К ГОДОВЩИНЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В МОСКВЕ (1948—1949 гг.)

Истек первый год шестого столетия автокефального бытия Русской Православной Церкви. Достоянием истории становятся памятные события знаменательной юбилейной даты. Но воспоминания о незабываемых днях июля прошлого 1948 г. не могут ограничиться повторением мертвой хронологической записи. Нет, ибо дни эти были и остаются яркой вехой в истории Православной Церкви, животворящим источником столь желанного прежде и воочию зримого единения во имя мира и любви.

Милостью Божией, торжество Русской Церкви разделили представители почти всех Православных Церквей, всех православных народов. Радость этого общения Русская Церковь возвестила устами своего Первосвятителя на открытии торжеств 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8 июля прошлого года в храме Воскресения Христова в Сокольниках:

«Исповедуем непостижимые, но благие и промыслительные судьбы Божии о Церкви Российской, ныне совершающей празднество 500-летия своего свободного бытия и радуемся, что сему торжеству приобщаются и единоверные нам Православные Церкви в лице прибывших на него и Предстоятелей и сопутствующих им представителей... Возблагодарим Бога, дарующего нам радость общения; воспользуемся этим общением для блага наших Церквей, для блага Единой Православной Церкви. Будем тверды в своем исповедании и да не поколеблят мир наш никакие козни врагов мира».

Одновременно с торжествами в Москве состоялось Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Церквей по ряду вопросов, настоятельно требующих совместного решения. Были подвергнуты обсуждению вопросы: об отношении Православия к политической деятельности Ватикана, об участии Православных Церквей в первой Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей, о признании действительности рукоположения иерархии Англиканской Церкви и о церковном календаре. По всем обсуждавшимся вопросам были приняты соответствующие решения, опубликованные в отдельных по каждой теме резолюциях. Резолюции Совещания получили утверждение Предстоятелей и Представителей Церквей, участников обсуждения: Александрийской (в лице уполномоченных ею Представителей Антиохийского Патриархата), Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Албанской, Польской и Экзарха Православной Церкви в Чехословакии.

Резолюция об отношении Православия к политической деятельности Ватикана, констатируя сопричастность Римской курии чуждой христианству

антинародной политической борьбе, ведущей к развязыванию новой войны, заключает:

«Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана...

Мы горячо молим Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом своего божественного учения католическую иерархию и помог бы осознать... пучину (ее) греховного падения»...

Резолюция по экуменическому вопросу заключает отказ Православных Церквей, представленных на Совещании, принять участие в первой Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей 1948 года в г. Амстердаме. Отрицательный ответ был вызван господствующим ныне направлением среди руководителей экуменического движения, направлением, не желающим стремиться к воссоединению Церквей благодатными путями и средствами. Православные Церкви, отклонившие приглашение к сотрудничеству с Всемирным Советом Церквей, дабы не уклониться от искания Царствия Божия и не вступить на чуждое их целям политическое поприще, не перестают, однако, ожидать в участниках этого движения пробуждения к сближению с православной доктриной, к восстановлению утраченной чистоты веры и, наконец, окончательному возвращению в отчий дом из «страны далече» (Лк. 15, 13).

Резолюция о действительности рукоположения англиканской иерархии подчеркивает внимание и симпатии Православной Церкви к движению в среде многих представителей англиканского духовенства и мирян, движению, направленному к восстановлению их прерванного общения с Православием. Совещание полагает, что возможное в будущем установление единства веры и исповедания Англиканской Церкви с Православием будет достаточным основанием для Соборного решения вопроса всей полнотой Православной Церкви.

По вопросу о церковном календаре Совещание, в духе мира и любви, решило не изменять ныне принятой практики каждой поместной Церкви в отношении неподвижных праздников, но ради укрепления православного единства установить для православного мира обязательное празднование великого дня Святой Пасхи по Юлианскому (старому) стилю.

Помимо четырех резолюций Совещанием принято было «Обращение к христианам всего мира».

«Предстоятели и Представители Автокефальных Православных Церквей, говорится в Обращении, считают своим священным долгом направить горячее обращение ко всем христианам мира, ко всем людям, жаждущим правды и мира, с призывом услышать наш голос, зовущий к братолюбию, человечности, справедливости, правде...»

