Несмотря на свои почти 86 лет, Святейший Католикос-Патриарх Каллистрат до своей глубокой старости сохранял телесную бодрость, здоровье и ясную, живую мысль. Потому столь неожиданной для близких и окружавших Святейшего была его кончина.
Еще в праздник святой равноапостольной Нины (27 января) Святейший Каллистрат с большим подъемом совершал Божественную литургию в Сионском соборе г. Тбилиси, где хранится великая святыня Грузинской Православной Церкви и всего христианского мира — крест из виноградных лоз, принадлежавший святой Нине и обвитый ее власами.
В Тбилиси мне рассказали сейчас, что праздник святой Нины прошел в этом году в особенно торжественной обстановке: Святейший Католикос Каллистрат пригласил на этот день в Сионский собор все православное духовенство г. Тбилиси и окрестностей. Когда один из священников, отвечая на приглашение своего Первосвятителя, сослался на свою занятость в этот день и на недомогание, почивший сказал ему: «Смотри сам, но потом ты пожалеешь».
В глубине своего духа Святейший Каллистрат имел как будто какое-то предчувствие своего близкого конца. Но со стороны не было ни одного объективного повода думать об этом, так как Владыка-Католикос чувствовал себя здоровым и ни на что не жаловался.
Через 1—2 дня после праздника — это было за 5—6 дней До его блаженной кончины — Святейший Каллистрат внезапно почувствовал неясное недомогание, о чем написал некоторым своим друзьям — русским архипастырям, прося их молитв о себе.
Накануне дня смерти он ощутил резкую боль в области живота и в течение этого дня впадал в обморочное состояние. Святейшего Католикоса в тот же день перенесли в больницу, где ему сейчас же, в ночь под воскресенье 3 февраля, сделали операцию. В этот день он и скончался в 16 час. 35 мин. Только на операционном столе врачи поставили окончательный диагноз: кровоизлияние в мочевой пузырь.
Не стало горячо любимого Грузинской Церковью и всем православным миром Главы древнейшей из Православных Церквей. Закончился долгий светлый земной путь великого служителя алтаря Церкви Христовой.
Печальный перезвон колоколов всех православных церквей города Тбилиси в этот вечер оповестил православную паству столицы Грузии о великой скорби.
Тело блаженно почившего было перенесено в Патриарший Сионский собор, где и пребывало всю неделю до 10 февраля — дня, назначенного для погребения. Местом погребения избран склеп в этом соборе, где покоится под полом храма прах первых, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви, ее католикосов: Кириона, Христофора, Леонида и Амвросия. Святейший Каллистрат и в буквальном и в переносном смысле «приложился к отцам».
В течение всей недели, с 4 по 10 февраля, православные сыны и дочери Грузинской Церкви имели возможность проститься со своим любимым отцом. Ежедневно совершались архиерейским служением заупокойные Божественные литургии.
В Тбилиси собрались все наличные архиереи Грузинского Католикосата: Митрополит Урбнисский Мелхиседек, вступивший, как старейший в ряде иерархов и согласно воле почившего, в отправление обязанностей Местоблюстителя Католикосского Патриаршего Престола; Митрополит Кутаисский Ефрем и епископ Алавердский Гавриил. Съехалось многочисленное духовенство со всех концов Грузии.
Тело почившего, облаченное в белые парчевые священные одежды, с благолепным и спокойным лицом, обрамленным белыми, как снег, волосами и такой же бородой, с лицом, не закрытым воздухом (по восточному и здешнему обычаю), — возлежало в массивном дубовом гробу. В полу собора, около левой колонны, был приготовлен склеп для новой, священной для Грузинской Церкви, могилы.
Подходил день последнего прощания с дорогим покойником.
Ввиду того, что погребение было назначено на воскресенье, парастас был совершен в пятницу вечером. В субботу, 9 февраля, для соучастия в погребении прибыли представители Русской Православной Церкви: Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископ Симферопольский и Крымский Лука, архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан. С ними приехал и патриарший архидиакон Георгий Антоненко. Раньше нас с той же целью приехали в Тбилиси настоятель Антиохийского подворья в Москве архимандрит Василий (Самаха) — в качестве представителя Блаженнейшего Антиохийского Патриарха Александра III, и делегация от Верховного Католикоса-Патриарха всех Армян, в составе епископа Саака и двух архимандритов.
Мы, делегаты Русской Православной Церкви, были встречены на вокзале всеми архиереями Грузинской Церкви «во свидетельство, — как сказал нам при встрече Местоблюститель Митрополит Мелхиседек,— глубокого уважения к Русской Православной Церкви со стороны ее сестры — Церкви Грузинской и в знак благодарности за сочувствие в тяжелом горе Православной Грузии».
