СТАТЬИ

ПОДВИГ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ СПАСИТЕЛЯ [1]

Созданный для блаженной жизни, первый Адам свободно пошел по злому пути, указанному змием: Заповедь Божия показалась ему стеснением его свободы, и он вкусил плода, поданного ему его женою, и вместе с женою оказался рабом диавола: не нашедши в сердце своем слов покаяния, он лишился блаженного единения с Богом и изгнан был из рая.

Сын Божий — Отчее Слово, — принявший плоть Адамову без греха, свободно выбрал путь полного послушания воле Отца Своего Небесного. Воля Отца Небесного — вот единый закон для нового Адама, — входя в мир, Он словами псалмопевца говорит: Се иду: во главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10, 7). В таком пренебесном настроении несет воплотившееся Слово Отчее беспримерный подвиг, возложенный на Него Пресвятой Троицей. В таком настроении Он встречает и все искушения на Его земном пути и силою воли Своей, подчиненный Отцу, побеждает их.

Первого Адама искушал чрез жену диавол. К воплотившемуся Сыну Божню, после Его крещения и сорокадневного поста, также приступил диавол и искушал Его, дабы Он подчинился желаниям Своего человеческого естества, исполнил Свою человеческую волю и отступил от воли Отца Своего.

Трижды сатана приступал к Господу, и трижды Господь Иисус Христос отверг сатанинские искушения, ибо Он только волю Отца Своего пришел на землю исполнить: искушаемый сатаною наш Спаситель на каждое из искушений отвечал словами Священного Писания, начертанными Духом Святым еврейскому народу для их исполнения. Вместо плотского невоздержания Адамова Господь показал полное измождение плоти Своей («последи взалкал», Мф. 4, 2) и не восхотел, чтобы камни сделались хлебом; вместо желания Адамова узнать, справедливы ли слова Господа, давшего заповедь, Господь отвечал диаволу Божиими словами: не искусиши Господа Бога Твоего (Втор. 6, 16); вместо горделивого желания Адамова быть совершенным мудрецом и владетелем всего на земле, Господь ответствовал диаволу смиренным исповеданием, что человеческое естество должно Единому Господу поклоняться и Ему одному служить. Диавол посрамлен этим дивным послушанием Господа. и оставляет Его.

Тогда, когда победа в человеческом естестве совершенно была над диаволом одержана, тогда, — говорится, — остави его диавол, и се Ангелы приступиша и служаху Ему (Мф. 4, 11). Но этим одним не окончилось желание сатаны побудить Господа отступить от заповеди Бога и Отца Небесного. Орудием своей злобы против Спасителя избрал сатана народных еврейских учителей и законников. Фарисеи и саддукеи, книжники и другие многократно и разнообразно искушали Господа Иисуса Христа; но на все эти искушения Господь отвечал по Своей, приводившей всех в изумление, премудрости и посрамлял всех подступавших к Нему с лукавыми вопросами, — так что никтоже можаше, — говорит Евангелист, — отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому (Мф. 22, 46; Мр. 12, 34; Лк. 20, 40). А много послушайте Его в сладость (Мр. 12, 37; Мф. 22, 33; Лк. 4, 22). Бывали Ему и от народа искушения, особенно, когда после чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами народ хотел нечаянно взять Его и сделать царем (Ио. 6, 15). Это искушение, как известно, Господь победил, удалившись для молитвы на гору (Ио. 6, 15), где до четвертой стражи ночи молился наедине (Мф. 14, 23, 25). Конечно, Духовные вожди народа еврейского искушали всегда Господа со злою целью (Мф. 12, 38—40; 16, 1—4; 22, 15—46; Мр. 8, 11 —12; 12, 13—27), а народ по особой любви к Нему и ревности не по разуму.

Но не только враги Господа и неразумные из народа пытались отвратить Господа с избранного Им пути — твердого исполнения воли Божией, — а и те, которые были близки к Нему и любившие Его всею душою, не всегда понимали Его преданности воле Отчей и пытались пробудить в Нем хотения земные.

