Сретение Господне — великий праздник в Православной Церкви. Он словно трубой громогласной ставит перед сознанием православных людей вопрос: А ты посвятил себя Богу? С радостью ли ждешь ты конца земной жизни?..
Невольным трепетом эти вопросы наполняют души добрых христиан. И они с благоговейным вниманием переживают евангельское благовестие о сретении Младенца Христа во храме святым старцем Симеоном Богоприимцем.
Об этом событии благовествует Ев. Лука во 2-й гл. со ст. 22-го: «...Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его (Христа) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем»...
«Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... И тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ея» (Лев. 12, со 2-го ст.).
Вот Преблагословенная Матерь Божия, Чистейшая Св. Дева, во исполнение закона, в 40-й день по рождении Христа, со смирением принесла Его в храм, чтобы «представить пред Господа». При этом, так как по бедности, Она «не в состоянии была принести агнца», — она взяла двух горлиц — одну во всесожжение Богу, а другую в жертву за грех (Лев. 12, 6—8). И «выкупила» Христа пятью священными сиклями, что по нашему счету равно 4 р. 50 коп. Пять сиклей прообразовали пять язв, полученных Христом на кресте.
Св. Дева, держа на руках Младенца, склонила колена пред Господом и с великим благоговением подносила Его Богу, как бы говоря: «Предвечный Отче! Вот Сын Твой, Которого Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеческого. Вот Тот, Которого прежде веков родил Ты без матери, а Я, по Твоему благоволению, в последние дни родила Его без мужа!.. Вот Первенец Мой, ко Тебе соприсносущий и собезначальный... Приими Первенца, с Которым Ты сотворил века и повелел воссиять свету... Приими от Меня Сына Твоего; сотвори над Ним и надо мной волю Твою и искупи плотию и кровию Его, от Меня принятого, род человеческий» [1].
Так помолившись, Св. Дева возложила Младенца на руки св. Захария, отца Предтечи. По свидетельству св. Григория Нисского, Кирилла Александрийского и Андрея Критского, это происходило не на том месте, где становились обыкновенно жены, которым надлежало очиститься, но там, где стояли девицы, и где женам, имеющим мужа, стоять не дозволялось.
Книжники и фарисеи, заметив это, вознегодовали. Священник Захарий объявил им, что эта Матерь и по рождении осталась чистою; поэтому Ей не запрещено стоять на месте дев.
В это время, когда принесли Младенца Христа в храм, пришел сюда, по вдохновению Св. Духа, святой старец Симеон. Ему была уже не одна сотня лет. Он был из числа семидесяти переводчиков Св. Библии с еврейского языка на греческий. Переводчики трудились в Александрии при Птоломеях. По преданию, св. Симеону указано было переводить книгу прор. Исаии. Дойдя до 7 гл. ст. 14 пророчества, переводчик остановился; ему надобно было переводить святые слова: «се Дева во чреве приимет и родит Сына Еммануила»... «Дева» — по-еврейски Га-алима.
Га-алима — дева чистая, девственница, не познавшая мужа. Как такая дева могла родить сына? И каким словом по-гречески обозначить ее?..
Задумался и заколебался св. Симеон. А в это время явившийся ему ангел сказал: «За то, что ты усомнился в пророчестве, Бог указывает тебе, — ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь Божественного Младенца...»
И вот старец Симеон тоскливо стал ждать обещанного ему священного события. Прошло столетие, а Дивный Младенец не нарождался. Истощались силы старца. Жизнь стала для него тяжелым бременем; смерть же не приходила...
Наконец, Дух Божий открыл ему о явлении в храме Божественного Младенца с Матерью. Обрадованный старец пошел в храм и увидел здесь то, чего долго ждало его сердце... «Он взял на руки (Младенца Христа), благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 28 и 30).
За то, что св. Симеон «взял на руки» Младенца Христа, Православная Церковь называет его Богоприимцем. Дивное утешение для истомленного годами старца! И вместе спасительное назидание для христиан. Надо крепко помнить слова из Нагорной проповеди: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Так, только люди с чистым сердцем, с доброю совестью могут в себе ощущать Бога. Эта радость дается человеку в награду за труды благочестия, за горячую веру в Бога, — чем славен был дивный старец Симеон.
Возвращая Божественного Младенца Матери, св. Симеон сказал ей: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34—35).
Дивно пророчествовал старец Симеон! Явление Христа, точно, было временем «отпадения» от истины Божией книжников, фарисеев и духовно загрубелых иудеев; в то же время оно было призывом к Нему всех «труждающихся и обремененных» простых людей, составивших из себя Новозаветную Церковь Христову.
Проповедь Евангелия произвела взрыв «пререканий» среди евреев и других народов. Злоба врагов Его была столь ожесточенна, что Его распяли на кресте, пригвоздив к дереву гвоздями и пронзив тело Его копием.
При кресте Христовом стояла Матерь Божия. Она была рыдающей свидетельницей неимоверных страданий Сына Своего. Она слышала стоны и вопль Его — «жажду», — сердце ее разрывалось от горя.
Боговдохновенный старец Симеон пророчески провидел крестную смерть Спасителя на Голгофе и ярко изобразил ее Святой Деве Марии-
В то время жила при храме Анна, пророчица, дочь Фануила из колена Ассирова. Она была престарелой вдовой, 84-х лет. Она проводила жизнь свою богоугодно при храме, служа Богу постом и молитвою день и ночь. Она много пророчествовала о Христе Младенце людям, «ожидающим избавления в Иерусалиме».
Книжники и фарисеи, слышавшие, что о Христе говорили старец Симеон и Анна, поспешили донести об этом Ироду. Ирод немедленно послал воинов разыскивать Божественного Младенца, чтобы убить Его; но Его не нашли в Иерусалиме: Иосиф и Мария, совершив в Церкви все по закону Моисееву, возвратились в Назарет, а отсюда, по повелению Божию, возвещенному ангелом во сне, «убежали» с Младенцем в Египет.
Праздник Сретения Господня установлен в Православной Церкви в царствование императора Юстиниана (527—565). До этого времени воспоминание об этом священном событии совершалось в Церкви, но частно, не торжественно.
ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ
[1] Слава Богоматери, Москва, 1907 г., стр. 240—241.