ПРЕБЫВАНИЕ ПАСТОРА М. НИМЕЛЛЕРА В МОСКВЕ

I

Начало нового 1952 года ознаменовалось для Московской Патриархии приездом редкого гостя — президента Евангелическо-Лютеранской Церкви земли Гессен в Германии пастора Мартина Нимеллера в сопровождении дочери. Соприкасаясь с русскими православными приходами в пределах своего отечества, он возымел желание лично ознакомиться с положением, устройством и жизнью Русской Православной Церкви и, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, был приглашен архиепископом Берлинским и Германским Борисом посетить Москву в предпраздничные дни Рождества Христова.

Пастор Мартин Нимеллер прибыл в Москву 2 января. Для встречи гостя Московская Патриархия направила на Внуковский аэродром делегацию в составе архиепископа Можайского Макария, протоиереев г. Москвы И. Малюшицкого и В. Шпиллера и секретаря Отдела внешних сношений Патриархии С. И. Филиппова. Прибывший гость был помещен в гостинице «Националь».

Пастор М. Нимеллер положил много сил в борьбе с гитлеровским нацизмом в годы его господства в Германии. Как ревностный христианин и верный сын своего народа, он не склонился перед безумной самоуверенностью Гитлера в дни его торжества и стремился спасти свою страну и свой народ от ожидавшего их разгрома.

За это стремление пастор М. Нимеллер поплатился восьмилетним заключением в концентрационном лагере, которое могло продлиться для него на неопределенное время, если бы гитлеризм не был разгромлен. Когда же поражение Германии стало фактом, М. Нимеллер, в числе других руководителей Евангелическо-Лютеранской Церкви, подписал в октябре 1945 года Штуттгартскую декларацию, содержавшую признание вины и ответственности за войну, для предотвращения которой народ и его духовные руководители не проявили должного мужества и не молились так горячо, как того требует более крепкая вера и самоотверженная любовь.

Московская Патриархия знала о его неутомимой борьбе за единство своего народа, за мирное разрешение германской проблемы и за предотвращение угрозы новой мировой войны. Пастор М. Нимеллер живо интересовался методами нашей церковной работы в защиту мира и желал найти возможности для общения и сотрудничества в великом деле защиты мира.

Русская Православная Церковь, открытая для всех ищущих истины и благодати, пригласила пастора М. Нимеллера, чтобы дать ответы вопрошающему и уделить ему нечто от своих духовных сокровищ.

II

Первое время своего пребывания в Москве пастор М. Нимеллер посвятил ознакомлению с Москвой и мог видеть ритмичное биение сердца великой страны, где все дышит трудом и заботой о мирном процветании народа. Он посетил завод имени Сталина, осматривал подземные дворцы московского метро, видел строительство высотных зданий, сокровища русской живописи, собранные в Третьяковской галлерее.

Но основное внимание пастора М. Нимеллера было направлено на жизнь Русской Православной Церкви. Принятый на второй же день своего пребывания Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, пастор М. Нимеллер имел с ним продолжительную беседу о положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе и о состоянии церковной жизни. Административное устройство, число епархий и храмов, материальное и правовое положение духовенства и приходов, подготовка пастырских кадров и другие стороны церковной организации показали гостю и масштабы ее деятельности, и область нравственного влияния, и силу содействия делу защиты мира. На все свои вопросы любознательный гость получил от Митрополита Николая ясные и обстоятельные ответы, осветившие путь нашей Церкви в современных условиях.

Эта беседа с Митрополитом Николаем послужила пастору М. Нимеллеру как бы введением к непосредственному знакомству с церковной жизнью Москвы. В сопровождении протоиерея И. Малюшицкого, он посетил три московских храма: Божией Матери всех скорбящих радости, что на Ордынке, св. Иоанна Воина — на Якиманке, и преп. Пимена Великого — в Подвесках.