У евангелиста Марка в третьей главе повествуется о том, что после избрания двенадцати Апостолов, когда Господь в некоем доме преподавал Свое учение и народ собрался в таком большом количестве, что «невозможно было и хлеба есть», то «ближние Его, — пишет Евангелист, — пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». Следовательно, «ближние» Спасителя не только не внимали Его учению, но называли Его «неистовым», «вышедшим из себя» и пытались помешать исполнению Его Божественной миссии.

Приходит наш Спаситель на реку Иордан к Иоанну, чтобы креститься от Него и для того, чтобы проявить в человеческом безгрешном естестве Свое воистину Божественное смирение в память всему человечеству, которому и пришел показать Свою небесную «правду». И вот Иоанн Креститель, «посланный Богом крестить в воде» (Ио. 1, 33), пророк «больший всех рожденных женами» (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), удерживает воплотившегося Господа по чисто человеческим, хотя смиренным, побуждениям и говорит: «Аз требую Тобою креститися, И Ты ли грядеши ко мне» (Мф. 3, 14). И только когда Иисус сказал ему в ответ: «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его» (Мф. 3, 15). И совершилось великое умилительное таинство. «Одеяйся светом яко ризою, — поет Св. Церковь, — нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданские: не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояй порождение». И на реке Иордане, конечно, чисто человеческое чувство, проявленное великим Предтечею, имело последнею своею целью удержать нашего Спасителя от исполнения воли Божественной, но Явившийся вселенной для того, чтобы «исполнить всякую правду», удержал Иоанна от этого человеческого хотения, и по Крещении Господа открыто явилось на Иордане изволение Единосущной Троицы на этот величайший подвиг смирения воплотившегося Отчего Слова. «И крестився Иисус, — пишет св. Евангелист Матфей, — взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем-же благоволих» (Мф. 3, 16—17). Удерживавший прежде Господа от крещения вместе с блудниками и грешниками, великий Иоанн уразумел великий подвиг крестившегося у него Сына Божия, умилился Его небесным смирением и, окончивши мученически свою жизнь, с проповедию

о явлении на земле Спасителя сошел во ад, чтобы обрадовать тех, кто с верою в грядущего Мессию находился в преисподней, и приготовить их к радостной встрече пострадавшего за мир Агнца Божия. Следовательно, что было бы, если бы смиренная просьба Иоанна Крестителя была исполнена нашим Спасителем?! Воплотившееся Слово Отчее идет Своим путем и никакие чисто человеческие, земные, чувствования не в силах удержать Его от избранного Им пути самоуничижения, крайнего истощения для спасения грешного потомства первого Адама. По Его Божественной премудрости этот путь и есть единственный истинный для отверзтия райских врат, закрытых горделивым грехом первого Адама.

У Господа нашего во время Его земной жизни были избранные Им 12 Апостолов, и еще 70, и еще другие ученики, и братья Его по плоти. Но когда наш Спаситель в Капернаумской синагоге изрек Свое небесное учение «о хлебе животном», то, говорит св. Евангелист Иоанн Богослов, — «мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним» (Ио. 6, 66). И Господь наш не только не удерживал их, но, обратившись к двенадцати, спросил их: еда и вы хощете ити (Ио. 6, 67), показывая этим вопросом, что только тогда можно быть Его учеником, когда каждую иоту, каждую черту Его учения принимают с совершенною несокрушимою верою. А когда братья Господа в Галилее пред праздником Кущей сказали Ему: «Прейди отсюду и иди во Иудею, дай ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши» (Ио. 7, 3), то Господь Иисус Христос отклонил это чисто земное, тщеславное предложение плотских Своих братьев, которые, живя мечтами о земном царстве Мессии, по свидетельству Иоанна Богослова, «не вероваху в Него» (Ио. 7, 5), и высказал им, что Его пришествие не для земной славы, но для того, чтобы обличать злые дела мира (Ио. 7, 6—9).

