ПЛАМЯ ВДОХНОВЕННОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

От прошлого, от седой старины дошло до наших дней замечательное творение игумена Даниила, описавшего свое путешествие по Святым местам.

В этом славном памятнике российской письменности XII века ярко отразился духовный облик скромного служителя Русской Православной Церкви. Его мысли и поступки овеяны глубоким, благородным чувством патриотизма и гордости за родную Русскую землю.

Находясь вдалеке от Родины, он мечтает только об одном: «Княже мой, Господине», — обращается он к Иерусалимскому королю Болдуину, — молю ти ся Бога деля, и Князей деля Русских хотел бых и аз поставити кандило свое на Гробе Святем Господнем от всея Русская земли, а за вся Князи наши, и за вся христиане Русския земли».

Игумен Даниил выполнил свое заветное желание. Он вознес Господу Богу перед Святым гробом пламенную молитву от лица христиан русской земли. Это было время, когда Православие победно утверждалось на Руси. Над нашей Родиной, над ее необозримыми просторами, над полями и лесами ширился чудесный благовест, как бы созвучный тем чувствам любви, благочестия и национального самосознания, которые были в сердцах представителей русского народа.

Достойным выразителем этих возвышенных чувств явился игумен Даниил. «Ходил есми тамо во Княженье Русское Великого Князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Владимеровича Киевского. Бог тому послух и Святый гроб Господень, яко во всех сих местах святых не забыл... ни детей моих духовных, ни всех христиан, ни коли же не забыл есмь, но везде поминал еси. И о сем благого Бога похвалю...»

О чем говорит нам это сказание игумена Даниила?

Прежде всего о том, что еще в те далекие времена, несмотря на феодальную раздробленность древней Руси и постоянные междоусобицы, русские люди, и среди них представители Церкви обладали развитым чувством национального достоинства и преданности Матери-Родине.

Можно сослаться и на другой литературный документ, более позднего происхождения, но одинаково поучительный. Инок Симеон, суздальский иерей, был участником поездки в Италию, на Флорентийский собор. За период своего путешествия он видел передовые по тому времени чужие страны, которые поразили его воображение, но национальная честь и достоинство Симеона остались непоколебимыми. Убежденный патриот своей Родины Симеон еще в Юрьеве заметил недостойное поведение митрополита Исидора, приложившегося сначала к католическому кресту, а затем к православному.

Участвуя на Флорентийском соборе, Симеон был глубоко возмущен поведением греческих представителей и нашего митрополита Исидора, согласившихся с папой на соединение Церквей. Симеон понял, что Исидор был послушным орудием в руках греческого императора и патриарха Иосифа, решивших принять унию. Как верный сын своей Родины и Русской Церкви, Симеон бежал из Италии вместе с русским послом Фомою.

Описав свое пребывание на этом соборе, Симеон гневно обвиняет греков в сребролюбии, в измене Православию и в то же время славит великого князя Василия Васильевича за его выступление против Исидора.

В наши дни, когда Русская Церковь, живущая интересами народа и Родины, демонстрирует миру величие своего пути, непоколебимую верность Отечеству и идеалам Христианства, мы не можем не вспоминать без уважения о том, как крепли и развивались в далеком прошлом эти возвышенные чувства национальной гордости.

Очень многие факты напоминают об этой одной из лучших традиции Русской Православной Церкви. Глубоко знаменательно, что в самом крещении Руси были заложены благородные идеи национального достоинства нашего народа. Великий князь Владимир, понявший сущность Христианства, предстал перед греками не в позе коленопреклоненного человека, заискивающего перед сильной Византией и добивающегося крещения Руси, а как славный воин и мужественный представитель великого народа.

Задумав крестить киевлян, Владимир предпринял военный поход на Корсунь. Он решил взять этот греческий город и на правах победителя укрепить свои связи с Православной Византией, ради блага своей родной земли.