Таковы результаты поистине Всеправославного Совещания. Нельзя не видеть строгой церковности как основы каждого принятого решения. Не отвлеченный догматизм, но исполненное любви православное сознание запечатлелось в деяниях Собора.

Значение торжеств и Совещания 1948 г. мы видим в том, что еще теснее установилось общение братских Церквей, еще сильнее возвестил миру голос Православия о извечных началах мира и любви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий в заключающей торжества речи в Троице-Сергиевской Лавре 18 июля сказал:

«Мы твердо верим, что та духовная связь, которая существует между братскими Церквами, еще более укрепится и усилится, и, что над ней — над этой духовной связью, будет почивать благословение Божие молитвами святых наших угодников... Да будет же эта закрепившаяся между нашими Церквами духовная связь крепкой и сильной во веки веков».

Единодушными решениями назревших вопросов Совещание указало неправославным церковным сферам единственно возможный путь к желанному единению христианских церквей.

Ныне, по прошествии года, не лишне обозреть практические результаты трудов Совещания.

Что сделано Церквами — участниками Совещания, каков отклик Православных Церквей, не участвовавших в его работе, как воспринял инославный мир голос Православия?

Русская Православная Церковь на пороге почти тысячелетнего стояния на страже интересов дорогого Отечества голосом своего Первосвятителя возвестила миру о непреклонной воле, вопреки проискам клеветников и поджигателей войны, твердо стоять за святое дело мира на земле.

Весь мир услышал призыв Патриарха Московского и всея Руси в защиту мира, когда стихийно возродилось стремление сторонников мира к объединению ради общей защиты мира.

«Нам особенно дорог этот раздавшийся призыв к объединению, так. как он созвучен тому обращению к христианам всего мира, с каким обратилось созванное нами в Москве в июле минувшего года Совещание Глав и Представителей Автокефальных Церквей и в котором мы горячо обращались ко всем христианам мира услышать наш голос, зовущий к братолюбию, человечности, справедливости, правде.

Благословляя эту все крепнущую волю народов к миру и отовсюду идущий протест против войны, мы вместе с тем свидетельствуем, что Церковь благословляет и благословит защиту Отечества, ибо она смотрит на эту защиту, как на святой долг, как на высшее выражение любви к Родине, как на подвиг, на высоту которого указывает слово Божие, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ионн. XV, 13).

От лица Русской Православной Церкви обращаюсь ко всем братским Автокефальным Православным Церквам с призывом возвысить свой голос против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира, против надвинувшихся новых проявлений человеческой ненависти и призываю всех поборников мира присоединить свой голос к огласившему весь мир благородному призыву к защите мира».

Стремление Русской Церкви к сохранению мира среди народов вновь прозвучало в пламенной речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая на Всемирном Конгрессе сторонников мира в Париже 22 апреля 1949 года.

«...мы, представители Русской Православной Церкви, хотим сказать уже перед лицом Всемирного Конгресса сторонников мира, что наш русский народ не хочет войны, ни на кого не хочет нападать, ненавидит самую мысль о войне, всецело занятый своим мирным трудом и заботами о своем счастья и процветании своей Родины.

Мы, представители Русской Православной Церкви, счастливы были видеть в период подготовки к настоящему Конгрессу и сейчас с глубоким удовлетворением видим здесь, как велики в мире силы мира, как горячо стремление людей жить в созидательном мирном труде, добром соседстве, сердечном единении, как глубоко их отвращение к насилию порабощению, всяческому злу»...

В Пасху 1949 г. православный мир снова услышал в «приветствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия Преосвященным Архипастырям, пастырям, честному иночеству и всей возлюбленной о Господе пастве в Отечестве нашем и за пределами его» призыв к усугублению молитв «ко Господу, даровавшему мир Отечеству нашему, о ниспослании и всем народам вселенной благословенного мира, которого так. жаждут народы и который пытаются нарушить «ненавидящие мира»...

Так, лейт-мотив Московского «Обращения к христианам всего мира» — защита мира и безопасности народов — получил дальнейшее развитие трудами православных русских Иерархов.

