Дорогие друзья по защите мира!
Всесоюзная конференция сторонников мира является событием огромной важности в жизни нашей великой Родины. Имея в среде своих участников представителей различных политических, научных, культурных и общественных организаций, она должна наиболее полно выявить настроения и чаяния самых широких слоев населения нашей многонациональной социалистической державы и продемонстрировать перед мировым общественным мнением нашу волю к миру, заклеймив со всей решительностью и определенностью всех зарубежных поджигателей новой мировой кровавой бойни. Эта наша Конференция призвана сорвать маски лицемерия и ханжества с преступного лица международных разбойников с большой дороги, замышляющих свое очередное черное дело.
В какое время собрались мы сюда на дело защиты мира? В те дни, когда весь советский народ всецело занят мирным созидательным трудом.
Спокойно ударяет молотом или направляет работу станка наш рабочий, создавая то, что необходимо для мирной жизни. Золотеют на солнце наши тучные колхозные нивы. Созревают в наших садах и огородах любовно выращенные мичуринские плоды. Встают, как из-под земли, разрушенные войной старые здания наших городов и строятся с фантастической быстротой новые дома-гиганты.
С одушевлением, в творческом невиданном порыве отдается советский человек своему труду, ставшему впервые в истории больше не проклятием раба, а делом чести свободного человека, тому поистине благословенному труду, который дает подлинную человеческую радость.
Наша интеллигенция творит новые прекрасные культурные ценности. Наши литература и искусство создают величавые, правдивые образы людей нашей Сталинской эпохи. Наши наука и техника, самые передовые в мире, делают новые открытия и внедряют их в жизнь и производство. Они заняты не изысканием новых средств разрушения и массового истребления людей, а высокой идеей служения своему народу и всему человечеству, благородным желанием преобразовать природу и всячески облегчить человеческий труд, сделать жизнь человека счастливой и привольной.
И вот, в то время как наша страна и страны народной демократии заняты мирным строительством и ему отдают всю свою волю и энергию, слух простых людей во всем мире встревожен лязгом ржавого от человеческой крови ножа, оттачиваемого рукою убийцы. Вновь заносится над полем земли жестокий серп смерти, готовящийся снять обильную жатву. Те же темные силы, которые десять лет назад ввергли человечество в бездну неизобразимых страданий, вновь хотят собраться на кровавый свой пир, ибо без человеческой крови жить они не могут, рожденные питаться этой кровью.
В те дни, когда разбойник напал на мирный советский дом, Русская Православная Церковь подняла свой обличающий голос, протестуя перед всем человечеством против невиданного в истории преступления, поддерживая тех, кого несчастье застало на захваченной тиранами земле, призывая к неустанной, непреклонной, всемерной борьбе с убийцами женщин, стариков и детей, повинных только в том, что они живут.
Когда смолкли громы войны, оставив по себе страшный след — миллионы могил, Русская Православная Церковь в лице ее представителей многократно обращалась к верующим со словами ободрения, с призывами к целительному мирному труду, который один способен осушить слезы, вернуть жизнь и радость, обеспечить мир.
И ныне, когда темные силы поклонников золотого тельца готовятся ввергнуть все человечество в новую катастрофу, — в этот исторический момент Русская Церковь не может остаться равнодушной к тому, что происходит в мире, ибо такое равнодушие почла бы она нарушением прямого своего долга. Мы, церковные русские люди, не можем сейчас молчать. Движимые не только чувством нашего гражданского долга, как свободные граждане и патриоты нашей великой и родной страны, но и исходя из глубины нашей религиозной совести, как верующие православные христиане, мы должны осудить перед лицом всего мира преступные замыслы мрачных сил мировой реакции.
Жадные щупальцы заокеанского спрута пытаются опутать цесь земной шар. Капиталистическая Америка, эта неистовая блудница воскрешенного Вавилона, устроив мировое торжище, пытается соблазнять народы, толкая их к войне. Но простые люди всех стран с омерзением отводят взоры свои от бесстыдной наготы. В их среде нет и не может быть соблазненных. Соблазну поддаются только те, кто торгует своей Родиной, кого со всей справедливостью нужно назвать заядлыми врагами своих народов.
