Слово
сказанное в Николо-Кузнецкой церкви г. МОСКВЫ
В 26-м своем псалме св. Давид говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26, 4).
Если храм ветхозаветный вызывал в человеческом сердце такую любовь к себе, тот храм, в котором еще не пребывала благодать Святаго Духа, то что сказать о нашем святом православном храме? Ведь после своего устроения православный храм помазывается святым миром, через которое ему сообщается Божественная благодать, окропляется святой водой. Ведь он служит местом раздаяния благодати Святаго Духа чадам Православной Церкви. Ведь здесь среди нас, грешных, присутствует Сам Господь Своим Божественным Телом и Своей Животворящей Кровью.
Какой же должна быть наша любовь к святому храму!
Здесь — в нашем храме — место и нашего духовного рождения, и нашего воспитания, и приготовления к жизни будущего века. Здесь пристанище и упокоение для каждого из нас от дней младенчества до последнего человеческого издыхания.
В каждом из нас, кроме жизни телесной, есть жизнь духовная. Телесная жизнь зачинается, растет и прекращается. Духовная жизнь так же зачинается в нас, так же растет, но никогда не старится и не прекращается. Телесно мы рождаемся от своих родителей, духовно мы рождаемся в святом храме в таинстве крещения для вечной жизни, для Царства Небесного.
Был день для каждого из нас, когда восприемники принесли нас младенцами в святой храм, и он принял нас в свои материнские объятия. Силой Духа Святаго в таинстве крещения Святая Церковь смыла с нас печать греха первых грешников — наших прародителей Адама и Евы, нарекла нам святое христианское имя, сделала нас детьми нашего Небесного Отца, Который, по словам апостола, не стыдится нарицать нас братьями Своими, и дала нам право быть наследниками тех радостей вечного блаженства, какие Господь Спаситель приготовил для верных Своих чад. Святая Церковь низвела в наши сердца дары Святаго Духа, положив на нас в таинстве миропомазания «печать дара Духа Святаго». После купели святого крещения она вверила нас попечению ангела-хранителя. Свою духовную жизнь, жизнь во Христе и с Христом мы начали в святом храме. Здесь мы ее и продолжаем.
Ах, как же нам должен быть дорог этот святой храм!
Для того, чтобы духовная жизнь в нас росла и созревала, чтобы жизнь во Христе углублялась в нас и все крепче соединяла с нашим Господом навеки, для души, как и для тела, нужно питание, врачевание, укрепление, дыхание.
Свое тело мы должны питать. Если оставим его без питания, оно слабеет, чахнет и умирает. И наша душа без духовной пищи умирает для вечной жизни. Мы должны ее питать: она и алчет и жаждет имеет свой голод и свою жажду. И если мы непосредственно, по грехам своим, временами не ощущаем этого голода, то мы не можем не видеть хотя бы частичных его проявлений в томлении духа, тоске, какие нередко наблюдаем в людях. Надо питать душу той духовной пищей, которая этот голод утоляет: вечно живым словом Божиим, благодатью Христовой, которая обильно раздается в наших храмах в таинствах и за богослужениями, тою Божественной пищей, какая подается нам в Святой Чаше.
Почувствуйте, дорогие мои, всем своим сердцем, как любит нас Господь, оставив нам в пищу Свое Божественное Тело и Свою Животворящую Кровь!
Перед тем как предать Свое Тело на распятие, а Свою Кровь — на излияние, Он собрал учеников и взяв в руки хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» и, взяв чашу и благодарив, подал ученикам, говоря: «Пийте от нея вси» (Мф. 26—28; Лк. 22, 19—20).
Для того, чтобы никого из людей не лишать радости быть причастником этой Божественной пищи, он добавил к Своим словам: «Сие творите в Мое воспоминание». Он повелел Святой Церкви совершать это Священнейшее Таинство и питать грешные души Божественным Телом и Кровью. И за каждой Божественной Литургией совершается это величайшее священнодействие, которое не совершается на небе.
В нашем святом храме на Престоле Божием приносится Бескровная Всемирная Жертва — та же, какую принес Господь Иисус Христос на Своем Голгофском кресте. За этой Божественной службой мы как бы стоим на Голгофе в тот самый момент, когда Господь испускал последний вздох на кресте, когда небо примирялось с землей, и из уст Христовых раздался возглас: «Совершилось». Мы имели счастье и за только что закончившейся Божественной Литургией созерцать своими грешными очами Святейшее Таинство Христово: Жертву, приносимую за нас нашим Господом Спасителем.