В соответствии с решениями Совещания Русская Церковь немедленно сообщила резолюцию по вопросу об англиканском рукоположении Архиепископу Кентерберийскому Джофри, а также препроводила генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей д-ру Виссерту Хуфту отрицательный ответ на приглашение участвовать в 1-ой Генеральной Ассамблее 1948 года.

Доклады русских богословов по вопросам Совещания, изданные к июлю 1948 г., и Специальный выпуск «Журнала Московской Патриархии» с резолюциями и материалом торжеств и Совещания, то и другое на русском и французском языках, были посланы во все Православные Церкви, предстоятелям Англиканской, Старокатолической, Епископальной церкви Америки, Всемирному Совету Церквей. Ответные сообщения о получении этой литературы свидетельствуют о значительном интересе к Совещанию не только среди православной общественности, но также и инославного мира.

Главный секретарь Св. Синода Константинопольской Церкви, архимандрит Иаков Стефанидис заключает свое письмо горячей благодарностью за присланные труды.

Главный секретарь Александрийской Патриархии, архимандрит Парфений по поручению Блаженнейшего Патриарха Христофора так же благодарит «за проявленное внимание».

Митрополит Филиппский и Неапольский Элладской Церкви Хрисостом письмом на имя Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая благодарит за материал «о происходивших в Москве совещаниях во время торжественного празднования юбилея Святой Русской Церкви. Мой интерес к этой плодотворной деятельности, — пишет Митрополит Хрисостом, — естественно велик и ознакомление с нею может привести к большему укреплению издревле существующих связей между Православными нашими Церквами.

А братский прием и оказанные нам почести во время столь приятного пребывания у Вас останутся неизгладимыми в моем сердце...»

Подтверждение в получении трудов было получено также от Архиепископа Финляндского Германа.

В ответ на высланные Англиканской Церкви материалы Совещания, Отдел Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии получил подтверждение генерального секретаря Отдела Иностранных Сношений Англиканской Церкви Герберта Водэмза:

«Все эти документы, говорится в письме, подлежат здесь тщательному изучению, и большое удовлетворение вызывает дружеский дух, которым они вдохновлены. Мы все очень надеемся, что будет возможным иметь и впредь контакт и обсуждение этих важных вопросов»..

Старокатолический Епископ Швейцарии Адольф Кюри теплым письмом известил о получении материала Московского Совещания.

Епископ-Президент Епископальной Церкви США Генри Шерилл письмом на имя Его Святейшества подтвердил получение литературы и выразил большой интерес Епископальной Церкви к вопросам Православия.

Дальнейшим мероприятием Русской Церкви является завершаемое ныне издание «Деяний» Совещания 1948 года на русском и французском языках.

Фильм торжеств и Совещания 1948 г. в Москве демонстрировался во всех странах, воочию показывая инославному миру величие и красоту Православия.

Значительная работа по ознакомлению церковной общественности различных стран с решениями Совещания была проделана представителями экзархатов, миссий, приходов и благочиний Русской Православной Церкви за рубежом.

Так, Экзархат Московской Патриархии в Северной и Южной Америке опубликовал материалы торжеств и Совещания в ряде номеров журнала Экзархата «Единая Церковь». Одновременно подробная информация была предоставлена им ряду периодических изданий Северной и Южной Америки. Помимо этого, участниками Московских торжеств архиепископом Макарием, прот. И. Дзвончиком и свящ. А. Присадским был прочитан ряд лекций, предприняты специальные поездки по стране, составлены для опубликования в повременной печати соответствующие статьи.

Представители Западно-Европейского Экзархата Московской Патриархии на торжествах в Москве по возвращении во Францию путем опубликования специальных сообщений информировали церковную общественность о результатах Совещания. Следует особо отметить деятельность досточтимого о. архимандрита Дионисия Шамбо, неутомимого труженика на ниве Православия Западного обряда. Его стараниями правда о Русской Церкви проникает в среду последователей католицизма. Большую работу по распространению информации о Совещании провели члены Братства св. Фотия в Париже.

Начальник Русской Православной Миссии в Голландии, архимандрит Дионисий и секретарь Миссии г. ван Эпенхайзен также внесли значительный вклад в дело, ознакомления голландской общественности путем опубликования целого ряда статей о Московских торжествах и Совещании в ряде широко распространенных газет Голландии.

