ВОССОЕДИНЕНИЕ УНИАТОВ ТРАНСИЛЬВАНИИ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Милостью Божией, братская Румынская Церковь счастлива возвращением в ее материнское лоно отторгнутых 250 лет назад христиан Трансильванской унии.

Еще в известительной грамоте Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию в июне 1948 г. вновь избранный Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан выразил твердую надежду на воссоединение отторгнутых обманом чад Православной Церкви:

«Вместе с сим почитаем должным известить Вас, что наше основное задание и наш обет это — постоянное стремление к тому, чтобы привести обратно в лоно Матери, Православной веры, всех сынов нашего Отечества, отторгнутых еще 250 лет тому назад ложными обещаниями и обманчивыми убеждениями со стороны врагов народа, тех, о которых апостол говорит: «Тать не приходит, разве да украдет, и убиет и погубит» (Ио. X, 10). К этим сынам и братиям и обратили мы наше воззвание духовного отца, к этим заблудшим, загнанным в прошлом, овцам, находящимся уже вне спасительной ограды Православия, протянули Я простираем мы свою руку помощи в надежде, что они «услышат глас» любящего отца и брата».

По воле Божией, к торжеству Православия, наступило желанное объединение. С радостью отца, вернувшего своих заблудших детей, Первосвятитель Румынской Церкви сообщает об этом знаменательном событии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию в Послании от 22 июня с. г.

«Настоящее письмо наше было бы неполным, если не сообщить Вашему Святейшеству ту радость, которую мы испытали в октябре прошлого года по случаю воссоединения с нашей прадедовской Церковью румынских священников и верующих Трансильвании, которые до этого были присоединены к Риму. Тяжелое политическое, экономическое и культурное положение, в котором находились румыны в Трансильвании до XVII века, под владычеством Габсбургов, способствовало обману некоторой части населения путем обещания различных привилегий со стороны агентов папы, поддержанных политикой Габсбургского государства. Таким образом, часть священников и мирян Трансильвании «объединились» 250 лет назад с Римом и это сводилось по существу лишь к признанию папы церковным владыкой.

Хотя эта часть наших румынских братьев и находилась в повиновении у папы, они в течение всего этого времени не изменили церковные обряды и не исповедывали ни одной из папских догм. Ни в одной из объединенных церквей Трансильвании не читался когда-либо Символ веры с прибавлением «Filoque», не совершалась Святая Литургия на опресноках и вера в чистилище никогда не проникала в душу нашего народа.

Единственной помехой нашему духовному единству являлась личность папы, которая упоминалась на Литургии. Но папа и Габсбургская империя довольствовались и этим потому, что, с одной стороны, их целью было укрепление католической политической партии Габсбургов путем увеличения числа ее членов, а, с другой стороны, они добивались разрушения духовного единства трансильванских румын с их братьями, проживающими по ту сторону Карпат. Для Габсбургов Карпаты были недостаточной границей; им нужна была еще духовная преграда, и в этом отношении папа готов был услужить им, так как интересы его владычества целиком совпадали с интересами Австро-Венгерской империи.

Но, как было указано выше, румыны, присоединенные к Риму, не изменили свою веру и прежнюю церковную жизнь и, следовательно, их воссоединение с Православной Церковью не могло встретить серьезных препятствий. Все же в последнее время агенты Рима пытались распространить убеждение, что режим народной демократии чреват опасностями для христианства и что единственным спасением для Православия будет ее переход под защиту Рима. Но духовенство и население поняли подоплеку и опасность этой пропаганды, и, ввиду того, что не существовало больше тех условий, при которых состоялся их отрыв от Православия в 1700 году, они решили вернуться к своим православным братьям. 1 октября 1948 года в городе Клуже собрались 38 священников, представляющих греко-католическое население Трансильвании, Баната Кришаны и Марамуриша и от имени 430 духовных лиц, примкнувших к ним, подписали воззвание о возращении греко-католических верующих в лоно Православной Церкви. Одновременно было подписано обращение к духовенству и верующим всей страны, а 3 октября посланцы этого собрания прибыли в Бухарест, где в праздничной обстановке был подписан Акт о воссоединении трансильванских братьев с Румынской Православной Церковью.

По истечении двух недель после этого события, почти все духовенство и верующие Трансильвании выразили свое согласие с совершившимся актом и поэтому подготовительный комитет созвал 21 октября большое церковное собрание в городе Алба-Юлия для того, чтобы торжественно отметить воссоединение Румынской Православной Церкви. В присутствии 20.000 верующих и около тысячи бывших греко-католических священников, делегатов всех трансильванских епархий, была объявлена и подписана окончательная резолюция о возвращении в лоно Православной Церкви. Этот торжественный акт был совершен в присутствии нашем и членов Священного Синода. Таким образом, па воле Божией, наше обращение от июня 1948 года, данное по случаю вступления на Патриарший престол, возымело свое действие и способствовало возвращению наших братьев, когда-то присоединенных к Риму, и укрепило наше духовное единство.

Дальнейшему укреплению этого единства способствует также факт избрания одного из возвращенных духовников Трансильвании, Теофиля Хериняну на престол епископии Романа и Хущь. Этот священник в настоящее время находится в монастыре, где готовится к принятию пострига, ввиду его посвящения в архиереи.

Мы уверены в том, что и Ваше Святейшество разделяет нашу радость по случаю этого воссоединения, которое вернуло нашей Румынской Православной Церкви значительное число верующих, укрепило ее силы. Это возвращение явилось плодом глубокого убеждения верующих, проверенного в течение всех тех 250 лет, когда они насильно были оторваны от нас. И поэтому, тем более фальшиво звучат протесты Ватикана, который пытается говорить о свободе вероисповедания, против которой он действовал на протяжении всей истории, путем политического и дипломатического нажима, как это было в 1700 году в Трансильвании».

Система Orphus