Находясь перед осажденной Корсунью, Владимир, по словам летописца, вознес молитву Господу Богу: «Господи Боже, Владыко всех. Сего у Тебе прошу, даси ми град, да прииму и да приведу люди хрестьяны и попы на свою землю, да научат люди (мои) закону хрестьянскому». Какой преданностью к вере и любовью к свему народу дышит эта молитва! Неудивительно, что и греки с удивлением отнеслись к завоевателю Корсуни.

Великие традиции создаются не вдруг. Они слагаются из многих факторов и явлений, постепенно приобретают реальное значение. Так было и с ролью нашей Церкви в сохранении и развитии национального самосознания русских людей.

Общеизвестно, что для латинского Запада, в лице римских пап, не было приятным событием утверждение Православной веры в России. Узнав о намерении Владимира крестить Русь, папа Римский захотел повлиять на Владимира и отговорить от союза с греками. Никоновская летопись утверждает, что когда Владимир находился в Корсуни к нему «приидоша послы из Рима от папы и мощи святых принесоша» Папские посланники приезжали к Владимиру и в 991 и в 1000 году. Вместе с ними явились посланцы польского, чешского и венгерского королей, но и им не удалось склонить Владимира к союзу с католическим Западом.

В конце XI века пана Климент III предлагал воссоединение Русской Церкви с Римской. Аналогичные попытки предпринимались и другими папами. Гонорий III, обращаясь к русским князьям, призывал их отказаться «от всех заблуждений», в которые впали русские и настаивал, чтобы князья дали согласие на приезд в Россию легата Римского, грозил гневом своим на непокорность русских. Папе Григорию IX удалось даже заслать в Киев своих миссионеров, но они быстро убрались отсюда.

Русские князья, вооруженные Православной верой, как истинным духовным сокровищем народа, не хотели изменять Православию. И не случайно, что великий князь Василий Васильевич резко выступил против митрополита Исидора, пытавшегося олатынить Русскую Церковь,

и выдать Православие папе Римскому. Этот шаг великого князя еще больше укрепил национальное достоинство нашей Церкви, делая ее «непоколебимой от мысленных волк, губящих веру истинного в Русстей земли просиявшего благочестия».

Более двух веков во главе нашей Церкви стояли греческие митрополиты. Казалось бы, что греческое влияние должно было быть очень сильным во всей жизни страны. Безусловно, что и Византия, как государство, лелеяла надежды на расширение своего влияния в России, через Церковь. Но принимая христианство из рук греков, русские остались русскими, горячо преданными своей Родине.

Ни удельная раздробленность России, ни длительный период междоусобиц, ни тяжелое бремя монгольского нашествия и другие суровые испытания не могли поколебать чувство национального достоинства. У нас быстро выросли многие тысячи своих священнослужителей, скромных, трудолюбивых пастырей и монахов, которые, относясь с любовью и уважением к греческим митрополитам и к Матери-Церкви, направили свои усилия на развитие религиозного и национального самосознания русских людей.

Русское никогда не растворялось в греческом. Наоборот, в те далекие времена делались настойчивые попытки освободиться от греческой зависимости и в делах церковных путем назначения своих, русских митрополитов (Иларион, Климент). Пришло, наконец, время, когда отпала нужда в иноземных руководителях нашей Церкви. Воздав им должное за их полезную деятельность для Церкви и для Руси, Православие выдвинуло своих духовных вождей. А осуществленная в 1448 году автокефалия Русской Православной Церкви окончательно закрепляла полную самостоятельность и независимость нашей Церкви.

Установление автокефалии еще выше поднимало святое и драгоценное знамя национального достоинства и преданности своей Родине, открывая новые, широкие перспективы перед Церковью в ее стремлении к процветанию и единству Русской земли.

Пламя вдохновенной любви к нашей Родине неугасимо горит в делах Русской Православной Церкви. Разве не знаменательно, что именно в России, как ни в какой другой стране, широкое распространение получило подвижничество, одухотворенное не только желанием целиком посвятить себя молитве, служению Богу, но и скрепленное святым чувством преданности Родине.