Управляющий русскими православными приходами в Болгарии Архиепископ Серафим, принимавший деятельное участие в экуменической секции Совещания, и архимандрит Пантелеймон приложили значительные усилия для ознакомления русской и болгарской церковной общественности с выработанными в Москве решениями.

Архиепископ Берлинский и Германский Сергий и архимандрит Арсений информировали православную паству Германии и Австрии о решениях Московского Совещания. Материалы Совещания были предоставлены старокатоликам Австрии для опубликования в их журнале.

Таков вклад Русской Православной Церкви во исполнение принятых на Совещании 1948 г. решений.

Кратко обозрим соответствующие мероприятия братских Православных Церквей за истекший год.

Согласно полученным сообщениям, христиане всех Православных Церквей, участников Совещания, были информированы о ходе работы и результатах Московского Собора путем официальных заявлений и статей в церковной прессе, а также отдельными выступлениями иерархов-участников Совещания.

Александрийской и Антиохийской Православными Церквами в повременной церковной печати были своевременно опубликованы сообщения о торжествах и Совещании в Москве. По сообщению настоятеля Антиохийского подворья в Москве архимандрита Василия, православный народ его Церкви с радостью воспринял известия о торжествах в Москве; результаты Совещания также с удовлетворением были приняты местной церковной общественностью.

Сербская Православная Церковь в официальном органе «Гласник» № 7—8 от 1 августа 1948 г. опубликовала подробную информацию о пребывании делегации Сербской Церкви на торжествах в Москве и стенограммы всех выступлений на них Патриарха Сербского Гавриила. В журнале опубликован полный текст резолюций Совещания и сообщение

о передаче храма свв. Петра и Павла в Москве как подворья Сербской Православной Церкви. Патриарх Гавриил письмом на имя Его Святейшества сообщил, что информация о результатах Московского Совещания вызвала «у нашей иерархии, священства и паствы воодушевляющее впечатление и общую радость»...

Благодарными воспоминаниями о пережитом в Москве звучат в рождественском послании Патриарха Гавриила Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 25 декабря 1948 г. слова о любви и мире:

«Устремляясь с глубокою благодарностью в приятнейшие воспоминания о Вашей братской любви и высоком внимании, которое Вы, с Вашими уважаемыми сотрудниками, в таком изобилии оказали представителям Святой Сербской Церкви при недавней нашей встрече и пребывании в славной Москве — мы молим Бога, дабы «верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, старались сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 3, 17, 18; 4, 3).

Значительные труды к осуществлению решений Московского Совещания приложены были Румынской Православной Церковью.

На пленарном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 18 октября 1948 года был заслушан рапорт делегации Румынской Церкви на Совещании в Москве и вынесено следующее решение:

«Священный Синод, созванный на пленарное заседание сегодня 18 октября, выслушав рапорт делегации, которая участвовала на Совещании Предстоятелей Православных Церквей, имевшего место в июле в Москве, и ознакомившись с резолюциями, проголосованными по этому случаю, выразил радость, что это Совещание состоялось и является средством укрепления связей между Церквами и народами».

«Священный Синод просит Вас принять самую горячую благодарность за братскую любовь и особое благоволение, с которыми приняли и приютили делегацию нашей Церкви. Одновременно сообщаем Вам, что резолюции о принятых позициях на этом Совещании полностью были восприняты Священным Синодом Румынской Православной Церкви с уверенностью, что они будут способствовать в широкой мере преуспеванию Вселенского Православия и предназначены принести мир и доброе понимание между людьми и народами».

Текст ответной телеграммы Его Святейшества Патриарха Алексия, по получении сообщения об этом, гласил: «Его Святейшеству Патриарху Юстиниану, Бухарест, Румыния.

Рад был получить послание Вашего Святейшества и телеграмму. Сердечно тронут любовью и вниманием Вашим и Священного Синода.

Да укрепит Господь узы братской любви между нашими Церквами и да будет наше духовное единение крепким оплотом против врагов Православия и мира между народами».

Призывом к борьбе за мир во всем мире звучат слова рождественского послания Юстиниана Русской Церкви:

«Песнопение же, которое воспели ангелы над Вифлеемской пещерой, да проникнет ныне и в наши души, усиливая нашу ревность в деле проповедывания в мире благоволения, любви и мира между нациями и народами».