Накануне 10 февраля в Сионском соборе была совершена воскресная всенощная. После нее мы, представители Русской Православной Церкви, во главе со мной, при участии епископа Алавердского Гавриила и многочисленного сонма духовенства, совершили панихиду у гроба, в след за которой мы, архиереи, прочитав первые главы Евангелия от Матфея, положили начало чтению святого Евангелия в течение всей последней перед погребением ночи.
Собор был настолько переполнен верующим народом, что людям нельзя было поднять руки для крестного знамения. Множество народа стояло вне собора, в ограде и на ближайшей улице, несмотря на сильный дождь, не перестававший в течение всего субботнего дня и вечера.
К утру 10 февраля небо стало ясным; на небе не было ни одного облачка. Солнце щедрыми, по-весеннему теплыми, лучами заливало столицу Грузии. Своей лаской оно как бы хотело смягчить скорбь сердец верующих людей, прощающихся с дорогими останками своего Первоиерарха.
Божественная литургия, которая началась в 11-м часу утра, совершалась шестью архиереями: тремя грузинскими и тремя представителями Русской Православной Церкви, при участии множества священнослужителей — архимандритов, протоиереев, священников, протодиаконов и диаконов. Пел патриарший хор и хор русских монахинь и любителей. Первенствовал за литургией и отпеванием Патриарший Местоблюститель Митрополит Мелхиседек. Возгласы произносились попеременно на грузинском, славянском и арабском языках. Толпы народа, запрудившие все прилегающие к собору улицы, в течение всей литургии и отпевания впускались в собор через южную боковую дверь; люди проходили мимо гроба, полагая на себя крестное знамение, и выходили из храма через западные двери: иначе нельзя было предоставить возможность всему народу хотя бы взглянуть в последний раз на своего Патриарха.
У гроба, покрытого архиерейской мантией, стояли иподиаконы почившего с рипидами в руках; у изголовья высился посох почившего Католикоса. На гроб было возложено множество цветов в виде креста и в венках — от сослужителей почившего, от духовенства, паствы. Были также возложены венки от Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и Уполномоченного по делам Грузинской Православной Церкви при Совете Министров Грузинской ССР.
Около двух часов дня, тотчас же по окончании литургии, началось отпевание почившего Святейшего Каллистрата. На отпевание вышло еще большее число православных священнослужителей. К этому времени в храм прибыли и представители римско-католического и магометанского духовенства Тбилиси.
Перед отпеванием сказать первое надгробное слово было предоставлено мне. Произнесенная мною речь, посвященная характеристике светлой и великой личности покойного, с выражением скорби Русской Православной Церкви, печатается в этом же номере.
Непосредственно за мною прочитали свои речи представитель Святейшего Католикоса-Патриарха всех Армян епископ Саак и Председатель армянского Епархиального Управления в Тбилиси Акоп Тер-Арутюнян.
Епископ Саак, выразив в своей речи глубокое соболезнование духовенству и верующим Грузинской Церкви от имени Католикоса-Патриарха всех Армян Георга VI и всей Армянской Церкви, сказал:
«Очень стара дружба братских народов — грузинского и армянского. После принятия христианства были установлены самые тесные дружеские взаимоотношения и между двумя соседними Церквами...
Покойный Блаженнейший Католикос-Патриарх Каллистрат был поборником идей мира и взаимопонимания между двумя христианскими Церквами. Под блаженным обликом Его Святейшества таилась добрая и отзывчивая грузинская душа».
Председатель Епархиального Совета армян города Тбилиси Акоп Тер-Арупонян в своей надгробной речи напомнил о встрече и совещании трех Патриархов: Московского, Грузинского и Армянского в 1950 году, при опубликовании ими «с оливковой ветвью в руках» обращения к христианам всего мира. Он охарактеризовал почившего в таких словах:
«Из этих трех проповедников мира виднейшим оказался Патриарх Каллистрат. Его выступления, его простые слова наполнили всех присутствовавших на этом совещании энтузиазмом...
Не сомневаемся в том, что в истории Грузинской Православной Церкви одно из первых мест займут деяния покойного Патриарха Каллистрата».
После этих речей начался умилительный чин отпевания, продолжавшийся до шестого часа вечера. По прочтении пятою Евангелия, положенного в чине отпевания, выступил с кратким напутственным словом, от лица Блаженнейшего Антиохийского Патриарха Александра III, архимандрит Василий.
Высказывая глубокое соболезнование, архимандрит Василий говорил о том, что почивший был «большим другом Блаженнейшею Патриарха Александра и всей Антиохийской Церкви».
