ИЗ ЖИЗНИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

Тот, кто имеет счастье жить под сенью Преподобного Сергия — в его Лавре, не может не чувствовать духовной центральности этого святого места для русского Православия. Все значительные церковные торжества и события, все надежды верующих русских людей, особенно надежды на мир и благоденствие страны нашей, беспрерывными токами молитвенных упований связываются с Домом Живоначальныя Троицы и его великим Преподобным Строителем. Какое бы торжество ни совершалось в Лавре, какое бы церковное событие ни освящалось в ней — благостная весть об этом одна за другой обтекает весь русский православный организм, освежая его духовной бодростью и тем небесным умиротворением, которое беспрерывным потоком исходит от дивного согласия Пресвятой Троицы на весь мир. Этим святейшим согласием живет и дышит каждый насельник Лавры, а тот, кому поручено летописание лаврской жизни, любовно отмечает на страницах летописи каждое событие, духовная значительность которого выходит за пределы обычного, повседневного действия.

Вот перед нами церковное событие, записанное в летописи под 20 числом июня месяца текущего года (3 июля по нов. стилю). Утром этого дня прибыл в Лавру из Москвы Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Высокий гость остановился в Патриарших покоях, чтобы отдохнуть от дороги и приготовиться к служению воскресной Литургии.

О приезде Владыки Николая было объявлено верующим накануне за всенощной, поэтому Успенский собор наполнился молящимися задолго до начала службы. Без четверти в десять на лаврской колокольне раздался трезвон, провожавший Владыку Митрополита в собор. Там, в притворе, его встретило все, не занятое послушаниями, лаврское духовенство. Началась Литургия. Владыке Николаю сослужили о. наместник и пять священнослужителей. В алтаре молились священники, прибывшие из разных хмест страны на богомолье к Преподобному...

По окончании Литургии последовал молебен Преподобному Сергию, после которого Митрополит Николай обратился к молящимся с большой проповедью на тему о стяжании Святого Духа. Своим вдохновенным словом современный Златоуст призвал верующих к исканию вечных духовных ценностей, составляющих наше нетленное достояние, к которому — по нуждам земного пути — будут всегда прилагаться и ценности временные, земные. Убедительная, горячая проповедь Владыки Николая произвела на молящихся глубокое, неотразимое впечатление, о котором ясно свидетельствовали восторженные возгласы, слезы благодарности и особенно светлый дух надежды, озаривший лица молящихся... О том же свидетельствовало настоятельное желание всех присутствующих в храме получить благословение Митрополита. Преподав каждому свое благословение, Владыка обратился к о. наместнику и к братии Лавры со словом признательности за сохранение мира Христова и добавил, что насельники Лавры возложили на себя необычайный труд — духовно насыщать и обогащать неисчислимых чад своих, притекающих к Дому Святой Троицы.

После богослужения Владыка разделил с братией общую трапезу и отбыл в Москву, оставив духовных детей своих в состоянии внутренней бодрости, мира и единомыслия.


Следующая запись летописи, помеченная 2 июля, отмечает завершение работ но устройству домовой церкви в Патриарших покоях и подготовку к ее освящению, которое последовало на следующий день. Церковь устроена во втором этаже покоев, в замечательно отделанной комнате, с позолоченным иконостасом художественной резьбы и с иконами, работы современных иконописцев.

Накануне освящения новой церкви в Успенском соборе был отслужен водосвятный молебен. Вечером прибыл из Москвы Святейший Патриарх Алексий. А на другой день, в, субботу, состоялось освящение новой церкви во имя св. Филарета Милостивого и первая Литургия. Как освящение, так и Литургию совершил Святейший Патриарх Алексий в сослужении наместника Лавры архимандрита Иоанна, казначея Патриархии архимандрита Иеремии и архидиакона Георгия (Антоненко),. В этот день святыня Лавры обогатилась восьмым алтарем.