Послание Патриарха Румынского Юстиниана Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 22 июня 1949 г. сообщает о проделанной работе во исполнение решений Московского Совещания:

«Значение этого церковного события, а также решения, принятые в Москве, широко комментировались во всех епархиальных периодических изданиях, а широкие массы были оповещены об этих событиях одной из самых распространенных румынских газет — «Универсул».

Желая придать документальный характер информациям, относящимся к этому великому событию в нашей православной жизни, мы применили хорошо испытанный метод: профессоры трех Богословских институтов нашей Патриархии прочли и продолжают читать священникам всей страны лекции, посвященные Московскому церковному Совещанию.

Сейчас наше священство группами до 500 человек проходит миссионерские курсы, организованные при Богословских институтах, согласно новому Уставу об организации и деятельности Румынской Православной Церкви. Эти лекции сопровождаются демонстрацией кинофильма о торжествах автокефалии Русской Православной Церкви. Этот фильм является собственностью нашей священной Патриархии и демонстрировался во всей стране.

Некоторые из этих лекций, а также и те, которые освещают деятельность Русской Православной Церкви, уже напечатаны в журнале «Богословские Труды», в котором собраны лекции, прочитанные на курсах для священников. Несколько ранее первый номер «Православия» (январь — март 1949 г.) журнала Румынской Патриархии был целиком посвящен Московскому церковному Совещанию. В этом номере были опубликованы выступления румынских делегатов, решения и обращение Совещания Предстоятелей к христианам всего мира, а на первых страницах был напечатан Призыв к миру Вашего Святейшества и наше Воззвание по этому вопросу.

Документальное оформление материалов о нашем участии в юбилейных торжествах автокефалии Русской Церкви, а также в работе православного Совещания в Москве заканчивается изданием книги «Бухарест — Москва — Ленинград — Тбилиси» с подзаголовком «Всеправославное Совещание в Москве». Эта книга находится в печати, и ее выход в свет приурочен к первой годовщине этого Совещания».

В знаменательный день 8 июля 1948 года Патриарх Румынский Юстиниан телеграфно обратился к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с приветствием:

«В годовщину Совещания в Москве Глав и Представителей Православных Церквей по случаю 500-летней годовщины автокефалии Русской Православной Церкви мы просим Вас принять нашу братскую благодарность за счастливую мысль собрать нас на Конференцию по случаю этого торжества. Мы сохраняем в душе память пережитых тогда торжественных минут и просим Бога помочь нам реализовать пожелания, принятые этой Конференцией, и укрепить братство между нашими Церквами и нашими народами».

Ответная телеграмма Патриарха Алексия:

«Москва, 11 июля 1949 г.

Я только что получил доброжелательную телеграмму Вашего Святейшества по случаю годовщины нашей дружеской встречи в Москве С большой любовью мы вспоминаем Ваше деятельное участие в нашей Конференции и уверены, что ни время, ни расстояние не ослабят узы братской любви между нашими Церквами и нашими народами».

Болгарская Православная Церковь информировала церковную общественность о Московских торжествах и Совещании большой статьей Митрополита Пловдивского Кирилла «Гости Русской Церкви», печатавшейся в официальном органе «Церковный Вестник» с № 37-38 за 1948 год по № 21—22 за 1949 год.

Стремление к миру во всем мире звучит в посланиях Священной Синода Болгарской Церкви к великим праздникам Православия Рождества Христова и Святой Пасхи:

«С крепкой надеждой, что наступающее лето Господне укрепит так желанный мир на земле и благоволение между людьми, усердно молебствуем Родившемуся от Девы о все большем утверждении нашей спасительной православной веры и о торжестве Христовой Истины...»

...«усердно молим Воскресшего Жизнедавца... да вдохновит сердца руководителей народов мира истинным миролюбием, чтобы измученное страшными войнами человечество отдалось мирному труду и вдохновенному творчеству для общего благоденствия...»

Представители Албанской и Польской Автокефальных Церквей каждый в меру сил своих потрудились в доведении до массы верующих информации о торжестве и Совещании в Москве.

