ВОПЛОЩЕНИЕ СЫНА БОЖИЯ В ПЛАНЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА НАШЕГО СПАСЕНИЯ
Святой Апостол Павел дело спасения мира называет «великою тайною благочестия» (I Тим. 3, 16).
Вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа и является открытием этой тайны спасения всего рода человеческого, прежде сокрытой в Боге. В предвечном совете Живоначальной и Единосущной Троицы исполнение воли Божией о опасении людей возложено на второе лицо Святой Троицы — Бога Сына, чрез приятие им человеческой плоти. Первый Адам впал в грех своеволия: вместо пополнения воли Божией, вместо послушания Богу, он, по наущению диавола, захотел исполнить свою волю, — не захотел быть послушным Богу и нарушил заповедь Божию: чистым, безгрешным созданное Богом естество человеческое своеволием Адама растлилось. Господь и Спаситель наш, восприявши от Пречистой Девы Марии, — дщери Адама, — безгрешную, чистую, по наитию Духа Святаго, человеческую плоть, — такую же, какою она была до грехопадения у первозданного, — в этом безгрешном, но истинно человеческом по немощи естестве, восхотел исполнить всю волю Божию.
Только Сын Божий и мог совершить спасение людей от последствий греха Адамова. Почему для этого непременно нужно было сошествие на землю Сына Божия? Почему воплотившееся соприсносущное Отцу Слово Отчее явилось во плоти, плотию пострадало и умерло и, воскресши из мертвых, вознеслось пречистою Своею плотию на небо? Об этом и помыслим.
Наши прародители сотворены были Всеблагим Господом для приобретения божественной жизни и для вечного блаженства, и во образе Божием, по коему они были созданы, дана им была полная возможность упражняться в добродетели до совершенного Богоподобия. Но, по наущению диавола и увлеченные своею похотью [1], они нарушили заповедь Божию, образ Божий в них поблек, совратились они в неправду, пытались даже укрыться от Всеведущего Бога и, изгнанные из рая, начали проводить жизнь по своему хотению, удерживаясь только гласом совести, законом естественным. Но чем дальше шло время, тем более и более уклонялись люди от Божиих велений, диктуемых совестью каждого: естественный закон оказался также в полном пренебрежении, «неправдою люди подавили истину» (Римл. 1, 18). Забыли люди истинного Бога, «поклонились и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Римл. 1, 25), началось идолопоклонство, люди осуетились в умствованиях своих и «омрачилось несмысленное их сердце» (Римл. 1, 21). «И предал их Бог постыдным страстям» (Римл. 1, 21), и достигли люди такого ужасного состояния, что вся жизнь их стала полною всяких пороков и беззаконий, люди жили в духовной тьме и сени смертной. И эти беззакония умножались, люди стали ненасытными во грехе, о чем и пишет св. Апостол Павел в первой главе своего послания к Римлянам.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Исполнением времен (Ефес. 1, 10) было Его, Господа Иисуса Христа, пришествие. Итак, когда Он все сделал чрез Ангелов, Пророков и Закон, — и нисколько не успел, напротив, находясь еще в опасности (раскаяться), что напрасно сотворил человека, что напрасно привел (к бытию) того, кто слишком имел преуспевать во зле, когда все без разбора погибали в большем количестве, чем при потопе: тогда Бог нашел средство спасти человека в благодати, при котором (оказывается), что Он не безрассудно и не напрасно сотворил его. Сие исполнение времен Апостол называет и премудростию. Почему? Потому, что люди тогда были спасены, когда всего больше они могли погибать» (1 беседа на посл, к Ефесянам).
И вот Господь посылает на землю Сына Своего Единородного, чтобы Он во плоти разрушил дело диавола, как и говорит св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диавола (Ио. 3, 8).
Великий святитель Александрийский Афанасий, прежде чем говорить о ниспослании Слова Божия на землю, высказывает такое общее положение: «Обновление твари сообразно было совершиться Словом, создавшим ее в начале. Ибо в этом не окажется никакого противоречия, если Отец тем же Словом, Которым создал тварь, соделал и ее спасение» [2]. О премудрости же Божией, явившейся в воплощении Слова Отчего для спасения падшего человека, Св. Отец рассуждает так: «Обновление созданного по образу Божию человека могло ли совершиться, если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Иисус Христос? Не могло это совершиться чрез людей, потому что сами они сотворены по образу: не могло чрез Ангелов, потому что и они — не образы. Посему то Слово Божие пришло Само, лично, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по образу сотворенного человека. С другой стороны, опять не совершилось бы это, если бы не были уничтожены смерть и тление. Посему то Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу. Итак до дела сего не довлел никто другой, кроме Отчего Образа» [3].
Св. Григорий Богослов, сказавши, что развращение людей до Христа дошло до сильнейшей степени, продолжает свою речь так: «Поелику все сие (развращение) требовало сильнейшего пособия, то и подается сильнейшее: Само Божие слово, превечное и невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты, печать непереносимая, образ неизменяемый, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха» [4].
«Приходил, — пишет преп. Макарий, — Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения и всякая прочая правда совершалась по закону: а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души: Он Один освободил ее от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим. Он иссушил в ней источник нечистых помыслов» [5].
Итак, для спасения чрез грех Адама погибшего рода человеческого, по Божественной премудрости, необходимо было Отчему Слову, Сыну Божию, создавшему по Своему образу человека, оставаясь во всей неприступной славе Божества, сойти с небес, принять от Адамовой Дщери чистую, безгрешную, по наитию Духа Святаго, плоть, стать совершенным человеком, и в немощной, но безгрешной, плоти человеческой исполнить всю волю Божию о спасении мира. Мы веруем в Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».
Митрополит Варфоломей
[1] У Ефрема Сирина в его толковании на книгу Бытия мы читаем: «Искусительное слово (диавола) не ввело бы и грех искушаемых (прародителей), если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель, то само древо красотою своею ввело бы в борьбу их желание. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им собственное пожелание». (Ефрем Сирии, Твор., ч. VI. Св.-Тр. Лавра 1901 г., стр. 237).
[2] Твор., ч. I, стр. 192.
[3] Там же, стр. 208.
[4] Твор., ч. III, стр. 245—246.
[5] Дух. беседа, стр. 172—173.