засилие лютеран-помещиков по отношению к православным эстонцам и русофобские тенденции финляндских националистов, с другой стороны, делали прохождение архипастырского служения в столице чрезвычайно, трудным и ответственным. Но Преосвященный Исидор шел ему навстречу, для того чтобы свершить свое архипастырское служение.

11 августа 1860 г. прибыл Владыка Исидор в северную столицу и был встречен у ворот Александро-Невской Лавры викарием своим, преосвященным Леонтием, епископом Ревельским, и братиею лавры. Народ во множестве собрался у Лавры и ждал появления своего архипастыря. Выслушав приветственное слово, преосвященного Леонтия, в котором тот выражал надежду, что многолетняя архипастырская деятельность вновь назначенного Митрополита послужит залогом обильных и прекрасных плодов для новой паствы и, Владыка Исидор приложился к престолу и святыням и, благословив народ, отправился в свои покои.

14 августа им совершена была первая литургия в кафедральном лаврском соборе в сослужении викарных епископов: Нектария Выборгского и Леонтия Ревельского. В состоявшемся после литургии благодарственном молебне приняло участие все столичное духовенство. Так было положено начало славному 32-летнему святительству Владыки Исидора на столичной кафедре.

Достигнув звания Митрополита стольного града и первенствующего члена Св. Синода, Высокопреосвященный Исидор продолжал оставаться тем же бодрым, неутомимым деятелем на ниве Православной Христовой Церкви, каким он был и в дни своей юности. Он неутомимо занимался всеми делами епархии, и никакое событие из епархиальной жизни не проходило без личного его рассмотрения и мудрого решения. Все дела он решал беспристрастно, весьма осторожно, причем правосудие и справедливость всегда растворялись милосердием. Он впервые ввел в своей епархии выборное начало — выборы помощников благочинных и благо-чиннических советов. Особенное внимание он обращал на единоверческие приходы и способствовал их умножению [15].

Под его руководством и наблюдением был закончен в 1877 г. перевод на русский язык св. Библии [16]. Особенно много потрудился Владыка Исидор на поприще благотворительности. С августа 1860 г. он был главным попечителем человеколюбивого общества [17].

Годы служения Преосвященного Исидора, на столичной кафедре были теми годами, когда из пореформенной деревни, в связи с обезземеливанием и разорением многих тысяч крестьянских хозяйств, усилился поток населения в крупные города на заработки. Но не все находили в городе работу. Эти люди, а также и уволенные с фабрик и заводов рабочие, выброшенные отсюда из-за болезни или получения увечия, вдовы и сироты преждевременно умерших и погибших от несчастных случаев рабочих, все жертвы «капиталистического Молоха», непрерывно пополняли ряды нищих, бездомных, нуждающихся в куске хлеба и ночлеге. Конечно, ни Владыка Исидор, ни какая-либо другая отдельная личность не были в состоянии предотвратить тех общенародных бедствий, которые нес с собою развивающийся капитализм, и вcе существовавшие тогда благотворительные учреждения ни в коей мере не могли пресечь эти бедствия в корне, они могли лишь на очень непродолжительный период отереть слезы незначительной части всех нуждающихся. Но, испытавший в дни отрочества своего весь ужас нищеты, Владыка Исидор принимал в современных ему благотворительных учреждениях горячее участие и, насколько позволяла ему возможность, улучшал работу этих учреждений и стремился охватить помощью возможно большее количество нуждающихся. Статистические сведения красноречиво говорят, что за 15 лет руководства Преосвященным Исидором человеколюбивого общества (с 1860 по 1875 гг.) количество охваченных пособиями неимущих возросло с 16 000 до 76 000 человек. За тот же период было открыто более 30 благотворительных учреждений, в том числе 8 детских приютов, 6 богаделен, 3 лечебницы, институт слепых детей [18]. Конечно, все эти учреждения не могли обеспечить и малой доли всех нуждающихся, но эти заботы о бедных, проявленные в тяжелые реакционные годы правления Александра III, достойны благодарного воспоминания.

Воспоминания о безотрадном детстве и угнетаемой бедностью родной матери не покидали Владыку и тогда, когда он стал иерархом столичной паствы. Из многолетней практики архипастырского служения он вынес правильный вывод, что бедность и беспомощность среди духовенства дают себя чувствовать так же, как и в другой среде. Поэтому он использует свое высокое положение в целях посильной помощи бедным духовного звания. В 1869 г. по его инициативе открылся Александроневский дом призрения бедных духовного звания [19]. Он заботился и о воспитании духовного юношества. Его заботами открыты 2 училища для девиц духовного звания — Державинское и Деревяницкое в Новгородской епархии и Исидоровское в Петербургской [20].

5 сентября 1875 г. не только управляемая Владыкой епархия, но и вся православная Русь праздновала пятидесятилетие его служения в священном сане. Выраженные по этому поводу любовь и уважение почитателей к маститому архипастырю дали повод к следующему выражению одного из очевидцев: «Чаще стали замечаться явления, напоминающие собой времена Игнатия Богоносца, Поликарпа, Афанасия Великого, Златоуста, Амвросия» [21]. Многочисленные делегации верующих съехались, чтобы выразить уважаемому иерарху свои чувства; еще более многочисленным был поток приветствий от архипастырей, духовных семинарий, академий, рядовых иереев и простых мирян. В длинном списке лиц, приветствовавших архипастыря, наряду с именами преосвященных Никандра Тульского, Макария Орловского, Викторина Полоцкого, Евсевия Могилевского и Германа Казанского, мы встречаем имена астраханского священника Николая Никольского, грузинки Нины Арджеванидзе, верующих сел Заозерья, Большева и Глушкова [22].

