РАБОТА КАТОЛИКОВ И ПРОТЕСТАНТОВ В КИТАЕ

За последние год-полтора из Китая на Родину, в Советский Союз, вернулось много русских из православного духовенства и мирян, живших там долгое время. В своих рассказах о жизни в Китае они много внимания уделяют деятельности католических и протестантских организаций, которые под покровом религии ведут там не столько религиозную, сколько политическую работу, направленную, с одной стороны, на подчинение китайского народа влиянию своих стран, а с другой — против нашего Отечества.

О том, что иностранные государства в Китае издавна используют духовные миссии западных исповеданий в политических целях свидетельствуют как непосредственные наблюдения вернувшихся из Китая русских, так и некоторые литературные источники. В последних можно встретить довольно ясные указания на примеры согласованной деятельности духовных миссий и их дипломатических покровителей. Так, приехавшие рассказывают, что в свое время на Дальнем Востоке пользовался большой известностью английский журналист Путнэм Уил, настоящее имя которого Ленокс Симпсон. В своей книге об осаде Пекина в 1900 году, во время так называемого боксерского восстания, он пишет, что представители иностранных посольств в Пекине получали сведения о восставших прежде всего от католического епископа, который, в свою очередь, получал их из католических приходов в Северном Китае, где тогда сосредоточилось китайское национальное движение против засилья иностранцев.

Благодаря разветвленной организации духовных миссий, иностранцы и теперь отлично осведомлены о внутренней жизни Китая. Внедряясь во все сферы духовной, общественной и даже экономической жизни, католические и протестантские миссионеры внимательно изучают психологию различных слоев китайского населения, чутко прислушиваются к пульсу страны и благодаря этому всегда могут быстро и довольно точно поставить политический диагноз, полезный для политики своих правительств, имеющих большие интересы в Китае.

Будучи чрезвычайно многочисленными, духовные миссии западных исповеданий и различных сект составляют довольно густую сеть, которая охватывает весь Китай. Так, по данным 1937 года, перед самым выступлением японцев, в Китае было 3 934 175 китайцев-католиков. Во главе Китайской Католической Церкви тогда значилось 94 епископа, из них 24 — китайской национальности. Следует принять во внимание, что эти епископы-китайцы воспитывались в католических монастырях и завершили свое образование в Риме, где и были рукоположены самим папой.

В подчинении епископов, управлявших 121 викариатом, имелось тогда 2 636 священников-европейцев и 1 822 священника-китайца. Необходимо также учесть наличие в Китае значительного числа монахов и монахинь. В 1936—1937 годах одних монахинь насчитывалось до 6 000 человек. Эта армия католических миссионеров до сих пор непрерывно пополнялась и росла за счет воспитанников католических семинарий, которые в тех же годах обучали 547 европейцев и 142 китайца. Само собой разумеется, что все европейские представители католического клира отлично владеют китайским языком.

Духовные организации западных исповеданий в Китае располагают большими материальными средствами, которые в значительной своей части составляются за счет китайского народа. О богатствах Римско-католической Церкви в Китае можно составить некоторое представление по следующим фактам. На бывшей французской концессии Шанхая находится старый иезуитский монастырь Зиккавей, имущество которого оценивалось в 1938 году в два миллиарда золотых франков. Известно также, что в Шанхае католические монахи владеют огромными домами, пристанями, складами, фабриками, кинотеатрами, гостиницами и другими учреждениями, дающими огромные доходы. За счет китайского народа оплачивают свои расходы и протестантские духовные организации.

В общем материальные ценности духовных миссий в Китае настолько огромны, что известный экономист Рёмер в своей книге «The Foreign investment in China», исчисляющий коммерческие капиталовложения иностранцев в Китае в 3 1/2 миллиарда долларов, указывает, что кроме того стоимость имущества разных христианских миссий в Китае выражается, примерно, в такой же сумме и что, таким образом, иностранцы вложили в Китай 7 миллиардов золотых долларов.

Такие огромные материальные средства позволяют духовным миссиям и организациям не стесняться в выборе методов пропаганды, развиваемой не столько в интересах подлинного христианства, сколько ради политических целей и планов своих стран. О размахе «просветительной» деятельности католических организаций можно судить по следующим данным: в Бейпине и Шанхае до последнего времени было три католических университета; кроме того, в руках католиков находится 58 средних и 2 985 начальных школ для мальчиков, 45 средних и 1 298 начальных школ для девочек и 11 536 детских садов.

Издательская деятельность католиков в Китае также весьма обширна. Обладая многочисленными типографиями, католические миссии издают ряд газет и журналов на китайском, английском, французском и русском языках. Ими же издается большое количество картографических материалов по Китаю. Чтобы завоевать авторитет во мнении китайского общества, католические организации учреждают и поддерживают краеведческие музеи, метеорологические станции и другие учреждения, имеющие мало общего с христианизацией китайского народа.