На следующий день, 4 января, пастор М. Нимеллер был принят Святейшим Патриархом Алексием, в присутствии Митрополита Николая и сотрудников Московской Патриархии. Между представителями Русской Православной Церкви и гостем состоялась продолжительная беседа. Отвечая на вопрос Святейшего Патриарха, пастор М. Нимеллер рассказал, что он состоит президентом Евангелическо-Лютеранской церкви земли Гессен. Как один из 12 президентов, он входит в состав Синода всей Евангелическо-Лютеранской церкви Германии, возглавляемой архиепископом Дибелиусом, замещая его по руководству отделом внешних сношений.

Эта церковь не благословляет и не признает раскола Германии и всеми средствами стремится к объединению страны. Подчеркивая духовное единство народа, Синод Евангелическо-Лютеранской церкви заседает то в Западной, то в Восточной зонах (Эссен — Берлин), а сам пастор М. Нимеллер и его собратья, проживая постоянно в Западной зоне, с той же целью приезжают каждую неделю в Восточную зону и совершают здесь свои богослужения. Своими проповедями они ведут энергичную борьбу за мирное объединение Германии, осуждают политику ремилитаризации и призывают немцев не следовать уверениям, что новая война выведет их из нищеты.

В оживленной беседе, касавшейся многих вопросов, М. Нимеллер отметил огромный интерес, который он и его собратья по служению питают к жизни Русской Православной Церкви, и обещал широко распространить в Германии все свои впечатления от пребывания в Москве.

Он вспомнил и о гитлеровских преследованиях, которым подвергался вместе с другими пасторами Евангелическо-Лютеранской церкви за осуждение безумной политики нацизма.

III

Большим событием для гостя явилось посещение Троице-Сергиевой Лавры. Сопровождаемый сотрудниками Патриархии, он направился туда утром в воскресенье, накануне праздника Рождества Христова. В пути шла беседа о Московском Церковном Совещании 1948 г., о русском заграничном расколе и о других церковных событиях. За беседой дорога к Лавре незаметно подошла к концу.

В воротах обители приехавших встретил старец-архимандрит. Он повел гостя и его спутников в Трапезный храм, где в это время заканчивалась Литургия. Осмотрев замечательный храм, все направились в Патриаршие покои. Гостю очень понравился стиль внутренних помещений и домовой церкви Московского Патриарха в Лавре.

Из покоев проследовали в древний Троицкий собор — главную святыню обители. Пришли во время молебна, ежедневно совершаемого у мощей преподобного Сергия, прослушали молебен до конца и осмотрели собор. Исторические сведения о соборе были выслушаны с большим вниманием.

Гость видел серебряную раку с мощами преподобного Сергия, неугасимые лампады под серебряной сенью, древние иконы, запечатленные историческими воспоминаниями.

С интересом пастор М. Нимеллер рассматривал сокровища монастырской ризницы, составленные из вкладов и приношений русских людей, любовь которых к обители была выражена самым совершенным искусством своего времени и в самых дорогих материалах.

В приделе преп. Никона гостя встретил Наместник Лавры архимандрит Иоанн. Он показал место упокоения ближайшего Сергиева ученика, построившего Троицкий собор, затем прошел с гостем в Серапионову палатку, на месте которой стояла, по преданию, келья основателя Лавры, и рассказал о явлении преподобному Сергию и его ученику преп. Михею Божией Матери, обещавшей хранить обитель.

Наместник Лавры здесь же обратился к М. Нимеллеру с краткой речью, в которой с сердечной радостью приветствовал его как достойного представителя Евангелическо-Лютеранской церкви Германии, впервые в истории посетившего Троице-Сергиеву Лавру, чтобы послужить общему делу укрепления братских взаимоотношений между немецким и русским народами. «Своим примером Вы учите нас, — сказал он, — как нужно забывать личные интересы и выгоды, когда общее благо требует от нас служения высшим целям процветания мира. И здесь, у св. мощей преподобного Сергия, этого пламенного молитвенника, вознесите свои молитвы и свои искренние братские чувства соедините с нашими, чтобы Вседержавный Господь благословил наши братские народы долговечным миром и благоденствием...»

