Ежелетнюю память святых сродник наших совершающе, достойно сия да ублажим.
(Служба всем святым, в земли Российской просиявшим).
I
Каждый год Русская Православная Церковь совершает память всех русских святых, «яже изнесе земли Русския всяко место и страна».
Праздник этот установлен в половине XVI века после того, как соборы 1547 и 1549 гг. торжественно прославили 30 новых общецерковных святых и 9 местночтимых, которые вместе с прославленными ранее святыми Русской Церкви составили сонм ее светильников, молитвенно охраняющих высоту ее стояния и пути ее великого исторического делания. Днем праздника был установлен сначала 17 июля [1], ближайший день к памяти св. князя Владимира, начальника нашего спасения (память которого празднуется 15 июля), а затем — первое воскресение по Ильине дне [2]. Но уже Чиновник Большого Успенского собора времени Патриарха Филарета (составлен около 1626 г.) отмечает, что память всех святых русских празднуется по Пятидесятнице в седмичные дни перед неделею Всех Святых [3], т. е. в один из дней после Пятидесятницы, но прежде дня Всех Святых. В этом, несомненно, сказалось патриотическое настроение церковных (и гражданских) деятелей XVII века, которые высоко держали знамя Русской Церкви и русского благочестия [4].
Протестантские влияния при дворе преемников Петра I, космополитические настроения в верхних слоях русского дворянства, оказавшие определенное давление на руководящие церковные круги, привели к тому, что в XVIII веке праздник Всех Русских Святых сохранился только у старообрядцев. Вместе с восстановлением Патриаршества в 1917 году был восстановлен и праздник Всех Святых, в земли Российской просиявших — во второе воскресенье по Пятидесятнице.
Установление праздника в честь всех русских святых (в XVI в.) потребовало написания и особой службы. Эту задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, Григорий, имя которого следует в настоящее время вывести из забвения. Почему столь ответственная работа, как составление службы всем русским святым, была выполнена не в Москве, а скромным иноком Суздальского монастыря, объясняется, во-первых, тем, что в XVI веке Суздаль был крупным религиозным центром.
Влиятельнейшие в Московском правительстве роды Шуйских, Горбатых, Вельских имели Суздаль как бы своей местной столицей, владея вокруг него своими лучшими вотчинами, а в самом городе имея дворцы, осадные дворы и фамильные склепы [5]. Князья Шуйские были весьма близки к Митрополиту Макарию, и они-то, повидимому, отыскали человека для составления службы, в которой так нуждалась Русская Церковь. Этому способствовал и епископ Суздальский Афанасий, в мире князь Палицкий, свойственник Ивана IV по жене его брата Георгия Васильевича, Иулиании Палицкой (похоронена в Московском Новодевичьем монастыре, в подцерковье Смоленского собора). Царь Иван Грозный не раз приезжал в Суздаль. К его приезду епископ Афанасий отстроил в 1559 году замечательные для своего времени каменные палаты с двумя Грановитыми палатами, верхней и нижней, сохранившиеся доныне [6].
II
Наиболее древний список «Службы всем русским святым», написанный иноком Григорием, сохранялся в рукописном сборнике Троице-Сергиевой Лавры начала XVII века № 337 (лист 557 и следующие).
Кроме того служба эта имеется в рукописи бывш. фундаментальной библиотеки. Московской Духовной Академии под № 209, носящей заглавие «Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде или области или монастыре или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых». Список этот конца XVII века, но сделан с другого списка, более раннего (конца XVI века) [7]. Именно по этому списку конца XVII века изучал службу наш известный агиолог архиепископ Сергий.
