СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

К 90-летию его прославления (1861-1951)

«В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

(Причастен)

Великий праведник русской земли и светильник нашей Православной Церкви святитель Тихон Задонский жил и подвизался в делах христианского благочестия в XVIII в. Родился он в 1724 г. в семье бедного псаломщика села Короцко. б. Новгородской губ., и в миру носил имя Тимофей. Оставшись сиротой после смерти отца, с самого раннего детства он жил на попечении своего старшего брата, наследовавшего должность отца. Обучался сначала в военной цифирной школе, затем во вновь открытой Новгородской Духовной семинарии. В 1758 г. он принял монашество с именем Тихона, был настоятелем сначала Желтикова, а потом Тверского Отроча монастыря и ректором Тверской Духовной семинарии. В 1761 г. возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, а с 1763 г. переведен на Воронежскую епископскую кафедру. В 1767 г. по расстроенному здоровью был уволен на покой в Толшевский монастырь, здесь он подвизался около 2-х лет. В 1769 г., согласно просьбе, переведен в Задонский монастырь, б. Воронежской губ., где 13 августа 1783 г. скончался и был там погребен.

В 1861 г. св. Тихон причислен к лику святых. 13 августа того же года в гор. Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России Митрополитом Петербургским и Ладожским Исидором, в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи Святителя Тихона. Светильник водружен на свещнице «да светит всем, иже в храмине суть». Днем памяти Святителя Тихона установлено 13 августа. В настоящее время св. мощи находятся в кафедральном соборе в областном гор. Орле.

От св. Тихона в памяти потомства остались и хранятся его многочисленные по количеству и разнообразные по содержанию «творения». С любовною тщательностью почитателей памяти угодника Божия отыскивались и неоднократно запечатлевались в изданиях памятники письменности святителя и подвижника. Издание его творений началось с 1784 г., т. е. через год после кончины святителя. Последнее издание датируется 1908 годом.

Ко дню открытия св. мощей и после открытия в многочисленном количестве издавалась литература биографического характера — «Житие иже во святых Отца нашего Тихона Задонского». Личность каждого человека, — говорит историк профессор В. В. Болотов, — для постороннего исследователя представляет собою как бы многогранник с разным количеством углов, и, смотря по тому, с какой стороны и под каким углом зрения совершается исследование, с этой стороны высказывается о ней и суждение. О св. Тихоне появились научные исследования, как о проповеднике, епархиальном архипастыре, пастыре-учителе, благоустроителе церковной жизни, деятеле в борьбе с старообрядческим расколом и др.

В 1916 г. появилась монография свящ. Т. Д. Попова (магистерская диссертация) под заглавием «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение» (Москва, 1916). Область нравоучения является самой существенной стороной в жизни, личности и в деятельности св. Тихона. Назидания св. Тихона не устарели и для нас, людей середины XX века.

Праведник живет в столетиях! Его творения перешли уже в новую эпоху нашей истории. Православная Церковь именует св. Тихона «сопричастником святых апостолов» и «Христовыми устами, источающими словеса жизни вечной», т. е. жизни неизменяемой, всегда единой, на земле начинающейся и в обителях Отца Небесного нескончаемой (Акафист св. Тихону). Вся жизнь св. Тихона была «жизнью во Христе». Он, по выражению тропаря, «от юности возлюбил Христа» и во всей его жизни «образом», т. е. образцом, был всем чадам Церкви «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою и смирением». Мысль и дело, по справедливому определению историка проф. П. В. Знаменского, у него не расходились, он стремился идею воплотить в живой практике. Он по-евангельски «учил» и «творил», наставляя паству свою «словом» и «житием». Отсюда его творения являются благовестием «истинного христианства». Он «не точию во дни живота своего назидал паству свою, но и по честнем успении своем всем верным показует правы стези Царства Христова» (Акафист св. Тихону).

