ИЗ ЖИЗИИ ЕПАРХИЙ

ИЗ ЛЬВОВСКОЙ ЕПАРХИИ

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ

28 октября 1951 г., в воскресенье, приходская община Георгиевской церкви г. Львова торжественно отпраздновала пятидесятилетие существования и освящения своего храма.

Пятьдесят лет существования для храма — срок небольшой. Однако значение юбилея Георгиевской церкви в г. Львове не зависит от ее сравнительно краткой истории, не исчисляется только минувшими годами существования нашего храма. Георгиевская церковь, или «малый Юр» — как называли ее во Львове в отличие от «большого Юра», т. е. кафедрального собора — является священным памятником и свидетелем Православия всей Западной Украины.

Галицкая Русь искони была православной. После столетий напряженной борьбы православного народа, духовенства и церковных братств, в начале XVIII века здесь, путем коварства и насилия, была введена уния. Последним (в 1708 году) признало унию знаменитое Львовское Успенское ставропигиальное братство. Однако и после этого часть братчиков осталась верной Православию и, при поддержке императора Петра I, добилась тогда же права иметь во Львове свою церковь. Эта Троицкая православная церковь во Львове в течение двух столетий была единственным свидетелем Православия Галицкой земли.

Троицкая церковь существовала в условиях постоянных ограничений на правах частной домовой часовни. Она ютилась то в частных квартирах, то в маленьких деревянных постройках во дворах частных усадеб. Только в 1894 г. православным жителям г. Львова удалось добиться от австрийского правительства разрешения на постройку каменной церкви на средства православной Буковинской митрополии и пожертвований прихожан. Строительство церкви было ограничено целым рядом условий: ее высота и размеры не должны были превосходить размеры ближайших католических костелов; храм разрешено было строить в обычном византийском стиле, но запрещено было водружать на куполах церкви «трехраменные», т. е. восьмиконечные, кресты, особо чтимые в народе за их православную форму, и т. п.

Отдельным пунктом правительственных условий было требование переименовать церковь из Троицкой в Георгиевскую. В чем был смысл этого требования? На престольные праздники львовских храмов верующие сходились обычно не только из города, но также из окрестных сел. Собирались они в Троицкую православную церковь и тогда, когда их приходы и церкви давно уже были униатскими. Во избежание этого австрийские власти, по проискам католической и униатской иерархии, потребовали переименования православной Троицкой церкви в Георгиевскую, исходя из того расчета, что в день престольного ее праздника все богомольцы пойдут в униатский кафедральный Георгиевский собор. Величественный своими размерами, положением и архитектурой кафедральный униатский собор, при сравнении его с небольшой Георгиевской церковью, должен был, по мнению недругов Православия, утверждать в народном сознании мысль о превосходстве католичества и унии над униженным Православием.

27 октября 1901 г. новая церковь была освящена во имя св. вмч. Георгия. Она была единственной православной церковью на Западной Украине, носительницей исторической православной традиции этого края, преемницей Успенской церкви Львовской ставропигии, наследницей Троицкой церкви, живой свидетельницей преданности галицкого народа вере своих православных предков. В те времена, когда в сознании нашего народа всеми средствами уничтожалась память об историческом, кровном и религиозном единстве с родным украинским и русским народом, когда народное стремление к возрождению Православия вызывало жестокие преследования австрийских властей, проклятия католической и униатской иерархии, злобные доносы и клевету со стороны местных украинско-немецких националистов, — тогда Георгиевская церковь во Львове оставалась твердыней и светочем Православия для всего Прикарпатского края.

С началом первой мировой войны Георгиевская церковь была закрыта австрийскими властями, а после прихода русских войск в сентябре 1914 г. она открылась. В народе началось значительное движение за воссоединение с Православной Церковью. После отхода русской армии в 1915 г. Георгиевская церковь опять была закрыта и оставалась в таком положении до развала австро-венгерской империи в октябре 1918 г. Годы буржуазно-националистической Польши были временем беспрерывной борьбы Георгиевской церкви за свое существование.

Новый, светлый, период в жизни нашей церкви начался после воссоединения Западной Украины с Советским Союзом в едином Украинском советском государстве в 1939 г. Скоро наладилась связь прихода с Киевом и Москвой. Прихожане Георгиевской церкви доныне тепло вспоминают торжественные богослужения в ней и вдохновенные проповеди Высокопреосвященного Экзарха воссоединенных западных областей, Митрополита Николая (ныне Крутицкого и Коломенского). К сожалению, эти радостные дни скоро сменились черными годами фашистской оккупации, когда наша церковь была под постоянным подозрением и угрозой репрессий, подвергалась гестаповским обыскам и т. п.

После освобождения Львова Советской армией 27 июля 1944 г., Георгиевская церковь вновь стала средоточием церковной жизни для всех православных приходов Западной Украины. Значение ее возросло еще более, когда в апреле 1945 г. во Львов прибыл и поселился при нашем храме первый православный епископ Львовский и Тернопольский, Преосвященный Макарий. Таким образом Георгиевская церковь стала кафедральным собором.

Вскоре наступил тот знаменательный час, когда милость и благословение Господне вознаградили неумирающую преданность нашего духовенства и народа православной вере его благочестивых предков, ту преданность, о которой красноречиво говорили камни и стены Георгиевской церкви в то время, когда верные Православию уста вынуждены были молчать. На Львовском Соборе 8—10 марта 1946 г. была отменена злосчастная уния, греко-католики Западной Украины воссоединились с Русской Православной Церковью и все Львовские храмы стали православными. Архиепископ Макарий перешел в «большой Юр» — кафедральный собор св. Георгия (Юрия).

В последние годы, заботами настоятеля церкви прот. В. Имшенника и его предшественника прот. Г. Боечко, храм был отремонтирован и обновлен как снаружи, так и внутри. Истовое ежедневное совершение богослужений, хороший церковный хор — все в этой церкви создает высокое молитвенное настроение и привлекает к ней верующих.

Пятидесятилетний юбилей Георгиевской церкви был отмечен в воскресенье, 28 октября, торжественным богослужением, в котором принял участие управляющий Львовско-Тернопольской епархией Преосвященный Иларион, епископ Мукачевский и Ужгородский, с собором духовенства, при большом стечении верующего народа.

По случаю торжества, от имени епископа Илариона, духовенства и прихожан, были посланы телеграммы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, бывшему первому Львовскому епископу, ныне Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всея Польши Макарию, Высокопреосвященному Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю и Высокопреосвященному Экзарху Украины Митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанну. От Святейшего Патриарха и остальных иерархов были получены ответные приветствия с благословениями и молитвенными пожеланиями Георгиевской церкви дальнейшего процветания и благоплодного служения Православию и Родине.

И. ФЕДОРОВИЧ

Система Orphus