Освящением новой церкви началась подготовка к празднованию «летнего Сергия» — обретение мощей Преподобного (понедельник, 5/18 июля). К вечеру субботы прибыл в Лавру Преосвященный Никон, епископ Ворошиловоградский и Донецкий, чтобы принять участие в празднике. За всенощным бдением под воскресенье Святейший Патриарх Алексий и Преосвященный Никон молились в Успенском соборе.

На другой день Троицкий собор был открыт с 5 часов утра для поклонения мощам Преподобного Сергия. Как только двери открылись, собор сразу же наполнился паломниками. У святой раки с мощами находился архимандрит Иосиф. За молебном Преподобному пел весь народ. Затем были отслужены три Литургии: ранняя — в приделе: Успенского собора, поздняя — в Троицком соборе и другая поздняя — в Трапезной церкви. Воскресный день вступил в свои права.

Но в преддверии нового праздника, в 3 часа пополудни, в Успенском соборе состоялась малая вечерня, совершенная Святейшим Патриархом в сослужении о. наместника Лавры и двадцати священнослужителей при двух архидиаконах и трех диаконах. Вечерня была отслужена вместе с акафистом Преподобному Сергию. По окончании вечерни дождливая погода сменилась приветливым солнцем, неожиданно засиявшим на ясном небе. На его бездонном фоне лаврские храмы развернулись, как корабли, плывущие по голубому океану Вечности.

Всенощное бдение было совершено в том же Успенском соборе Святейшим Патриархом Алексием в сослужении Преосвященного Никона и епископа Рязанского Филарета, наместника Лавры и двадцати священнослужителей. Во время утрени, после кафизм, Святейший Патриарх прочитал с кафедры житие Преподобного Сергия, которое было выслушано молящимися с особым вниманием. В этом чтении молящимся был преподан урок святости, твердо вошедший в программу нравственного воспитания русского православного народа и давший за шесть последних веков нашей истории великое множество благих плодов.

Из трех Литургий, совершенных в день праздника, позднюю Литургию в Успенском соборе служил Святейший Патриарх Алексий вместе

с прибывшим из Москвы Высокопреосвященным Николаем, Митрополитом Крутицким и Коломенским, а также Преосвященными Никоном и Филаретом, протопресвитером Н. Ф. Колчицким, наместником Лавры и прочим духовенством. На молебен вышли тридцать священнослужителей-паломников.

Торжественное служение было завершено словом Святейшего Патриарха о духовном наследии Преподобного Сергия. Эта неисчерпаемая тема была раскрыта перед слушателями с простотой, достойной духовной мудрости Святейшего проповедника. Всеобщее внимание к его назидательному повествованию явилось как бы общей безмолвной молитвой, которая в каждом чутком человеке не могла затем не перейти в глубокое размышление о смысле собственного земного пути.

На братскую трапезу Святейший Патриарх по нездоровью не вышел, а многочисленные гости, во главе с Митрополитом Николаем, трапезовали с братией Лавры. Разъезд гостей начался с 2 часов дня, но Святейший Патриарх, как хозяин, отбыл в Москву только в 6 часов вечера. Так же постепенно разошлись и паломники, унося с собою духовные сокровища праздника.


В потоке следующих дней лаврская летопись отметила воскресенье 11/24 июля, когда рано утром в Лавру прибыли прихожане Николо-Кузнецкой церкви в Москве вместе со своим настоятелем протоиереем А. П. Смирновым. Он в это утро совершил Божественную Литургию в Успенском соборе, где произнес большую проповедь о значении Преподобного Сергия в церковном и государственном укреплении Руси. В этой проповеди о. Александр показал, как в лице Преподобного русский народ осознал свое культурно-историческое призвание и быстрыми шагами двинулся к его осуществлению. Богатая содержанием проповедь произвела на молящихся глубокое впечатление.

В 3 часа пополудни о. Александр отслужил у мощей Преподобного молебен с каноном и акафистом.