Таким подвижником был святой Сергий Радонежский, внесший неоценимый вклад в развитие национального самосознания народа в самые тяжелые времена монгольского ига. Благодаря ему Радонежская пустынь превратилась в место паломничества русских людей, которые искали утешения и ободрения, в своем горе за разбитую и поруганную Русь. Они уносили с собой обретенную веру в свои силы, в грядущее освобождение. Радонежская пустынь активно участвовала в подготовке национального возрождения России. Благословение Преподобного Сергия вдохновляло наших воинов на решительную битву с татарами, сопутствовало победе русских войск. Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Иркутский и многие, многие другие своими святыми делами и подвижничеством укрепляли национальное достоинство и честь нашего народа.

Чтобы ни случалось, какие бы испытания ни выпадали на их долю, подвижники веры оставались стойкими чадами своей любимой Матери-Родины. История сохранила бесчисленное количество фактов об удивительной силе их духа.

Из Печерского Патерика мы знаем о Никоне «многотерпеливом и сухом». При одном из нападений половцев на Киево-Печерский монастырь, он был взят в плен. Никон не пожелал, чтобы его выкупили родственники и стойко терпел страшные мучения, которым его подвергали половцы. После трехлетних страданий Никон был человеком, иссохшим от ран, но он еще долго жил в Печерском монастыре.

В далеком прошлом России не редким явлением было, что люди Церкви шли на гибель, но не предавали Родины, не изменяли своим национальным интересам. В 1299 году при очередном нападении лифляндцев на Спасо-Мирожский монастырь Псковской области был убит преподобный Авраамий и игумен этого монастыря Василий. Литовцы, сделавшие набег на Вологду, убили отшельника Галактиона. Православный народ ответил на это злобное и сатанинское дело постройкой церкви на месте убийства Галактиона, сохранившей прах этого патриота и подвижника. Впоследствии здесь образовался монастырь — «Галактионова пустынь».

Имена русских подвижников веры достойно украшают светлый венец нашей Церкви. Благодарная им Церковь ежегодно славит всех святых, в земли Российстей просиявших. Эта глубоко патриотическая служба, совершаемая в первое воскресенье после недели Всех Святых, раскрывает перед нами страницы из истории Русской Православной Церкви, всегда стремившейся возвысить и укрепить достоинство верующих людей.

Память великого множества святых, просиявших на Руси, чтит наша Церковь.

Взаимоотношения России с Западом имеют свою историю. Наша страна прошла суровую школу защиты национальных интересов народа, его независимости. Терпеливый, мужественный и трудолюбивый русский народ часто был свидетелем таких действий со стороны «просвещенного» Запада, которые заставляли его быть особо бдительным и еще больше разжигали чувство национального достоинства.

Общеизвестно, что страны латинского Запада издавна вели агрессивную политику в отношении России. Ее просторы и необыкновенные природные богатства не давали покоя многим чужеземцам. Вторжения в пределы нашей страны немецких псов-рыцарей, шведов, поляков, французов, гитлеровских орд, и др. — наглядный пример этому. Ватикан всегда сочувственно относился к планам захвата русских земель. Ватикан в прошлом предпринимал и более реальные шаги по разложению Московского государства. Об этом убедительно говорит история самозванщины.

Период смуты был тяжелым кризисом в жизни нашей страны. Он резко обнажил корни посягательства католического Запада на национальную целостность и независимость России. За самозванцами и первым и вторым стояли не только польский король Сигизмунд, но и папа римский. В ход были пущены все средства, чтобы католики могли захватить власть в Москве. Опасность усугублялась тем, что нашлись ревностные поклонники у поляков и в среде русских. Они были даже в составе «великого посольства», направленного для переговоров с Сигизмундом III. Польский король щедро одарил их грамотами на поместья и вотчины, взамен обещаний действовать в пользу признания царем России Сигизмунда III.