И когда, дорогие, вы чувствуете в своем сердце духовный голод и жажду, которых не может утолить ничто на земле, или ощущаете в себе душевную сухость и мертвенность, идите в храм Божий. Здесь вы увидите предлежащие на Престоле Божием под видом и покровом хлеба самое Божественное Тело Христово и под видом плода лозного — самую Божественную Кровь Его. Со страхом, верою и любовью приступайте к этой таинственной Вечере, причащайтесь Тела и Крови Христовых, и Господь, вселясь в вас, укрепит ваши духовные и телесные силы, вдохновит на путь жизни со Христом, и это соединение нашей души и тела с Господом будет залогом и нашего вечного с Ним общения.
Тело наше болеет, утомляется, его надо лечить, здоровье надо поддерживать. Наша душа тоже болеет, страдает от множества своих болезней, и мы ищем вашей больной душе врачевания. Врачества для больного тела приготовляются человеческим искусством. То врачевание, какое нужно душе, подается нам нашим Небесным Врачом от рук Божиих в нашем православном храме.
Болеет наша душа тогда, когда ее давит тяжкое греховное бремя, когда в ней поднимается обличающий ее голос совести, не дававший, покоя на земле еще первому убийце Каину. Все мы, грешные, знаем, что муки совести — это самая страшная болезнь человеческого духа. Исцелить нас от этой тяжкой болезни, от мук грешной совести — свыше сил человеческих. Только один Господь может пролить елей, смягчающий и исцеляющий наши страдания. Врачество от этой болезни здесь в нашем святом храме. Это — всегда раскрытые навстречу кающемуся грешнику объятия Христовы, о которых Сам Спаситель говорит в Своей притче о блудном сыне. Божественную власть прощать кающихся Господь вверил Святой Церкви, оставив апостолам и их преемникам, завещание: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Ио. 20, 22—23).
Много всяких страхов на земле для человека: и неизлечимые болезни, и воры, и пожары, и разбойники, и сама смерть пугает многих из нас, но самый большой страх, какой не только может, но и должен посещать наше сердце, это страх перед вечной гибелью души. И через наше покаяние, какое мы приносим к ногам Христовым в нашем святом храме, Господь отнимает от нас этот страх, подает нам очищение сердца и благодатное утешение.
Душа болеет и другими болезнями, терзается и другими муками, скорбями телесными и душевными, тревогами и прочими видами страданий. Идите в храм Божий лечить все свои душевные болезни. Господь установил, чтобы Его Церковь молилась за всех людей при всяких человеческих нуждах, чтобы она простирала свой покров над человеком на всех шагах его земной жизни. Наши сердечные раны и муки исцеляются и утоляются в святом храме по нашим молитвам, по нашей вере. Здесь Святая Церковь не только сама умоляет о нас Небесного Владыку, но и призывает на молитву с собою святых Божиих людей, ангелов и архангелов и Саму Пречистую Матерь Божию. Она молится Преблагословенной Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»; она просит святых угодников: «Вси святии, молите Бога о нас!». Такая молитва проливает отраду и утешение в сердце, уязвленное скорбями и печалями. И разве может такая молитва, подкрепляемая молитвою за нас Божией Матери и святых, остаться не услышанной Господом?
В каждом православном храме на видном месте помещается изображение Голгофы с распятым на кресте Господом с тем, чтобы входящий сразу видел, где источник исцеления его от всех мук и скорбей: у подножия Креста Христова, того Креста, с высоты которого из уст Умирающего на нем раздаются слова любви и всепрощения.
В дни войны мы приходили в свои храмы со своей горячей молитвой об освобождении Родины от кровавого врага, молились о победе, о сохранении жизни воинов, дорогих сердцу каждого из нас. Здесь выплакивали свое горе, когда теряли близких, отцов, братьев, детей, здесь запасались силами переносить испытания и скорби, неизбежные на нашей грешной земле. Сейчас — в дни мира — мы молимся здесь о нашем личном благоденствии, о наших близких, о процветании нашей дорогой Родины.
Здесь, в храме, нашими молитвами и незримо подаваемым нам благословением Божиим освящаются все пути жизни православного христианина. Вот приходит беда: лежит христианин на одре болезни. Под тяжестью болезни он страдает при мысли о том, что он заслужил эту болезнь своими многочисленными грехами. Что он переживает, о чем он думает? Он свои взоры обращает к Святой Церкви, к храму
Божию, к священнослужителю, зовет его к своему болезненному одру, чтобы он «молитву сотворил над ним, помазавше его елеем», чтобы «молитва веры спасла болящего» и, если он соделал грехи, чтобы «они отпустились ему» (Иак. 5, 14—15). Господь укрепляет Своей благодатью в этом таинстве елеосвящения страдающие от тяжкой болезни тело и душу.