До обработки 1917 года «Служба всем русским святым», написанная иноком Григорием, была напечатана дважды: один раз в Кракове в первой половине XVIII века, а другой раз в Гродно в 1786 г. В настоящее время и то и другое издание является библиографической редкостью. Один экземпляр издания 1786 года имеется в Московской Государственной Публичной Библиотеке им. В. И. Ленина, где он находится в музее редкой книги. Оба эти печатные издания, Краковское и Гродненское, были выпущены, если не ошибаемся, старообрядцами. Это дало повод П. М. Строеву ошибочно предполагать, что служба эта написана не Григорием Суздальским в половине XVI века, а старообрядцами в половине XVIII в. В Биологическом словаре (стр. 70) Строев пишет: «Григорий псевдоним, а истинный автор сей книжки Симеон Денисов, патриарх староверов» [8]. Это безусловная ошибка знаменитого археографа: Симеон Денисов никак не мог быть автором «Службы», ибо родился он в 1682 г., а умер в 1741 г., а служба имеется в списке начала XVII века, а другой список сделан с рукописи конца XVI века. Симеон Денисов переработал в 30-х годах XVIII века другое произведение инока Григория, близкое по содержанию к «Службе памяти всех святых Российских» и носящее у Григория такое заглавие «Похвальное слово на память всех святых русских, новых чудотворцев, списано Григорием Чернецем во обители великого Евфимия». Это «Похвальное Слово» не удовлетворяло Денисовых, во-первых, тем, что Григорий слишком много отводил там места суздальским святым и недостаточно упоминал о новгородских святых и о святых Поморского Севера, а во-вторых, слог Григория казался Денисовым слишком простым, недостаточно украшенным, и Симеон заново переработал «Похвальное Слово» Григория, дав ему и несколько другое заглавие: «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их». Оно помещено в Гродненском издании. Но текст «Службы памяти всех святых Российских» оставлен в полной неприкосновенности. Этот текст в издании 1786 года и находился в руках редакторов «Службы всем святым в земли Российстей просиявшим», работавших над ним в дни собор» 1917 г. для подготовки нового текста службы. В экземпляре, находящемся ныне в музее редкой книги Ленинской библиотеки, можно видеть карандашные изменения, сделанные редакторами в тексте инока Григория и затем вошедшие в текст службы 1917 г. Служба, написанная иноком Григорием, в течение столетий служила у нас богослужебным целям, а просвещенные руководители собора 1917/1918 годов, также не оставили без использования творения суздальского агиографа.
III
О времени жизни и деятельности инока Григория в нашей ученой литературе высказывались весьма крупные авторитеты, расходясь в своих заключениях на целые столетия. Так, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) полагал, что «сочинения Григория написаны в конце XV века». Митрополит Евгений (Болховитинов) относил писания суздальского агиографа к XVII веку. В 1870 г. В. О. Ключевский, в своей магистерской диссертации («Древнерусские жития святых, как исторический источник») использовал найденные им мелкие указания, рассеянные в трудах Григория, и пришел к выводу, что «литературную деятельность Григория можно отнести ко 2-й четверти XVI века». Архиепископ Сергий, принимая в основном выводы В. О. Ключевского, добавлял, что «деятельность Григория могла быть еще между годами 1558 и 1571» — от года датированного чуда при гробе преподобной Евфросинии, описанного в ее житии (1558), до приезда в Суздаль епископа Варлаама (в 1571 году), который не застал уже Григория в живых. Наконец, архимандрит Леонид (Кавелин) считал, что Григорий «писал до 1560 г.».
В поисках хронологических координат для биографии Григория прежде всего отметим наличие в нашем распоряжении списка жития преп. Евфимия 1543 г., написанного иноком Григорием. Список этот написан собственноручно Митрополитом Даниилом в 1543 году во время пребывания его в Волоколамском монастыре, о чем на первом листе имеется его собственноручная подпись. Если в 1543 году одно из произведений Григория было уже переписано в Волоколамском монастыре, то в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре оно было написано не позднее 1540 года. За агиографическую деятельность инок Григорий принялся, как можно думать, лет 30—40 от роду, и, следовательно, время его рождения следует относить к началу XVI века. 50-е годы XVI столетия были, надо думать, временем наиболее продуктивной деятельности инока Григория. К «Пространному Житию» преподобного Евфимия Григорием приложено описание 14 посмертных чудес, причем о десятом, одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом автор прибавляет, что он видел их сам своими глазами. При описании чуда двенадцатого — о боярине Димитрии Перепечине сказано, что чудо это произошло при архимандрите Михаиле. Последний настоятельствовал в Спасо-Евфимиевом монастыре с 1556 по 1559 год и, следовательно, запись о чудесах при гробе преподобного Евфимия сделана была Григорием именно в эти годы. Далее, в конце жития преподобной Евфросинии есть запись об исцелении расслабленного у раки Преподобной, точно датированная 1 мая 1558 года.