Решения Московского Совещания подписаны были также Экзархом Московской Патриархии в Чехословакии Митрополитом Пражским и Чешским Елевферием.

По возвращении в Чехословакию Высокопреосвященным Экзархом опубликовано было особое послание к духовенству и пастве с кратким сообщением о работе Совещания. В августовском и сентябрьском номерах «Вестника Православного экзархата Московской Патриархии в Чехословакии» и в журнале Пряшевской епархии Экзархата «Свет Православия» № 9—10 за истекший год были помещены статьи и резолюции по всем 4 вопросам Совещания, а также «Обращение к христианам всего мира». На чешском языке весь материал был напечатан в журнале «Глас Православия» № 7 за 1948 г.

Членом Экзаршего Совета Председателем Церковного Отдела Чешской епархии прот. Честмиром Крачмаром 5.IХ.1948 г. была произнесена по радио речь о Московских торжествах и Совещании. В ряде Пражских газет были напечатаны статьи участников московской поездки. Экзархом Московской Патриархии в Чехословакии Митрополитом Елевферием сделаны краткие доклады в кафедральном соборе г. Праги, на заседаний Епархиального Совета, а также во время поездок по экзархату.

Следует особо остановиться на деятельности экзархата в поднятии православного сознания на общую борьбу народов за длительный и справедливый мир.

Так, в пасхальном приветствии этого года «всечестному духовенству и боголюбивой православной пастве экзархата» Митрополит Елевферий призывает каждого верующего включиться в эту борьбу за мир:

«Торжествуя ныне в честь Воскресшего Господа нашего, возблагодарим Его еще и за те блага, которые Он нам дарует в мирном и спокойном нашем жительстве. С отрадою мы видим, как все более и более ныне объединяются все лучшие народные силы во всем свете в деле борьбы за нерушимый всеобщий мир, за уничтожение опасности новой страшной войны, объединяются в порывах дружной работы на общее благо и счастье, в созидательном мирном труде на общую пользу.

Да не станем мы, чада Православной Церкви, в стороне от этого святого дела, но, верные заветам Христовой любви, включимся вместе с лучшими людьми нашей земли в эту борьбу за дело мира, и в эту благодарную деятельность на общее благо».

Одновременно, на Пражском заседании Всемирного Конгресса сторонников мира 25 апреля 1949 г. митрофорным протоиереем о. Честмиром Крачмаром от имени Чехословацкой Православной Церкви была произнесена страстная речь, обличающая антихристианские потуги ненавидящих мир.

«Православная Церковь, как верный страж и глашатай Вечной Правды и Божественного учения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, выполняет свое назначение, данное ей Богом, и, руководясь духом Христова Евангелия, которое говорит «Мир оставляю вам, Мой мир даю вам» (Ио. 14, 27), считает своей святой обязанностью горячо приветствовать созыв Всемирного Конгресса защитников мира, обратиться ко всем людям, желающим жить в правде и спокойствии, с горячим призывом, чтобы в братской любви, человечности, справедливости и правде, объединенные во имя Князя мира Христа Господа нашего стали щитом и валом против всех нечистых поползновений и намерений, направленных к нарушению мира!»

Особое положение Иерусалимской и Кипрской Православных Церквей, в связи с нынешними политическими событиями на их территории, помешало им принять участие в торжествах 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

Так, в ответ на приглашение Иерусалимской Православной Церкви принять участие в торжествах и Совещании по важным церковным вопросам в Москве лишь в мае 1949 года была получена грамота Патриарха Иерусалимского Тимофея, датированная 25 мая 1948 года:

«Среди больших забот и тяжелых обстоятельств много внимания было уделено нами и Священным Синодом вопросам, которые поставлены Вашим любезнейшим посланием.

От всего сердца выражаем нашу великую радость по случаю приближающегося празднования пятисотлетия провозглашения автокефалии Святейшей Московской Церкви.

От души поздравляем Ваше Блаженство с тем, что Вам выпал жребий предстоять при столь важном праздновании.

Божественный Промысл охраняет Ваш поистине апостольский образ, выдающийся по образованности, мудрости и познаниям, полный вдохновенной ревности о Соборной Православной Церкви, несущий тяжелые труды для Евангелия, для того, чтобы Вы привели к новой славе и расцвету вверенную Вам великую Святейшую Церковь.