Однако не эти низкопоклонники перед Западом и открытые перебежчики в лагерь врага выражали русский национальный характер. Он пламенел в делах и поступках Патриарха Гермогена, архимандрита Дионисия Зобниковского, протоиерея Авраамия Палицына, Саввы Ефимьева, в великих подвигах Минина и Пожарского. Русская Православная Церковь неотступно была вместе с народом, защищала его национальные интересы — шла ли речь об открытом посягательстве на национальную независимость Родины, или о пропаганде идей католицизма. Характерен следующий случай. В 1644 году в Москву,

вместе с датским королевичем Вольдемаром, приезжал пастор Фельгабер. Этот лютеранский проповедник затеял в Москве дискуссию, с целью доказать преимущество своей веры. Достойный ответ Фельгаберу дал ключарь Успенского собора, престарелый Иван Наседка, заявившим. «Нас, овец Христовых, не премудряйте софистеками своими, нам ныне неколи философства вашего слушать».

Как реагировали русские люди на недостойное нововведение представителей латинского Запада при разбойничьих налетах на нашу землю также хорошо известно. Нередко случалось, что иностранные захватчики до основания разрушали храмы и монастыри, но они снова возникали на том же месте, как свидетельство национальной гордости русских, их непоколебимой приверженности Православной вере и Родине.

Поляки сожгли и разорили Московский Новодевичий монастырь, основанный в 1528 году, в память присоединения Смоленска к Московскому государству. Однако вскоре он снова восстал из пепла.

Но не только в делах церковных мы видим проявление несгибаемой вдохновенной любви к Родине. Православие укрепляло и усиливало это святое чувство во всей жизни страны и в Делах ее лучших, одаренных руководителей.

Петр I, стремясь преодолеть вековую отсталость России, завел обширные взаимоотношения с западными странами. Он считал, что пора пересадить на русскую почву все полезное и ценное из Западной Европы. Учась у заграницы, посылая русских людей в другие страны и приглашая иностранцев к себе, Петр, однако, относился к загранице без увлечения и без малейших признаков раболепия перед достижениями Европы.

Сохранилось предание о том, что в одной из бесед со своими приближенными царь сказал: «Европа нужна нам еще несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней задом». Те из современников Петра, кто осуждал его за привязанность к иностранному, не понимали величия прогрессивных устремлений одного из самых замечательных преобразователей России. Выступая в 1714 году на торжестве, посвященном спуску военного корабля в Петербургской гавани, Петр говорил: «Кому из вас, братцы мои, хоть бы и во сне снилось лет 30 назад, что мы с вами здесь, у Остзейского моря, будем плотничать, и в одежде немцев, в завоеванной у них же нашими трудами и мужеством стране построим город, в котором вы живете».

Высказывая далее глубокие мысли о значении науки в жизни России, Петр продолжал: «Советую вам помнить латинскую поговорку: Ora et labora (молись и трудись) и твердо надеяться, что может быть еще в нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую ступень славу русского имени».

Лучшие представители Православной Церкви хорошо понимали значение прогрессивной деятельности Петра и благословляли его на это богоугодное дело. Среди них был Феофан Прокопович. Зная хорошо просвещенный Запад, Феофан не стал его поклонником. В своих проповедях он объяснял перед народом реформы Петра, высказывал сочувствие к ним. Феофан был последовательным защитником царских мероприятий. Так, доказывая необходимость флота для России, к чему стремился Петр, неутомимый проповедник Феофан говорил: «Понеже не к единому морю прилежит пределами своими сия монархия, то как не бесчестно ей не имети флота. Не сыщем ни единой в свете деревни, которая над рекой или озером положена, не имела бы лодок».