Но принадлежит ли эта приписка о чуде 1558 года автору жития? Архиепископ Сергий допускал, что эту приписку мог сделать Суздальский епископ Варлаам (1570—1585), а В. О. Ключевский думал, что приписку сделал инок Махрищского монастыря Савватий, который взял у Григория подлинник жития преподобной Евфросинии и унес к себе в Махриши «для преписания чудес». Но Варлаам в 1558 году был еще игуменом Махрищского монастыря и не имел никакого повода столь активно интересоваться суздальскими делами, занятый к тому же сложным делом канонизации, св. Стефана Махрищского именно в 1558 году. А инок Савватий с 1554 по 1563 год находился в далеком Авнежском монастыре (в 60 километрах от Вологды), где занимался восстановлением этого монастыря, представлявшего собой отделение обители Стефана Махрищского. Язык записи о чуде 1 мая 1558 г., безусловно, Григория; с этим согласится всякий, кто вчитывался в его писания. Значит, в 1558 году он еще не прекратил своей деятельности. С другой стороны, в 1570 году инока Григория уже не было в живых. Это явствует из того, что епископ Варлаам, назначенный в Суздаль в 1570 году, не нашел уже там агиографа. Епископ Варлаам хлопотал о канонизации преп. Евфросинии, но не мог нигде найти жития и службы, написанных иноком Григорием. Их унес в свой монастырь махрищский инок, а впоследствии игумен Савватий, суздальский уроженец, который около 1563 года, побывав на родине, взял у Григория написанные им житие и службу преп. Евфросинии, чтобы сделать с них себе список [9]. Очевидно, что кончина инока Григория произошла между 1563 г., когда он отдал Савватию для переписки свое произведение, и 1570 г., когда Варлаам, назначенный в Суздаль епископом, уже не застал там Григория. Но не ушел ли последний в это время из Суздаля куда-нибудь в другой монастырь? Думаем, что нет, ибо такой энергичный человек, как епископ Варлаам, столь сильно нуждаясь в агиографе, нашел бы его всюду и получил бы от него материалы, необходимые для канонизации преп. Евфросинии — житие и службу, которые были уже написаны Григорием еще за 20 лет перед этим.
Таким образом, имеем основание утверждать, что автор первой службы всем русским святым родился около 1500 года, около 1530 года поступил в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, будучи принят архимандритом Германом (настоятельствовал, согласно Спискам Строева, в 1526—1548 годах); литературную деятельность свою начал около 1540 года «Кратким. Житием» преп. Евфимия; в год канонизации его (в 1549 г.) обработал «Пространное Житие» того же святого; в 1550 году написал «Службу всем русским святым» и «Похвальное Слово» им; в 50-х годах XVI века сделал) подробную запись о чудесах, совершившихся у рак преподобных Евфимия и Евфросинии, и скончался около 1565 года в Спасо-Евфимиевом монастыре, в котором прожил около 30 лет. Отметим здесь, как совершенно неверное предположение, будто суздальским агиографом был Григорий Отрепьев, как писал Л. И. Сахаров на стр. 51 своего труда «Историческое описание суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря» (Москва, 1905 г. издание 3-е); Григорий Отрепьев родился в 1582 году, жил в Спасо-Евфимиевом монастыре около года (в 1602 г.), при архимандрите Левкии (1587—1605), лет 35—40 спустя после смерти Григория агиографа.
IV
Среди агиографов старой Руси инок Григорий суздальский отличается необыкновенной литературной продуктивностью: он оставил нам в общей сложности до 14 агиологических произведений как об отдельных святых, так и сводные работы обо всех русских святых.
