Крещение Господне

О крещении Иисуса Христа от Иоанна Предтечи в водах иорданских благовествуют все евангелисты. Их благовестие, тождественное по существу, различно по объему повествования и в частностях. Подробнее событие крещения описывает ев. Матфей в 3-й гл. со ст. 13-го по 17-й. За ним следует ев. Лука в 3-й же гл. ст. 21—22.

Евангелисты Марк и Иоанн упоминают о крещении Господа, но как о событии всем известном. И потому не описывают его совершения, а указывают на внутренний, благодатный смысл его.

Как происходило крещение Господа?

Евангелистами оно ставится в связь с крещением Иоанновым. Пророк и Предтеча Господень Иоанн послан был Богом проповедывать людям покаяние для прощения грехов (Ио. 1, 6), Он так говорит о себе: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу...» (Ио. I, 23). Господь идет, чтобы открыть новое благодатное Царство, — Царство Небесное (Мф. 3, 2). В это Царство нет входа ничему нечистому (Мф. 3, 12).

Евреи, жившие в то время, пламенно, тревожно ждали Мессию-Спасителя. Они и потекли к Иоанну толпами...

Господу Иисусу было в то время тридцать лет. Ему надлежало выйти из Своей назаретской безвестности на общественное служение миру. Он и начал это служение крещением от Иоанна.

Крещение Иоаннова совершалось по заповеди Божией (Ио. 1, 33). Чтобы исполнить эту заповедь, Господь, как человек, приходит к Иоанну креститься, чтобы вместе с тем подтвердить святость и величие его действий. Об этом ев. Матфей повествует: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?» (Мф. 3, 13—14).

Господь шел на Иордан, чтобы «исполнить всякую правду» Божию. Иоанн, озаренный Духом Божиим, знал, что перед ним «Агнец Божий», «Сын Божий» (Ио. I, 34—36). В смиренном трепете он поэтому отказывается крестить Иисуса и сам готов стать в положение крещаемого.

«Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3,15).

Итак, «правду» исполнял Христос, крестясь от Иоанна. — Какую?

«Правду», то-есть верность и послушание заповедям Божиим. Пророк Иоанн принял от Бога повеление крестить народ для очищения его от грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. И тем на вечное время Он дал пример смирения христианам.

Как человек, Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии. Но Он выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства Христова. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19—20).

«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16—17).

Ев. Лука событие Крещения Господня изображает несколько иначе: «Когда... Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо. И Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с неба...» (Лк. 3, 21—22).

Таким образом, по ев. Луке, Господь, выйдя из воды, молился, и на Него, молящегося, сошел Дух Св. «в телесном виде, как голубь».

Эти особенности повествования чрезвычайно характерны: «Иисус, крестившись, молился...» Несомненно о том, чтобы Бог был с Ним при совершении Им мессианского подвига. Христос знал, какие Ему предстояли страдания. Как человек, Он и молится о помощи.

Еще об особенности сказания ев. Луки о крещении Христовом. Когда Он молился, по выходе из воды, Дух Святый сошел на Него в телесном виде голубя...

Нельзя понимать слов Евангелиста буквально. Конечно, не телесный голубь слетел на Христа. Дух Святый сошел на Него осязательно, видимо для Крестителя. Сошел, как бы голубь, на подобие этой птицы. Это необходимо было для Иоанна, во уверение его взгляда на крестившегося Господа, как на Агнца Божия и Сына Божия (Ио. I, 34—36).

Народ в массе своей мог не видеть чудесного сошествия Св. Духа на Христа. Богу не угодно было покорять его Евангелию знамениями и чудесами. Народ, видевший позже воскрешение Христом Лазаря, лишь отчасти пришел к Нему, а в массе, стоя перед Пилатом, кричал: «Распни, распни Его» (Мф. 27, 23).

Святое Крещение Господа на церковном языке называется Богоявлением. При крещении Христа открылась миру в Боге троичность Лиц: Бог Отец, Который говорил с неба, Сын Его «Возлюбленный», крестившийся в водах иорданских, и Дух Святый, сошедший на Него в виде голубя.

В Ветхом Завете люди хотели, как Моисей, видеть Бога, но не могли. И боялись даже видеть Его, полагая, что тот, кто увидит Его, — умрет. Так, в землетрясении, в огне и буре открылся Господь ветхозаветным людям. И они память о Нем имели в виде ковчега Завета.

Новый Завет торжественно, величаво, но в благостном окружении явился миру в крещении Господа. В это время с неба слышен был голос Отца; в воде крестился Сын Его Возлюбленный, на Которого видимо сошел Дух Божий.

На этом основании в Православной Церкви делаются иконы Святой Троицы. Бог Отец, говоривший с неба, изображается в виде Старца, Ветхого денми. Это так, потому что у пророка Данила Бог изображается именно Старцем (Дан. 7, 13, 22). Ни в каком другом виде Церковь не благословляет писать на иконах образ Бога Отца. Христос изображается Мужем помоложе и так, как повествует о Нем Евангелие; Дух Святый — в виде голубя и огненных языков (Деян. 2, 3).

Прот. Д. Боголюбов

Система Orphus