Наместник Лавры преподнес гостю Иверскую икону Божией Матери и шкатулку с художественно исполненными видами Лавры, работы палехских мастеров.

Растроганный таким вниманием, М. Нимеллер сказал, что чрезвычайное волнение не позволяет ему выразить всей полноты своих переживаний. Но чувство робости говорит ему, что место, на котором он находится, есть место святое. Поэтому сердечную речь о. Наместника и подарки он относит не к себе, а к христианам своей церкви, которые будут чрезвычайно рады такому благословению Лавры.

После этого о. Наместник Лавры показал гостю Святодуховскую церковь с могилами Митрополита Московского Филарета и Максима Грека, затем — Успенский собор с его святынями и росписью. Пораженный одухотворенной красотой иконных и стенных изображений, пастор М. Нимеллер назвал их школой религиозного воспитания.

Из Успенского собора гость направился в здание Московской Духовной Академии. При входе гостя встретил инспектор Академии и Семинарии проф. Н. П. Доктусов и провел его в актовый зал, а затем показал аудитории, спальни, библиотеку и другие помещения. В профессорской между гостем и инспектором состоялась беседа, в которой пастор М. Нимеллер интересовался числом учащихся, их возрастом и некоторыми деталями учебно-воспитательного процесса. В книге почетных посетителей М. Нимеллер оставил запись.

При выходе из Академии гости встретились с группой студентов, оставшихся в интернате на Рождественские каникулы. Приветствуя молодых людей, пастор сказал, что он переживает счастливый день в своей жизни, ибо находится в самом сердце русского Православия. Юн счастлив быть в этом святом месте и потому, что здесь, под благодатным покровом преподобного Сергия, воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви.

После осмотра храма св. Михея Наместник Лавры пригласил гостя в Патриаршие покои на обед. Перед отъездом из Лавры пастор М. Нимеллер внимательно осмотрел роспись святых ворот на темы из жития Преподобного Сергия.

IV

В ночь под Рождество Христово пастор М. Нимеллер присутствовал в Богоявленском соборе за патриаршим богослужением.

После Литургии М. Нимеллер принес Святейшему Патриарху свое поздравление с праздником Рождества Христова.

Пастор М. Нимеллер уже издал на немецком языке две брошюры, посвященные трудам Московского Церковного Совещания 1948 года, и считает это издание только началом более широкого ознакомления западных христиан с жизнью и духовными сокровищами восточного Пр авославия.

Из того, что пастор М. Нимеллер увидел и пережил, находясь в сфере нашей церковной жизни, он мог понять, какой мощный фактор представляет собою Русская Православная Церковь в деле сохранения мира. «Мое пребывание в России, — пишет М. Нимеллер в прощальном послании, — совпало с праздником русского Рождества. Вокруг Дитяти, лежащего в Вифлеемских яслях, ежегодно собирается весь христианский мир: Иисус Христос пришел к нам, наш Господь и Спаситель! Он становится нашим другом и братом и берет на Себя все бремя наших -грехов. Евангелие возвещает нам радостную весть: с нами Бог, кого убоимся!? — И тогда мы все охвачены братской дружбой, и тогда Небо нисходит на землю, и здесь осуществляется тот мир, о котором мечтает все человечество, на который мы надеемся, для которого мы работаем!»

По возвращении на Родину М. Нимеллер продолжает борьбу за мирное объединение своего народа. Он уже выступил с разоблачением продажности западно-германской печати и подписал петицию «Союза борьбы за мир», призывающую «Федеральный парламент отказаться от ремилитаризации Германии и потребовать от федерального правительства, чтобы оно добилось воссоединения Германии при помощи переговоров» [1]. Усилилась деятельность М. Нимеллера и по объединению христиан евангелического исповедания для совместной работы в пользу мира.

[1] «Известия» от 15 января 1952 г. № 12.

Система Orphus