Поистине удивительно ее выдающееся богословское развитие и успех во всех проявлениях церковной жизни за последние пять веков.

Святая Мать Церквей в Сионе с полной готовностью приняла бы участие в этом праздновании, если бы, к сожалению, не переживала дни невыносимых бедствий и не имела бы пред собой непреодолимых препятствий».

Кратко изобразив тяжелое положение осажденного Иерусалима, Патриарх продолжает:

«...Таково, в кратких словах, наше положение. Благодаря ему мы не можем, к великому огорчению, исполнить братскую просьбу Вашего Блаженства и присутствовать или послать своих представителей на праздник Богом вверенной Вам Церкви...

Братски просим Вас и сонм сопразднующих архиереев, прочий клир и народ во время торжественных празднеств в Москве вспомнить о Святом Сионе и горячо помолиться о нас и нашей пастве пред Богом мира и Подателем всякого утешения, чтобы увидеть нам скорее зарю лучших дней...»

В ноябре 1948 года материалы Совещания были направлены Блаженнейшему Патриарху Тимофею с отбывавшим в Иерусалим начальником Русской Православной Духовной Миссии в Палестине архимандритом Леонидом. Особое Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия сопровождало пересылаемые документы:

«Ваше Блаженство, Блаженнейший и возлюбленный о Господе, Владыко!

Члены нашего Совещания вместе со мною искренно сожалели, что местные обстоятельства в Палестине воспрепятствовали иметь в нашем Совещании Представителя от святого Престола Иерусалимского и Вашего Блаженства, так как на Ваше личное присутствие по Вашему болезненному состоянию мы никак не дерзали рассчитывать. Пользуясь настоящим случаем — отъездом нашего архимандрита в Иерусалим — я посылаю Вам Постановления Совещания:

1. Резолюцию по вопросу «Ватикан и Православная Церковь»,

2. Резолюцию по вопросу: «Экуменическое движение и Православная Церковь»;

3. Резолюцию по вопросу «Об англиканской иерархии»;

4. Резолюцию по вопросу «О церковном календаре»;

5. «Обращение к христианам всего мира».

Желательно нам иметь и от Вашего Блаженства изъявление согласия с данными резолюциями.

В ожидании ответа от Вашего Блаженства, прошу принять от меня выражение моей братской к Вам любви о Христе

Патриарх Московский и всея Руси Алексии.»

Как сообщил архимандрит Леонид 18 апреля 1949 года, Русскую Православную Духовную Миссию посетил представитель Блаженнейшего Патриарха Тимофея и его Св. Синода архимандрит Наркис.

«Отец архимандрит, — сообщает о. Леонид Святейшему Патриарху Алексию, — от Имени Блаженнейшего Патриарха Тимофея просил передать Вашему Святейшеству, что Иерусалимская Патриархия глубоко скорбит о том, что по причине военных действий она не могла принять участие в Московских торжествах по случаю 500-летнего юбилея автокефалии Русской Церкви, а также и участвовать на Совещании Представителей Православных Автокефальных Церквей, к решениям и резолюциям которого она полностью присоединяется».

Обращаясь к Церквам Константинопольской и Элладской, разделявшим радость торжества 500-летия автокефалия, но не принявшим участия в Совещании по церковным вопросам, мы встречаемся с печальным явлением неправильного понимания святых канонов и традиций Православной Церкви.

С одной стороны Русская Церковь слышит на нашем юбилее приветственные возглашения Митрополита Фиатирского Германа, а также радостные слова Митрополита Родосского Тимофея, сердечно благодарящего за прием в Москве:

«Блаженнейший Владыко!

Благополучно возвратившись к себе, мы почитаем священным и обязательным долгом приветствовать Ваше Высокочтимое Блаженство и молимся от всей души и из глубины сердца, чтобы Податель всякого блага послал Вам и Святой Сестре-Церкви, в которой Вы так достойно предстоите, богатые дары своей благодати и даровал успех во всех делах Ваших.