Но не только братья Господа, не только «многие» ученики, оставившие Господа после Его беседы о таинстве причащения, но и ближайшие 12, и из них особо избранные, проявляли настроение чисто земное, человеческое и пытались делать это с соизволения Господа. Своим «маловерием» (Мф. 14, 31), «неверием» (Мф. 17, 20), «окамененным сердцем» (Лк. 9, 44—45, 18, 31—34), спорами о старейшинстве (Мр. 9, 34; Лк. 9, 46) они причинили Господу великую скорбь, и Он обличил их в том, что они все живут человеческими, земными чувствованиями. По особой ревности к славе своего Учителя, ученики «запретили» не ходившему с ними некоему человеку, именем Господа изгонявшему бесов, но Господь не одобрил этого, сказавши ученикам: «Не браните; иже бо несть на вы, по вас есть» (Лк. 9, 49—50); Никто же бо есть, иже сотворит силу о имени Моем, и возможет вскоре злословити Мя» (Мр. 9, 39). Надо было Господу с учениками Своими, по пути в Иерусалим, пройти чрез некое Самарийское селение, и Он послал туда вестников, чтобы приготовить для Него, но жители этого селения, увидевши, что Он «имел вид путешествующего во Иерусалим», не приняли Господа. Как известно, братья Воанергес вопросили Господа, можно ли им, подобно Илии, сказать, чтобы огонь сошел с неба и попалил и селение и жителей этого селения, но Господь, обратившись к ним, запретил им это и сказал: «Не веста, коего Духа еста вы: Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 9, 51—56). Те же самые сыны Громовы со своею матерью Соломиею, незадолго до предания Господа, обращаются к Нему с просьбою дать им лучшие места в Его царствии (Мф. 20, 20—28; Мр. 10, 35—45). Господь, указавши Иакову и Иоанну на то, что Его ученикам должно пить Его Чашу и креститься Его крещением и не дерзать вступать в те дела, какие принадлежат только Отцу Небесному, всем ученикам, негодовавшим на Иакова и Иоанна, сказал: «Весте, яко князи язык господствуют ими, и велиции обладают ими; не тако же будет в вас; но, иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб; якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, на послужити и дата душу Свою, избавление за многих» (Мф. 20, 25—28).

Но особенно ярко выказывал свои чисто земные, человеческие чувствования пылкий, горячо любивший Господа Апостол Петр: Ему Отец Небесный открыл, что их Учитель есть Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 13—19). За это великое исповедание Господь ублажил Апостола. Но лишь только Христос, Сын Бога живаго, начал сказывать ученикам Своим о грядущих на Него страданиях и позорной смерти, как тот же Петр, поемь Его, «Начат пререцати Ему, глаголя: милосерд Ты, Господи, не имать быти Тебе сие». И Господь строго укорил его за эти слова: «Обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси, яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая» (Мф. 16, 22—23). Очень ясны эти слова Господа; они говорят, что путь спасения мира, избранный Христом, воплотившимся Сыном Божиим, есть единственно истинный, и кто пытается совратить Господа с этого пути, тот является злым соблазнителем, пособником сатаны. И когда Господь Иисус Христос в четверг на Тайной вечери «путь добрейший смирения показал», то и здесь ап. Петр, ужасаясь смиренно, что Божественный их Учитель хочет и его ноги умыть, возражал против действий Господа; но подобно Иоанну Крестителю на Иордане, когда услыхал слова Господа: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною» (Ио. 13, 8), послушно подал свои ноги, чтобы Творец и Спаситель мира, воплотившийся Сын Божий, умыл их (Ио. 13, 6—10). Все эти искушения от диавола, от врагов Господних, от народа и от близких и горячо любивших Его Господь победил, оставшись верным избранному Им пути. Но воплотившийся Сын Божий ясно видел, что и преданные Ему и близкие Ему, по любви к Нему, не понимают глубины и высоты Его подвига. «Домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Ефес. 3, 9) хранилось в сердце Воплотившегося Отчего Слова,— и еще до полного исполнения Им всей воли Отца Небесного, и не могло еще быть открыто людям,— поэтому они не только проявляли непонимание дел Господа, но пытались противиться Его делу.

Наш Спаситель в Своем подвиге — один, и неуклонно идет Он Своим путем, в Своей премудрости понимая, что только этим — не человеческим — путем можно спасти падшего человека, — явить миру спасительный образ Нового Адама.

МИТРОПОЛИТ ВАРФОЛОМЕЙ

[1] См. «Журнал Московской Патриархии», 1952 г., № 1.

Система Orphus