О «свободе» поют заокеанские сирены. Но лишь человек черной совести и помраченного рассудка способен говорить о наличии свободы в стране, где линчуют людей, где похищают детей, где бросают слезоточивые бомбы в рабочих, т. е. в людей, строящих благополучие страны, где жгут хлеб на глазах у голодающих, где бросают в тюрьмы тех, кто пытается слову «свобода» вернуть его подлинный смысл, где куют золото для подкупа сообщников за рубежами страны и льют пушки для того, чтобы заливать человеческой кровью мирные долины Греции, Китая, Индонезии, Вьетнама. Свобода грабить, насиловать, убивать — вот их «свобода»!
Гарью пожарищ, смрадом трупного разложения и паническим страхом пойманного преступника веет из лагеря «демократов». Эти люди потеряли не только совесть, но и рассудок. В своем безумии они договариваются до таких слов, обращенных непосредственно к нашей стране: «Мы не станем раздавать оружия молодым людям, чтобы они убивали друг друга. Мы пошлем самолеты с грузом атомных, зажигательных и бактериологических бомб, чтобы умертвить детей в их колыбелях, старух за их молитвой и работающих мужчин за их работой» («Таймс Геральд» 4 июля 1949 г., Вашингтон).
До какого морального падения, до какого душевного маразма, до какого садистского цинизма, до какой, наконец, слабости, рожденной страхом, нужно дойти, чтобы произнести такие слова! Это не скотоподобие, потому что зверь, насытившись, успокаивается. Обжорству нынешних людоедов нет предела. Торговцы человеческой кровью и фабриканты смерти, сидящие на золотом мешке, готовы были бы уничтожить не только 200 миллионов советских людей, но и всех вообще людей, способных к протесту против умерщвления их, и оставить себе только малое племя бессловесных рабов, подобных рабам фараоновского Египта.
Может ли Русская Православная Церковь остаться безответной к этим омерзительным словам людоедов? Может ли она не заклеймить такой идеологии, которая, зачеркивая почти двухтысячелетнюю историю христианского учения, является криком исчадий ада, голосом антихриста? Нет, не может. Не имеет права. Она считает своим долгом в этот ответственный момент возвысить свой голос и присоединить его к мощному голосу многомиллионных масс всего Советского Союза.
Русская Православная Церковь, относясь с любовью к верующим массам католической Церкви, не может пройти мимо деяний той группы людей, которая узурпировала власть и права в этой Церкви, которая идейно и реально вдохновляет военную истерию нашего времени. За все время второй мировой войны с высоты папского престола не прозвучало ни одного голоса протеста против палачей человечества и в защиту миллионов убиваемых, пытаемых, гноимых в тюрьмах, вешаемых, расстреливаемых, умерщвляемых в страшных «душегубках». Голос этот поднялся только один раз, — когда судили убийц. Голос прозвучал в защиту убийц! Сейчас возглавитель католической Церкви, ослепленный давней злобой к православным и, особенно, к славянам, а среди них — в высшей степени к русским советским людям, этот старый заклятый враг Советского Союза, открыто вошел в мрачный лагерь факельщиков нового пожара. Весь мир знает его, как агента американского империализма.
Мы считаем кощунственным попранием самих основ христианства, когда видим, как христианская религия при пособничестве ее высших католических представителей беззастенчиво используется в классовых интересах капиталистической верхушки Европы и Америки, чтобы способствовать угнетению и эксплоатации трудящихся масс и развязыванию новой кровавой бойни.
Свое антихристианское лицо во всем его духовном уродстве показал Римский Папа в недавние дни своим декретом об отлучении от Церкви коммунистов и сочувствующих им, тем декретом, который в корне противоречит основам евангельского христианского учения и вызван к жизни звериной злобой главы Римско-католической Церкви.