«Антиохийская Церковь, — продолжал оратор, — хорошо знает Святейшего Каллистрата не только как крупнейшего церковного деятеля, но и горячего защитника и поборника дела мира.
Труды и подвиги Святейшего Каллистрата, совместно с Главами других Православных Церквей, послужили образцом для всех христиан — как надо бороться за свободу и за мир народов против жаждущих разжечь новую мировую войну».
По окончании погребального чина, все духовенство со слезами на глазах, а некоторые не сдерживая и рыданий, прощалось со Святейшим Католикосом. Простились и осиротевшие дочери покойного.
После прощания секретарь Католикосата Платон Цкитишвили, стоя около гроба, огласил телеграммы с выражением соболезнования от Глав Православных Церквей и отдельных иерархов. Первыми были прочитаны обе телеграммы Святейшего Патриарха Алексия: в день кончины Святейшего Католикоса и в день погребения, а также телеграмма Митрополита Николая с чувствами глубокой скорби по случаю великой утраты.
Священнослужители подняли гроб с телом и в предшествии архиереев, при пении «Помощник и Покровитель», внесли гроб Царскими вратами в алтарь, обошли с гробом вокруг святого престола и затем, выйдя из храма, совершили обнесение гроба вокруг собора. Гроб был поставлен в соборе у открытой могилы-склепа, и после заупокойной литии Патриарший Местоблюститель Владыка Митрополит Мелхиседек с глубоким волнением сказал последнее «прости» своему почившему Начальнику и отцу. Перед закрытием гроба на тело был возлит освященный елей от святого таинства соборования. Лицо почившего было покрыто воздухом. Гроб медленно опускается в склеп. Мы бросаем поверх гроба комья земли. Склеп закладывается кирпичом.
Своей светлой душой Святейший Каллистрат уже пребывает в стране вечной жизни, «идеже несть печаль, ни воздыхание». Телом же своим он остается лежать, до общего воскресения мертвых, рядом с своими предшественниками по Патриаршему престолу.
Все погребальное торжество закончилось в 6 часов вечера. На поминальной трапезе было произнесено много теплых речей о почившем. Трапеза с большим количеством гостей была устроена в новом патриаршем доме, который с любовью созидал почивший в течение последних двух лет и куда только за 8 дней до своей кончины он переехал из своего, более чем скромного, помещения при Сионском соборе.
На другой день, 11 февраля, молитвенно вспоминался 9-й день по кончине Святейшего Каллистрата. Заупокойную Божественную литургию совершил архиепископ Харьковский Стефан совместно с грузинским духовенством, и после литургии всем собравшимся духовенством была отслужена панихида у места упокоения почившего. Перед панихидой архиепископ Стефан сказал теплое слово, в котором указал на заветы, оставленные жизнью и подвигами покойного его духовным детям: быть носителями веры, любви, смирения, которыми была богата душа усопшего.
Днем, после литургии, мы, приехавшие на печальное торжество гости, посетили святыни города Тбилиси и достопримечательные места: Дидубийскую церковь с чудотворной иконой Божией Матери (в этом храме венчалась в XIII веке святая царица Тамара); знаменитый Мцхетский собор XI века с Животворящим Столпом, под которым, по преданию, под спудом хранится хитон Христов; древнейший Мцхетский женский монастырь, место первоначального поселения святой Нины, с часовней, где она предавалась келейной молитве; церкви — святого Александра Невского, святого Михаила Тверского, Квашветскую Георгиевскую (построенную покойным Католикосом Каллистратом на месте исторической Квашветской церкви); древнюю церковь святого Давида Гареджийского, при которой устроен некрополь с могилами выдающихся деятелей грузинской культуры и искусства; здесь и грот с могилой А. С. Грибоедова и его жены; посетили также другие храмы и исторические памятники.
После поездки по городу Тбилиси и его окрестностям мы вновь зашли в Сионский собор еще раз поклониться месту блаженного упокоения Святейшего Каллистрата и перед отъездом проститься с этим святым местом.
Мы воочию увидели, как беспредельно горе Грузинской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь всецело разделяет эту великую скорбь и молит Святаго Духа Утешителя ниспослать в скорбные сердца наших православных грузинских братьев небесное подкрепление.
Да будет почившему вечный покой в селениях небесных!
Саукуно ихос хсенеба миси!
Да живет в веках его светлое имя!
Дух Святый, чрез предстоящий Всегрузинский Церковный Собор, да укажет достойного преемника почившему Первоиерарху Иверской Церкви.
Митрополит Николай