Столь плодовитая писательская деятельность инока Григория делала его имя весьма известным, а произведения его очень распространенными среди читателей XVII—XVIII веков. Об этом свидетельствуют многочисленные списки произведений Григория, дошедшие до нас от этого времени и ныне хранящиеся в рукописных собраниях Москвы, Ленинграда, Владимира и Суздаля. Мы видели, что первое свое произведение Григорий написал около 1540 года. Непосредственно после собора 1549 года Григорий продолжал работу над «Кратким Житием» преп. Евфимия, расширив его первоначальную редакцию рассуждениями, дополнениями и повестью о чудесах. Закончив работу над «Пространным Житием» преп. Евфимия, Григорий почти непосредственно перешел к составлению «Похвального Слова на память всех святых русских, новых чудотворцев» и непосредственно после его окончания перешел к составлению «Службы всем святым Российским чудотворцам», которая и является древнейшим протографом всех более поздних редакций вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», составленной на соборе 1917/1918 г. и напечатанной Московской Патриархией в 1946 году с необходимыми изменениями и дополнениями. Обработанная учеными русскими иерархами «Служба всем святым русским», разумеется, выиграла со стороны формальной грамотности языка, в систематичности распределения материала, в более широком охвате местностей русского государства, получила новые имена святых, прославившихся после 1550 года [10].
«Служба на память всех святых Российских, новых чудотворцев» и «Похвальное Слово на память всех русских святых», были важнейшими произведениями инока Григория, как по своим литературным достоинствам, так и по практическому значению, которое они получили в истории русского богослужения. Около 1565 года завершилась 25-летняя деятельность инока Григория, направленная к прославлению русских святых. Русский народ в течение веков пользовался его творениями для своих молитв и восхвалений отечественных святых, а в исправленном виде пользуется и ныне — вот почему имя инока Григория имеет все основания для благодарной памяти потомства.
И. Спасский
[1] Рукописный список Службы в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры XVII века № 337, л. 557, в рукописном отделе Московской Публичной Библиотеки им. В. И. Ленина.
[2] Архиепископ Сергий, Полный Месяцеслов Востока, т. I стр. 312—313.
[3] См. «Временник Общества Истории и древностей Российских», т. XXII, стр. 125.
[4] Симеон Полоцкий разрабатывал проект об открытии в Московском Государстве еще 4 Патриархатов, кроме Московского (Киевский, Новгородский, Ростовский и Казанский — при сохранении руководящей власти Патриарха Московского, которому предполагалось, по согласованию с Восточными Патриархами, усвоить значение Вселенского), а Арсений Суханов в прениях с греками заявил, что «у нас на Москве Патриарх не токмо яко вторый по Римском, но яко же и первый епископ Римский величается». См. Н. Ф. Каптерев, Характер отношений России к православному Востоку в XVI—XVII вв., стр. 391.
[5] В Суздальском соборе сохраняются гробницы князей Шуйских (отца, деда, прадеда и трех братьев царя Василия), Скопиных-Шуйских (отца и деда Михаила Васильевича Скопина-Шуйского), Горбатых и трех поколений князей Вельских от Федора Ивановича до Ивана Дмитриевича, погибшего в 1571 г. во время нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
[6] Совет Министров СССР отпустил крупные суммы для реставрации Суздальского архиерейского дома. Работы ведутся под руководством А. Д. Варганова, краеведа и ученого реставратора.
[7] Описок был сделан между 1584 и 1587 гг., ибо в предисловии упоминается царь Федор Иванович, а предстоятель Русской Церкви называется митрополитом, а не Патриархом. По всей вероятности, «Книга глаголемая» составлена была в связи с предстоявшим учреждением Патриаршества.
[8] Андрей и Симеон Денисовы, по происхождению князья Мышецкие, руководители старообрядцев беспоповского согласия в Выгорецком скиту, авторы «Поморских Ответов», составленных ими в 1722 году на вопросы синодального иеромонаха Неофита.
[9] Хронологические даты жизни Савватия см. по спискам Строева, а указание на суздальское происхождение — у еп. Варлаама в повести об «изобретении» жития, канона и службы преп. Евфросинии.
[10] Если в службе инока Григория упомянуто всего 63 имени русских святых, то в тексте 1946 года их упоминается уже 130, а в конце приложен список по месяцам всех святых Русской Церкви, канонизованных к 1946 году, в количестве 353. См. статью Л. Н. Парийского «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим» — «Ж. М. П.» за 1946 г., № 9, стр. 79.