Канун празднования Смоленской иконы Божией Матери (27 июля/9 августа) вошел в лаврскую летопись особым событием монастырской жизни — совершением пострига в малую схиму 74-летнего иерея Павла, священника Грузинской Церкви, отпущенного Патриархом-Каюликосом Каллистратом на монастырскую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Трогательный чин пострига произвел на молящихся сильное впечатление. Весь огромный Трапезный храм был погружен во мрак, и только открытый алтарь сиял всеми своими огнями, как бы подчеркивая нашу земную тьму. Старшие иноки в черных мантиях держали в руках горящие свечи. Постригаемый, выведенный из кельи в длинной белой сорочке, смиренно опустился на пол, и иноки тотчас покрыли его, своими мантиями. Затем, под пение «Объятия Отча» он медленно, почти ползком, двинулся к алтарному свету, по пути трижды простираясь на полу в знак своего смирения. Перед амвоном, у аналогия, где стоял о. наместник, произошел, по чину, потрясающий душу диалог между постригающим и постригаемым: добровольно ли последний оставляет мир и сораспинается Христу? обещает ли он со всею иноческой строгостью достойно до самой смерти носить святое иноческое имя? На все эти вопрошания постригаемый убежденно и со смирением отвечал: «Ей, Богу содействующу, честный отче!»

Постепенно постригаемый был облечен во §се иноческие одежды и получил в руки деревянный напрестольный крест и горящую свечу. В храме он провел денно и нощно пять суток. Имя нового инока — Иоасаф. Теперь его седины дивно сочетались с черным цветом мантии клобука и наметки, а взор полон благодарности Промыслу Божию, приведшему его под святую сень Живоначальныя Троицы. Здесь в молитвенном подвиге и посильных трудах проведет он остаток своей жизни.

В эти же дни прибыл в Лавру, в качестве насельника, протоиерей Константин Замбржицкий, полтора года назад прибывший из Парижа и до сего времени служивший на приходе в Костроме. Достигнув 64-летнего возраста, он ныне ищет пострига ради духовного подвига и спасительного послушания.


В скупых заметках летописца одна за другой проходят картины событий, вошедших в жизнь Лавры тем или иным духовным приобретением. Особенно внимательно отмечаются дни посещений Лавры ее Настоятелем и Священноархимандритом Святейшим Патриархом Алексием и другими высокими лицами. Вот запись, отметившая пятницу 30 июля/12 августа приездом в Лавру Святейшего Патриарха. Вслед за ним прибыл Преосвященный Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий. Лавра готовилась к встрече Успенского поста.

На другой день, в канун Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх присутствовал за всенощным бдением в Успенском соборе вместе с прежде прибывшим Преосвященным Владимиром, епископом Изборским (настоятелем Поково-Печерского монастыря), Преосвященным Гавриилом и наместником Лавры архимандритом Иоанном. Всенощное бдение начал архимандрит Алексий, библиотекарь Лавры. На литию вышел епископ Владимир с 14 иереями, архидиаконом и тремя диаконами, а на полиелей — епископ Гавриил с теми же сослужащими. Святейший Патриарх облачился только во время Великого славословия для изнесения Креста. Торжественная служба длилась в течение пяти часов, не вызывая ни в ком усталости.

В день праздника, 1/14 августа, Святейший Патриарх служил Литургию в Успенском соборе в сослужении Преосвященных Владимира и Гавриила, наместника о. Иоанна, игумена Петра и временного благочинного о. Антонина. В три часа дня Святейший Патриарх изволил сфотографироваться с братией.

В понедельник, 2/15 августа, Святейший Патриарх) служил! Литургию в Крестовой церкви Патриарших покоев. Вечером он отстоял вечерню и утреню в Успенском соборе, а на другой день в 1 час 30 минут дня отбыл в Москву.

В праздник Преображения Господня (6/19 августа) Литургию служил епископ Гавриил в сослужении о. наместника, архимандрита Алексия и гостей-иереев.


Так день за днем, событие за событием отлагается на страницах лаврской летписи для того, чтобы, читая их, наши верующие потомки поминали своих духовных предшественников и заимствовали от них в свой жизненный обиход все доброе и святое.

Архимандрит Алексий (Дехтерев)

Система Orphus