Хочется назвать также дорогое для православного человека имя. Митрофана Воронежского, выдающегося поборника деятельности Петра. Когда Петр I начал создавать в Воронеже флот и готовиться к Азовскому походу, Митрофан, как епископ Воронежский, принял активное участие в задуманном мероприятии. Он внес на это дело все свои деньги, в сумме 6 тыс. рублей. Денежные пожертвования Митрофан внес не только в 1695 году, но в последующие годы. Отмечая его заслуги перед Родиной, Петр повелел именоваться ему епископом Азовским. Царь глубоко скорбел, узнав о смерти Митрофана. Он лично участвовал в выносе его тела. «Не осталось у меня такого святого старца» — эти слова Петра хорошо выражают его любовь к святителю и патриоту.

Многие замечательные русские люди прошлого проявили себя непоколебимыми патриотами, врагами низкопоклонства перед Западом. Волнующим и незабываемым является образ великого русского ученого Ломоносова. Автор сочинения «О пользе церковных книг» и ярких духовных од, Ломоносов горячо защищал русские национальные интересы. Получив, после длительного пребывания за границей, место в Академии наук, Ломоносов не относился безразлично к засилию иностранцев в Академии. Он открыто враждовал и с начальником академической канцелярии Шумахером и с отдельными академиками-иностранцами. Так, например, по адресу историка Шлецера Ломоносов однажды сказал: «Из сего заключить должно, каких гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях такая допущенная в них скотина».

В своей «Российской истории» Ломоносов убедительно доказывал, в противовес утверждениям академика Миллера, что наши первые князья были не скандинавского, а славянского происхождения. А какой гордостью проникнуты высказывания Ломоносова о величии русского языка, в котором можно найти: «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Ему же принадлежат вдохновенные, пророческие слова о творческой силе русского народа:

Дерзайте ныне ободренны,

Раченьем вашим доказать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов [1] Российская земля рождать.

Высокое, светлое чувство национального достоинства, выразителем которого всегда были лучшие представители русского народа, оставалось неугасимым в самые трудные периоды, когда увлечение Западом принимало широкие и уродливые размеры.

Атмосфера низкопоклонства перед Европой, культивируемая при Екатерине II, не помешала Денису Ивановичу Фонвизину, замечательному писателю своего времени, занять отрицательную позицию к этому модному течению. Получив серьезное религиозное воспитание, Денис Иванович в своем творчестве высмеял увлечение Западом. Его Иванушка, ездивший во Францию и преклоняющийся перед всем французским, наделен чертами необыкновенного глупца. Он показал невежественных щеголей и щеголих, которые на все русское смотрят презрительно и высокомерно. Глубоко наблюдательный человек, Фонвизин, при поездках за границу, подмечал многие недостатки, свойственные иностранцам, и описал их в письмах из-за границы. О Франции он замечает, что падение нравов дошло здесь до того, что над всем царит мода, обман не считается дурным делом, а деньги стали первым божеством. В Германии он критикует педантизм немцев, а об их ученых говорит, что они сильны в логике отвлеченной, но крайне нуждаются в логике натуральной.

Трудно перечислить всех тех славных сынов русского народа, которые в любые времена гордо несли вперед знамя патриотизма, активно содействовали развитию национального самосознания, выражали честь и достоинство русского народа.

В обстановке политического бесправия и гнета дореволюционного прошлого всегда находились люди с орлиными крыльями, которые смотрели вперед и видели прекрасное будущее нашей Родины. Один из них молодой, талантливый критик Белинский пророчески писал в 1840 году: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающею законы в науке и искусстве и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».

Очень много вреда нашей стране принесло культивируемое в дореволюционном прошлом низкопоклонство перед Западом. У нас не мало было бесталанных правителей, использовавших свою власть во вред национальным интересам народа. Именно так поступали последние представители династии Романовых, широко открывшие двери иностранному влиянию. До 1917 года в нашем хозяйстве, в промышленности, на транспорте и в других областях хозяйничали, как у себя дома, немцы, французы, бельгийцы и прочие представители капиталистического Запада.

Насаждался дух превосходства иностранцев над русскими. Разве не позорно, что многие великие проявления русской научно-технической мысли, далеко опережавшие заграничных ученых, не находили поддержки и часто гибли, чтобы через ряд лет расцвести на иностранной почве (электричество, радио, паровые машины и многое другое).

