Рождественское послание СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПАСТВЕ

«Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» (Пс. 94,1)

Этот призыв святого Псалмопевцва особенно близок нам в эти дни, когда мы со всею Церковью празднуем великое и радостное событие в жизни человечества — Рождество нашего Спасителя и Господа, Иисуса Христа. «Слава в вышних Богу и на земли мир» — слышим мы неоднократно в эти святые дни в храмах Божиих, и мысль наша переносится в тихий Вифлеем, в убогую, но паче всяких роскошных жилищ, царственную пещеру, которая в ночь Рождества Христова огласилась ангельским пением, и доныне, спустя столько веков, вливающим радость и мир в души наши.

При самом рождении Господа небо возвестило земле мир, и с тех пор — и обыкновенное в иных случаях, и торжественное — в других, изъявление державной и благой воли Спасителя было проникнуто желанием и благословением мира.

Посылает ли Он учеников Своих на проповедь, — Он велит им подавать всякому граду и всякому дому — мир. «В оньже аще колиждо град или весь внидете... входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему» (Матф. 10, 11-12).

Идет ли Господь на вольную страсть и спасительную для рода человеческого смерть. Он оставляет людям как всеобщее наследие и утешение — мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27).

Является ли Он ученикам Своим по воскресении, как уже восприявший «всякую власть на небеси и на земли» (Матф. 28, 18), Он возвещает им мир: «Прииде Иисус и ста посреде и глагола им: Мир вам» (Иоан. 20, 19).

И мир Божий, превосходящий в сяк ум, дарованный людям, готов осенить не только всякую душу всякого человека, желающего принять его; он готов низойти и во внешний мир; наполнить собою и грады, и государства и прогнать с лица земли всякую брань.

Но, к стыду христианства и человечества, есть еще на земле люди, враги мира, которые, отвергая мир, возвещенный Ангелами и принесенный на землю Спасителем, готовы подвергнуть опасности взаимный между народами мир и разжечь пламя войны.

Как примирить это с обещанием, данным Богом через Пророка, что придет время, когда «раскуют мечи на орала и копия на серпы, и не возьмет язык на язык меча» (Исаии 2, 4)?

Без сомнения, в цепи времен будет такое звено, если Тот, Кто времена и лета положил в Своей власти, дал нам такое обетование. Но оно, это вожделенное время, или отдалится, или приблизится в зависимости от воли людей к миру, от побеждающего всякое зло и неправду стремления людей к добру и правде.

И прежде всего на нас, пастырях стада Христова, лежит долг приблизить благословенное время всеобщего мира не только усиленными молитвами к Богу мира о мире всего мира, но и неумолкаемою проповедью о мире, всемерной поддержкой ревнителей и защитников мира, число которых неизмеримо растет как знамение того, что мир победит войну.

В настоящий светлый Праздник мира и любви, приветствуя возлюбленных архипастырей, пастырей и паству, я призываю их всех к этому действенному подвигу за мир, и, благословляя их на этот подвиг, молю Бога соединить взаимно людей в крепком желании благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, верного Источника истинного и совершенного мира.

Да будет наступившее новое лето для всех народов нашего великого отечества — летом благоприятным, летом благости Божией, летом утешений и радостей.

«Приидите, возрадуемся Господеви...» Аминь.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово 25 декабря 1951 г.

Система Orphus