И когда будет подходить конец твоей жизни, ни богатство, никакие сокровища мира, ни мудрость земная не в силах будут остановить надвигающейся смерти, взоры твои опять обратятся к храму Божию, ты будешь звать служителей Церкви для того, чтобы в этот предсмертный час принять таинство исповеди и святого причащения, укрепить свое сердце словами утешений евангельских, оживить его святою надеждой и молитвою помочь своей душе мирно по-христиански расстаться с телом.
Тело не может жить без дыхания. Не может расти и развиваться в нас жизнь со Христом без духовного дыхания. Таким дыханием для нашего сердца является молитва, которая оживляет сердце святыми чувствами, укрепляет его на борьбу с грехами и направляет к добрым делам. Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва — это показатель живой души: если христианин любит молиться и утром и вечером своего трудового дня и на молитве раскрывать свое сердце перед лицом Господа, если он тоскует без молитвы в храме Божием и ищет ее, — значит он живет внутренней духовной жизнью, стремится к общению с Богом, заботится о своей душе. Если же он разлюбил молитву и перестал ощущать в ней потребность, значит он засыхает или уже засох своей душой.
Приходя в святой храм, мы дышим здесь плодотворной животворящей нашей молитвой, в молитве почерпаем силы для своей духовной жизни. Здесь мы переживаем радость; общения с Господом Спасителем, здесь мы вдыхаем в себя чистый небесный воздух. В храме Божием незримо присутствует наш Спаситель, открывая Себя нам не в Своей Божественной неприступной славе, которая попалила бы нас, немощных, своим небесным пламенем, а является под смиренным покровом образов и священнодействий в том виде, в каком наша грешная душа только и может Его созерцать. Здесь, в святом храме, мы входим своей душой в общение со всей Небесною Церковью, торжествующей на небесах, какую составляют святые ангелы, святые угодники и возглавляет Господь — Глава Церкви. Здесь мы видим Божественный Лик Господа Иисуса Христа, Престол Божий, на котором невидимо почивает Господь и который также незримо окружен святыми ангелами. Здесь перед нами образ Пречистой нашей Небесной Матери. Здесь мы молим Господа обо всем, о чем томится, тоскует, в чем ищет себе подкрепления и успокоения наша грешная душа. А Господь, как Чадолюбивый Отец, здесь внимает нуждам наших сердец. Здесь мы просим угодников Божиих, как наших сродников и братий, облеченных теперь силою и славою у Царя царствующих, об их ходатайстве и заступлении перед Богом в наших нуждах, трудах и тяготах.
Как же святой храм наш дорог сердцу каждого из нас! С ним связана вся наша жизнь от начала до конца, и не только до порога смерти, но и до самой кончины века. Ведь пока стоит земля и на ней наша Святая Церковь, никогда не умолкнет в православных храмах молитва обо всех, от века преставльшихся в жизнь вечную в вере и надежде воскресения.
И как мы радуемся, мои дорогие, видя наши святые храмы в праздничные дни не только заполненными, но и переполненными православным народом. Мы видим, что в ваших сердцах живет немеркнущая любовь к святому храму, что вы не мертвы душой, что вы спешите под
своды святых храмов для того, чтобы омывать души слезной молитвой, обновлять их в покаянии, питать их Божественной пищей и врачевать от всех скорбей и душевных болезней. Этою любовью к храму Божию вы свидетельствуете свою любовь к Тому, Кто является Хозяином Неба и земли и Хозяином каждого святого храма Божия, Кто здесь встречает всех нас, как отец встречает своих любящих детей, и раскрывает перед каждым входящим в святой храм объятия Своей отеческой любви.
Храните в себе такую любовь к святому храму до конца ваших дней! Этого мне хочется пожелать всем вам от всей души. Пусть та жизнь со Христом, какую каждый из нас начал в святом таинстве крещения, ни у кого из нас не пресеклась бы до последнего издыхания. Пусть каждый из нас всем своим внутренним существом всегда сознает, что нет и не может быть большего счастья, как со Христом жить и со Христом умирать.
Не оставляйте своей души не утоленной в ее голоде и жажде, питайте ее в храме Божием. Мы питаем ее для вечности, и страшно уйти туда, не позаботившись о том, чтобы душа была готова к этой вечности. А дни, месяцы, годы не только идут, но бегут, десятилетия прибавляются к десятилетиям, и как больно человеку сознать у порога своей смерти, что она прожита бесплодно!
Пусть будет наш святой православный храм для каждого не только пристанищем и упокоением во всех нуждах, скорбях и болезнях, но и источником, подкрепляющим наши слабые духовные силы для борьбы с греховной грязью, одолевающей нас, для приготовления себя к жизни будущего века, какой всех нас Господь и Милосердный Отец да сподобит Своею Благодатью.
Митрополит Николай