Мы можем горячо благодарить Господа Бога, Его великую, неизсякаемую мудрость за то, что это нездоровое, гнилое прошлое России кануло в вечность и снова сияют идеи национальной гордости. Рецидивы низкопоклонства перед Западом, не только не находят у нас почвы, но и встречают всеобщее осуждение и гнев.

В самом деле, что кроме вреда может принести низкопоклонство перед теми странами, которые погрязли в сребролюбии, где печать стяжательства и эксплоатации человека человеком лежит на всех достижениях культуры, где власть денежного мешка стала решающей силой, где даже Церковь превратилась в служанку эгоистических интересов правящего класса.

Нет! Не совместимо с достоинством советского гражданина, с его патриотическими чувствами, преклонение перед загнивающим миром.

Благородные черты русского характера, как никогда раньше, расцвели в советское время, снявшее все преграды на пути национального самосознания народа. На этом же пути верности своему народу, его кровным национальным интересам, стоит и наша Православная Церковь, ибо «Велика есть истина и премогает» (2 Ездры 4, 41).

В новой, послереволюционной обстановке первый, кто начертал правильный путь для Православной Церкви был Святейший Тихон — Патриарх Московский и всея Руси, мудрый руководитель и патриот. Это ему принадлежат пламенные слова: «Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага».

Священнослужители не понявшие новой обстановки, развращенные правящим классом старой дворянской и буржуазной России, связанные с ним тесными нитями и занявшие враждебную позицию к Советской власти, оказались людьми без Родины и без национальной чести. Патриарх Тихон резко осуждал их, показывая пример истинного служения великому делу национального и политического возрождения России.

Подлинно драгоценной для нашей Церкви явилась деятельность Святейшего Сергия. С присущей ему глубиной мысли и одухотворенностью он умело повел церковный корабль вперед по пути служения народу и Родине.

Большой убежденностью проникнуты его высказывания о том, чтобы «верующие, оставаясь православными, помнили свой долг — быть гражданами Союза не только за страх, но и за совесть»....

Благодаря руководству глубокомудренного Патриарха, Православная Церковь до конца выполнила свой патриотический долг во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Решалась судьба нашей Родины, в пределы которой вторгся озверелый враг. Весь советский народ, под гениальным водительством Великого Сталина, поднялся на защиту своей свободы и независимости.

И снова раздался пламенный призыв верного кормчего Православной Церкви Святейшего Сергия. «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им по плоти и по вере».

Во всех делах Церкви, в ее молитвах за победу советского оружия, в сборе пожертвований на нужды Советской Армии, в ободряющих проповедях мы видим проявление традиционной верности национальным интересам Отечества, неугасимое пламя вдохновенной гордости за нашу любимую Родину. Иного пути и не может быть у Русской Православной Церкви.

В жизни народов всегда бывает так, что преданность Родине, ее национальным интересам, проверяется в годины суровых испытаний, в обстановке крупнейших общественно-политических событий.

И вот сейчас, когда снова подняли голову поджигатели войны, когда ведется разнузданная, открытая подготовка к новым братоубийственным войнам и мир разделился на два лагеря, Русская Православная Церковь ясно и четко определила свою позицию: «...Церковь благословляет и благословит защиту Отечества, ибо она смотрит на эту защиту, как на святой долг, как на высшее выражение любви к Родине, как на подвиг, на высоту которого указывает слово Божие, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн. XV, 13).

Так заявил на весь мир Патриарх Алексий, замечательная деятельность которого проникнута теми же возвышенными и благородными идеями преданности Родине и русскому народу. Счастлива наша Церковь, что имела в лице Патриархов Тихона, Сергия и имеет в лице ныне здравствующего Патриарха Алексия — духовных вождей, которые с достоинством несут вперед славное знамя вдохновенной любви к Отечеству..

М. Павлов

[1] Т. е. Ньютонов (Newton).

Система Orphus