Скромный во всем, что касалось до его личности, юбиляр совершил в день своего торжества лишь раннюю литургию в крестовой церкви[23]. Но чрезвычайно внимательный к окружающим, в течение всего дня он находился на ногах и отвечал на многочисленные приветствия своих почитателей [24].

Господь Бог, продливший дни Митрополита Исидора до глубокой старости, привел его отпраздновать также и второй знаменательный юбилей — пяти десяти летнего служения в епископском сане — 11 ноября 1884 г. Сохранившимся до наших дней вещественным памятником этого славного юбилея является икона прей. Исидора Пелусиота, св. благоверного великого князя Александра Невского и св. Павла Исповедника, поднесенная любимому архипастырю депутатами епархиального съезда. К ико. не этой прикреплена медная дощечка с надписью: «Высокопреосвященному Митрополиту Исидору. Милостивейшему Архипастырю и Отцу в день юбилея 50-ти летнего его служения в святительском сане. 1834—11 ноября—1884 г. От депутатов СПБургского епархиального съезда». Икона эта была передана Владыкой в церковь при Александроневском духовном училище, откуда она в 1924 г. была передана в Борскую Успенскую церковь Новгородской епархии, где находится и ныне.

Владыка Исидор пережил и этот юбилей. За долголетнее плодотворное служение Св. Церкви он был удостоен всех наград, духовным лицам присвоенных, со включением и таких отличий, как преднесение Св. Креста при священнослужениях и ношения двух панагий. Скончался он в глубокой старости 7 сентября 1892 г. (в 11 часов вечера) на 93 году жизни, прослужив Св. Церкви 67 лет. Редкие и унылые удары большого колокола Исаакиевского кафедрального собора сообщали жителям Петербурга о смерти Митрополита Исидора»[25].

С великой скорбью встретили духовенство и верующие столицы печальную весть о кончине всеми любимого архипастыря, в течение 32 лет несшего на своих плечах бремя епископского служения в их епархии. В пятницу 11 сентября осиротевшая паства провожала своего архипастыря к месту вечного, упокоения. Божественную Литургию и отпевание почившего совершили Митрополит Киевский Иоанникий, архиепископ Варшавский Флавиан, епископы Псковский Гермоген, Камчатский Гурий и Воронежский Анастасий с многочисленным сонмом духовенства. Много речей было произнесено над гробом архипастыря, все они звучали великой скорбью о том, что ушел от своей паствы выдающийся иерарх, являющийся для нашей епархии тем же, что и приснопамятный Филарет для Москвы.

Погребен Высокопреосвященный Исидор в Александро-Невской Лавре, в церкви во имя преподобного. Исидора Пелусиота.

По омерти маститого архипастыря его епархия была разделена на несколько самостоятельных епархий. Его преемник по столичной кафедре Высокопреосвященный Палладий получил титул Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, Новгородский же епархиальный архиерей стал именоваться архиепископом Новгородским и Старорусским.

Свящ. Н. Петухов

[1] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 3. Слово преосв. архиеписк. Тульского Никандра в день 50-летнего юбилея Митрополита Исидора.

[2] «Церковный вестник» за 1875 г., № 41, стр. 5. Статья Е. Барсова «Духовная семинария в прошлом столетии».

[3] «Церковный вестник» за 1075 г., № 36, стр. 5.

[4] Ю. Полесский. Митрополит Московский Филарет. Ж.М.П. за 1951 г., № 4, стр. 41.

[5] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 5. «От Московской Духовной Академии».

[6] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр 4.

[7] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 8. Приветственная речь Евсевия, архиепископа Могилевского, в 50-летний юбилей Митрополита Исидора.

[8] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 9. Приветственная речь грузина Сабанеева в день 50-летнего юбилея Митрополита Исидора.

[9] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 9. Письменное приветствие от грузинки Нины Арджеванидзе.

[10] «Церковная летопись» (прибавление к «Духовной Беседе») за 1860 г., стр. 615. Статья «Прибытие высокопреосвященного Арсения в Киев».

[11] «Церковный вестник»за 1875 г., № 36, стр. 10. Телеграмма от Киевской духовной семинарии.

[12] «Церковная летопись» за 1860 г., стр. 647. «Прибытие высокопреосвященного Арсения в Киев».

[13] «Церковная летопись» за 1660 г., стр. 647. Приветственная речь архимандрита.

Иоанна Митрополиту Киевскому Арсению.

[14] «Церковные ведомости» за 1860 г., стр. 462. «Прибытие высокопреосвященнейшего Митрополита Исидора».

[15] «Церковный вестник» за 1876 г., № 36, стр 11. «От духовенства санктпетербургской епархии».

[16] «Церковный вестник» за 1875 г., № 35, стр. 3.

[17] «Церковный вестник» за 1875 г, № 35, стр 2.

[18] «Церковный вестник» за 1875 г., № 35, стр. 2.

[19] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр 12

[20] «Церковный вестник» за 1875 г., № 37, стр. 9.

[21] «Церковный вестник» за 1675 г., № 36, стр. 2.

[22] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 3—14.

[23] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 1.

[24] «Церковный вестник» за 1875 г., № 36, стр. 1.

[25] «Церковный вестник» за 1892 г., сентябрь—октябрь.

Система Orphus