В письме «к другу и брату о Христе» указан обычный метод работ св. Тихона. Библию, — по его словам, — он читал с рассуждением и поучался в ней всегда «поутру и нощию»; потом «поучался у св. Златоуста»; после этого уже следовали знакомство с существовавшей литературой и его личные «рассуждения», т. е. выводы, поучения, наставления. Он не пренебрегал знакомством и с этими современными ему научными произведениями. Но их св. Тихон, по его выражению, «прочитывал потом», т. е. после Библии и Златоуста [1]. В предисловии к сочинению «Плоть и дух» св. Тихон пишет: «В сей книжице, во-первых, полагается Св. Писание, под тем — учение св. Златоуста, послежде прилагается рассуждение ради простого народа» [2]. Вот где сокрыты основа и причины неувядаемой славы имени св. Тихона и жизненности его творений в веках. Божественное откровение, воспринятое в православном исповедании, — источник его благодатных вдохновений и основа его письменного творчества.

Преосвященный Антоний II, архиепископ Воронежский, в официальном докладе Св. Синоду об открытии мощей св. Тихона, именовал святителя «добрым пастырем, светившим учением Евангельским в недрах Православной Российской Церкви и во время жизни и еще более по смерти». Митрополит Исидор при открытии св. мощей в своем слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия... Поистине это был свет мира, соль земли... Светильник не угас... Он перенесен на свещник к престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного...» [3] Приснопамятный Московский Митрополит Филарет, почитатель св. Тихона, называет его творения «живою точною рекой с золотым песком». Этим он характеризует как благодатную силу влияния, так и глубину и ценность содержания творений св. Тихона [4]. По отзыву проф. П. В. Знаменского, оставшиеся после смерти творения ов. Тихона «по своей жизненности и популярности представляют образец христианского нравоучения, равный которому мы едва ли найдем в нашей церковной литературе». Епископ Феофан, затворник Вышенский, в своем поучении на дни говения писал: «Что читать?. конечно, только духовные книги; из них ничего вам больше не посоветую, как писания св. Тихона». Многим священнослужителям, искавшим руководства в духовной жизни и желавшим получить наставление, епископ Феофан весьма часто отвечал: «Читайте дома и в церкви творения св. Тихона» [5].

Вторая характерная черта и причина необычайной популярности творений св. Тихона, это их простота изложения, задушевность и искренность. «Зде ищется польза, а не услаждение; опасение, а не человекоугодие... рассуждение полагается просто и кратко, просто ради лучшего понятия простейшему народу; кратко, чтобы не скучно было чаще прочитывать читателю», — писал сам святитель в предисловии к одному из своих сочинений [6]. Любовь к ближнему, к «брату во Христе», в душе св. Тихона была неразлучна с его любовью к Богу. Сын из народа, он не отделял себя от народа, забота о народе не покидала его в минуты благодатных вдохновений при писании творений. Он первый по времени из наших отечественных иерархов заговорил о необходимости перевода священных книг Нового Завета на общедоступный пониманию народа русский язык.

Имя и творения св. Тихона хорошо известны и видным представителям русской художественной литературы. Один из них, Г. И. Успенский, писал, что он знает «мораль без слов» св. Тихона... как он покупал мужикам семена, земледельческое орудие, хлопотал за них в тюрьмах... на эти расходы истратил все... после его смерти осталось денег 14 р. ассигнациями...» [7]

Из-под пера подвижника, Задонского периода жизни, появилось его замечательное произведение под заглавием «О истинном христианстве», в двух больших томах.

Чтобы быть христианином, учит св. Тихон, — для этого «потребны, во-первых, имя христианское, во-вторых, житие христианское. Второе без первого невозможно, а первое без второго есть едино лицемерие... Имя христианское без христианского жития... в самой вещи ничтоже... Нужно быть не только христианином, но и истинным христианином [8].

В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится его «истинное христианство».

ПРОФ.-ПРОТ. Т. ПОПОВ

[1] Св. Тихон Задонский. Творения, изд. 5, т. 5, стр. 330.

[2] Св. Тихон Задонский. Творения, изд. 6. т. 1, стр. 125.

[3] Свящ. Т. Д. Попов. Св. Тихон Задонский и его нравоучения, Москва, 1916 г., стр. 298.

[4] См. полное собрание отзывов и мнений Митр. Филарета, т. III, стр. 100.

[5] Прот. П. А. Смирнов. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского, Шацк. 1905 г., стр. 226—242.

[6] Св. Тихон Задонский. Творения, 6 изд., т. 1, стр. 125—126.

[7] Г. И. Успенский, 4 изд. Павленкова. 1897, т. 2, стр. 648.

[8] Творения, 5 Синод, изд., т. III, стр. 28.

Система Orphus