ПАМЯТИ ЕПИСКОПА-МУЧЕНИКА

70-летие со дня рождения первого православного архиерея Чешской Церкви епископа Чешского и Моравскосилезского Горазда в мае с. г. торжественно отмечалось Чехословацким Экзархатом Московской Патриархии. Старейший в Чехословакии, основанный в 1921 г. о. Матеем Павликом, будущим Первосвятителем Чешским, журнал Православной Церкви «Глас Православия» посвятил знаменательному торжеству свой юбилейный номер. «Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии» и орган Пряшевской епархии экзархата «Свет Православия» восполнили памятную дату некрологами, статьями, воспоминаниями. Тщательно подобранный материал воскрешает образ епископа-мученика, продолжателя апостольских трудов Первосвятителей Словенских Кирилла и Мефодия.

Владыка Горазд, в мире Матей Павлик, родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка (Моравия). Уже учеником гимназии в Кромержиже он, будучи официально католиком, в частном порядке изучает церковно-славянский язык, интересуется Православием. Обучаясь затем на богословском факультете в Оломоуце, в 1900 г. он направляется в Киев поклониться православным славянским святыням. Во время первой мировой войны, будучи уже католическим священником, о. Матей приступает к изданию журнала «Право народа», где утверждает значение национальной церкви. 11 октября 1920 г. о. Матей порывает с католичеством и становится во главе православного объединительного движения. В сентябре 1921 г. в сербском монастыре на Фрушковой Горе о. Матей принимает иноческий постриг с именем Горазда. 23 сентября 1921 г. в Белграде он торжественно посвящается во епископа и возвращается в родную Моравию с целью продолжать, десять веков назад прерванную, работу своего соименника — любимого ученика св. Мефодия.

Не легко в сжатой форме обозреть два десятилетия напряженных трудов Владыки Горазда на православной ниве Чехословакии. В стране, где правовое, материальное и численное превосходство католицизма, казалось, не оставило ни малейшей возможности для организации Православной миссии, Преосвященный Владыка Горазд бесстрашно приступает к устроению православных храмов, внедрению православного сознания, православной обрядности. Не зная утомления, не считаясь с здоровьем и временем, Святитель Чешской земли непрерывно объезжает селения своей родной страны. Он обращает ищущих, ободряет и укрепляет в истине верных, рукополагает в священные степени достойных, закладывает, строит и освящает святые храмы. И всюду горячей, искренней верой в грядущее возрождение в чешском народе веры их предков Владыка Горазд возжигает пламень ревности по Святому Православию. Стремление сделать доступной народу сокровищницу православного богослужения побуждает Владыку Горазда к переводу богослужебных книг на родной язык. Так он издает на чешском языке: «Святую Литургию» (1927 г.), «Требник» (1931 г.), «Сборник молитв и богослужебных песнопений Православной Церкви» (1923 г.), а также Катехизис, Жития Сзятых.

Восстанавливая песнопевческую традицию, он вводит в богослужебный обиход особое облегченное «осмигласие». Перу Владыки Горазда принадлежит значительное число проповедей и статей. Одновременно он добивается юридического оформления Чешской Православной епархии и особой государственной дотации духовенству (так наз. Конгруа).

Исключительное внимание приснопамятный Владыка Горазд уделяет подготовке и воспитанию пастырей Православной Церкви. Чутко и ревностно наблюдает он за духовенством епархии, по-отечески указывает и устраняет погрешности, стараясь внедрить и укрепить в сознании пастырей чувство великой ответственности за совершаемое ими дело.

За девять месяцев до своей мученической кончины Владыка Горазд пишет «Правила для духовных лиц Чешской Православной епархии». В 51 статье этих Правил как бы сконцентрирован весь богомудрый опыт Святителя. Преисполненное любви благостное сердце Владыки Горазда, в соответствии с духом св. канонов Церкви Православной, создало поистине духоносный источник, долженствующий «не только принести пользу делу утверждения православной веры..., но и самому духовенству помочь в исполнении его возвышенного и святого призвания» (Послание епископа Горазда).

На всем протяжении жизненного пути Владыки Горазда мы видим немерцающий пламень ревности его по Святому Православию, любви к своему народу и своей Отчизне. Чиста и самоотверженна жизнь Святителя, безупречна и высока его кончина.

«28 октября 1938 г., — говорится в журнале «Свет Православия», — в памятный день основания Чехословацкой республики, ссылаясь на слова Евангелия «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40), «смиренный, Божиею милостию, православный епископ Чешский и Моравскосилезский Горазд» обращается с посланием к «Святейшим, Блаженным и Преосвященным архипастырям Восточной Православной Соборной и Апостольской Церкви», где «с молитвою и слезами» расска зывает о «тягчайшей судьбе нашего народа». Это было открытым выступлением против Мюнхена и против диктатора, осмелившегося сказать, что ему неизвестно «когда и откуда пришел этот (т. е. чешский) народ».

Трудные годы пришлось пережить чешскому народу, во переполнилась чаша его терпения и летом 1942 года отважными патриотами был казнен «палач чешского народа» Гейдрих.

«18 июня 1942 г., — продолжает тот же журнал, — немецкая полиция приступом взяла православный храм свв. Кирилла и Мефодия в Праге на Рессловой ул.; в крипте этого храма скрывались семь патриотов, парашютистов, казнивших Гейдриха. Арестованы: председатель собрания старшин Православной Церкви Ян Сонневенд, отважный священник д-р Владимир Петржек, настоятель прихода о. Вацлав Чикл и Владыка Горазд, благословивший патриотический подвиг сей из любви к Родине, народу и правде Христовой». Все они были расстреляны.

Останки мучеников были сокрыты убийцами и не обретены Церковью, но память о героях-патриотах, душу свою положивших за други своя (Иоанн. 15, 13), будет вечно жить в благодарных сердцах народов Чехословакии.

Такова поистине апостольская жизнь и благородная мученическая кончина Святителя Чешской земли. И ныне, воспоминая бессмертный подвиг приснопамятного Владыки Горазда, отрадно сознавать, что труды Святителя по насаждению на древней Чешской земле веры православных предков дали столь богатые всходы. Недаром, устремляя в будущее прозревающий взор, Владыка говорил о тех, кто придет за ним, кто будет заботиться уже «о мирном и достаточном житии и развитии Церкви». «Через несколько лет наша Православная Церковь, говорил Святитель, — будет более совершенна, чем теперь... Только необходимо эту цель всегда иметь в виду и искренно и с любовью трудиться». «Через несколько лет после войны подозревающие нас противники наши не найдут никакого различия между Церковью Русской и Чешской».

И действительно, Русская Православная Церковь с любовью приняла в свое лоно осиротевших чад Владыки Горазда. Направленный в Чехословакию Патриархом Московским и всея Руси Алексием Экзарх Митрополит Елевферий с честью продолжает памятные труды епископа-мученика Горазда, чье «имя войдет навсегда в историю не только Православной Церкви в Чехословакии, но и вообще в историю Православной Церкви, как имя Святителя-патриота, ревнителя Православия и борца за его высокие идеалы» (Митрополит Елевферий).

Система Orphus