Мы находимся во власти прекрасных впечатлений от Вашей выдающейся доброты и благожелательного расположения, которое проявили и расточали Вы, Ваше Высокопочитаемое Блаженство, с сонмом окружающих Вас Преосвященнейших Иерархов и благочестивейших иереев за непродолжительное пребывание и общение наше с Вами, за что высказываем Вам и всем великую и искреннюю нашу благодарность и глубокую нашу любовь и признательность.

Мы уже написали, Блаженнейший, что надо, но надеемся и лично быть в Константинополе в Высокочтимой Вселенской Патриархии и передать прекрасные наши впечатления от Вашего Блаженства и благочестивой полноты Святой Вашей Церкви, и изложить устно высокие Ваши мысли и предложения к укреплению связи любви между Святыми Божиими Православными Церквами.

Мы будем поминать в наших смиренных молитвах честное имя Ваше и Вашего священного клира, и благочестивого народа. Просим и Вас призывать милость Божию на нашу Восточную Православную Церковь.

И, глубоко преклоняясь пред Вашим Высокочтимым Блаженством, смиреннейше просим принять выражение глубочайшего почтения и благодарности нашей за все то, что мы получили от Вас, и выражение полной преданности, с которыми имеем особенную честь пребывать.

В Родосе, 20 сентября 1948 года.

Вашего Высокочтимого Блажества преданные и покорные Родосский Тимофей, Протопресвитер Константин Морайтакис».

В ответ на послание Митрополита Тимофея Патриарх Алексий направил в Родос следующую телеграмму:

«Я рад, что посещение Москвы оставило в Вас добрые воспоминания. Благодарю Ваше Преосвященство за молитвы. Да укрепятся между Церквами узы братской о Христе любви и взаимной духовной поддержки».

Такой же сердечностью исполнено письмо от 12 декабря 1948 г. представителя Элладской Автокефальной Церкви на торжествах в Москве Митрополита Филиппского и Неапольского Хрисостома Патриарху Московскому Алексию:

«Блаженнейший Владыко,

Благодатные, радостные праздники нашей веры: Вочеловечения. Спасителя нашего Иисуса Христа, Обрезания и во Иордане явления Его доставляют мне счастливый случай духовного общения с Вашим Высокопочитаемым мною Блаженством.

Прошу Вас благосклонно принять мое поздравление и смиренные мои молитвы о Вашем здравии, долгоденствии и о славной по примеру Христа пастырской деятельности Вашей к славе Святейшей Православной Русской Церкви и ко спасению благочестивой духовной Вашей паствы.

Вспоминая по этому случаю братский прием и щедрое гостеприимство, которыми Ваше Богохранимое Блаженство удостоили меня, как представителя Святейшей Автокефальной Греческой Церкви, выражаю еще раз мою искреннюю благодарность и уверяю Вас, что буду непрестанно молиться о неразрывном единении наших Церквей.

Ожидая Ваших богопокорных молитв и благословений, братски во Христе лобзая Ваше возлюбленное Блаженство и святую Вашу братию, остаюсь с глубоким уважением меньший во Христе брат Филиппский и Неапольский Хрисостом».

С другой стороны, греческая пресса заполнена горячей полемикой о похищении будто бы Русской Церковью приоритета Константинополя в делах Церковного устроения. Статьи арх. Каллиста, проф. Е. Фотиатис, Митрополита Эносского Германа, статья некоего W. в журнале «Пентенос» №6 за 1949. год стараются доказать, по их мнению, единственно верное понимание буквы канонов Святой Церкви по указанному вопросу.

Несмотря на это, Русская Православная Церковь с радостью вспоминает о пребывании в Москве Представителей своих Сестер-Восточных Церквей и общей с ними молитве.

С чувством глубокого удовлетворения видим мы, что мудрые решения назревших вопросов церковного бытия сделались достоянием миллионов православных сердец, ибо поистине гигантский размах приняла миссия по изъяснению верующему миру решений Совещания.

Не менее отрадно нам, что для всех жаждущих истины из среды инославия явилась теперь возможность услышать апостольский голос Православной Церкви и познать единственно спасительный путь к общению с Богом Живым.

И прежде всего, велика должна быть радость всех потрудившихся в этом святом деле, ныне побудившем весь православный народ, без различия национальностей, на священную борьбу за мир, против темных, посягающих на этот мир, сил.

А. Буевский

Система Orphus