Некоторые католические газеты, вне всякого сомнения инспирируемые сверху, продолжают утверждать, что Церковь в Советском Союзе «не свободна», «полонена», «порабощена», подчинена Советской власти и ею управляется. Дивишься, чего больше в этих утверждениях вчерашних и возможных завтрашних участников мирового преступления: лицемерия или недальновидного расчета на темноту человеческих масс? Кто из беспристрастных и честных людей за границей не знает, что Русская Православная Церковь под сенью Великой Сталинской Конституции, гарантирующей свободу совести и вероисповедания, абсолютно свободна в своей внутренней жизни?
Позволительно спросить авторов этих утверждений, исполненных казуистического ханжества и злорадного сочувствия: с кем должна, итти Русская Православная Церковь? Против народной, народом свободно избранной и народ представляющей власти? С врагами этой власти: людьми золотого мешка и рабовладельческого кнута, от которых тридцать лет назад освободил себя русский народ? С их'иностранными единомышленниками? Но это значит не только предать на разграбление страну, но и попрать самые основы христианства, запрещающего человеку угнетать человека и пользоваться трудом его рук, брать непринадлежащее ему, и призывающего людей не к войне, а к миру не к ненависти, а к братской любви, не к разрушению, а к мирному созидательному труду...
Нет, Русская Православная Церковь не только не благословит меч новых завоевателей-захватчиков, не только не пойдет против справедливейшего за всю длительную и сложную историю своей страны Правительства, но со всею решимостью в это исполненное огромной ответственности перед грядущими поколениями время открыто и во всеуслышание устами высших своих представителей заявляет, что благородные, истинно гуманные, направленные к счастью трудящихся и братской любви цели Советского Правительства всецело поддерживаются Православной Церковью.
«Мы не станем раздавать оружия молодым людям, чтобы они убивали друг друга», — кричит вашингтонский Каин, и в этих воплях бешенство злодея смешивается с отчаянием труса. О, как бы хотел он, Каин, чтобы эти миллионы молодых людей именно вновь бросились в кровавую сечу самоистребления! Но он чувствует, что в человеческой! семье он - братоубийца — разоблачен и обречен, что оружие, розданное молодым людям, на этот раз обратится против него же. И вот он, бессильный совершить преступление, грозит зверем Апокалипсиса, теми ужасами, которые рисует его бредовая фантазия буйнопомешанного.
Но это уже было в недавние годы войны. Были и ложь, и бред, и блуд, и соблазн, и угрозы. И было после всего этого еще одно — кара...
Парижский конгресс сторонников мира, на котором и я имел честь, выступать, от лица шестисот миллионов человеческих существ со всей решительностью объявил войне войну. Шестьсот миллионов! Количества людей, втрое превышающее население Советского Союза и составляющее почти треть всего населения земного шара! И против масс челове чества восстает ничтожная группа поджигателей войны, жаждущих мирового господства, держащих в руках мертвый металл и воображающих себя владыками мира...
Исход этой борьбы предрешен. Нет и не может быть на земле никаких самых хитроумных средств, которые могли бы побороть бесхитростную силу простых людей, в чьих сердцах неистребима бессмертная вера в правду!..
С этой высокой трибуны Русская Православная Церковь считает своим священным долгом разоблачить тех волков в овечьих шкурах, которые прикрываются высокими христианскими титулами, и раскрыть глаза широким массам простых верующих людей всего мира всех христианских исповеданий на то, в какую пучину нравственного одичания, в какую бездну духовной и физической погибели толкают их эти высшие «духовные» возглавители.
Это именно наш христианский долг предостеречь, пока не поздно, многие тысячи честных католических и протестантских священников и пасторов и многие миллионы простой верующей массы, составляющей их паству, и обратиться к ним с нашим горячим братским призывом противостоять соблазну каинова братоубийства и употребить все их усилия на укрепление богоугодного дела мира.
Русская Православная Церковь горячо приветствует Всесоюзную конференцию сторонников мира и молится о самых плодотворных успехах в ее работе в защиту мира во всем мире.
Митрополит Николай
26 августа 1949 г.
г. Москва