Многочисленны и большей частью весьма богаты католические храмы в Китае. В этой огромной стране нет ни одного значительного города, над которым не возвышались бы стрельчатые башни католических соборов. Такой собор, как собор св. Игнатия в Шанхае, вмещает свыше 3 000 молящихся. И при каждом храме, при каждом монастыре обязательно существуют различные мастерские, а при некоторых монастырях имеются даже крупные производственные и сельскохозяйственные предприятия, на которых под руководством монахов работает много китайцев.

Таким образом, католическая община в Китае является весьма мощной и активной организацией. Она крепка не только своей материальной базой, но и внутренней солидарностью своих членов. Обычно китайцы, окончившие католические школы, сохраняют между собою тесную связь и, достигая видного служебного или общественного положения, выдвигаются на посты руководителей многих католических организаций. Много католиков-китайцев служит в полиции — китайской и иностранной, благодаря чему католики имеют своих людей буквально всюду и весьма искусно пользуются этими связями в своих интересах. Жизнью католической общины в Китае управляет папский апостольский делегат в сане архиепископа. Долгое время им был делегат Ч. Константини, которого в 1933 году сменил М. Закини — оба итальянцы.

Совершенно ясно, что такая сильная, сплоченная и управляемая из одного центра организация, как Римско-католическая Церковь в Китае. всегда активно действует в интересах Рима и является большой политической силой, так сказать, государством в государстве. Конечно, не в одном Китае понимают, зачем посылает Рим свои дисциплинированные когорты миссионеров в разные страны. Если бы это делалось только для евангельского благовестил, для приведения народов ко спасению во Христе, то в осуществлении этой великой миссии они следовали бы Христовым Апостолам. На деле же посланцы Рима настойчиво внедряются во все поры общественной и даже экономической жизни и проповедуют не столько Евангелие, сколько послушание папскому престолу. Об этом ясно свидетельствуют методы их работы, насквозь пронизанные лукавством дипломатии и соображениями чисто человеческого расчета. Поэтому неудивительно, что народы, стремящиеся к освобождению от власти капитализма, называют Римско-католическую Церковь реакционной, определяя этим эпитетом ее чисто земную устремленность к державному государству над наследием Божиим.

В связи с этим интересно проследить политику Рима в Китае с того момента, когда там ясно определился успех народно-демократического движения. Как известно, в 1926—1927 гг. в южном Китае у власти встало Кантонское правительство, на первых же порах обратившее особое внимание на опасность папского империализма. Возникшая угроза заставила католиков созвать в Шанхае большой съезд католического духовенства, на котором присутствовало 115 делегатов, в том числе 49 епископов. А когда начался поход новой национально-демократической армии Китая против северных милитаристов и стала все более обнажаться антинародная роль Католической Церкви, папе Бенедикту XV пришлось выступить с энцикликой («Аb ipsis Pontificatus»), в которой он, отрицая антигосударственную деятельность католического духовенства, предписывает ему заниматься в Китае исключительно церковными делами. В том же 1926 году в Риме, в соборе св. Петра, были рукоположены в епископы первые китайцы, в числе 6 человек, тогда как до того времени епископами в Китае были лишь иностранцы. К чему приведет политическая изворотливость Рима в дальнейшем — покажет весьма недалекое будущее.

Теперь же обратим внимание на немалые усилия католических миссий в Китае, направленные на подготовку своего проникновения к народам Советского Союза. Как на пример таких намерений приехавшие из Китая указывают на деятельность архимандрита греко-римского обряда о. Фавиана Абрантовича, появившегося в 20-х годах среди украинских и русских эмигрантов в Харбине.

Проповедуя необходимость объединения Западной и Восточной Церквей под главенством папы, о. Фавиан очень скоро завоевал обширную аудиторию для своей проповеди: он построил на Большом проспекте большой конвент для русских девочек, создал лицей св. Николая для русских мальчиков и еще одно учебно-воспитательное учреждение около Старого Харбина. В конвенте католические монахини воспитывали и учили русских девочек совершенно по-католически, а в лицее св. Николая с мальчиками поступали несколько осторожнее: от Православия явно не отвлекали, но воспитывали, конечно, в духе полного уважения к Риму. Богослужения в домовой церкви совершали по греческому обряду, зато, принимая учеников на полное содержание, внушали им убеждение в полном бескорыстии папы; их священники имели вид русских батюшек — зато при лицее издавался журнал с тонкой пропагандой превосходства Римско-католической Церкви.

В то же время администрация лицея стремилась всеми способами установить широкие связи с представителями русской эмигрантской интеллигенции. С этой целью она охотно предоставляла помещения лицея для устройства собраний, лекций, докладов, диспутов, издавала журнал и распространяла журналы, издаваемые Греко-католической Церковию в других странах. В состав преподавателей лицея принимались лица только с известным общественным положением: военные, журналисты, ученые. Выпускались брошюры, пропагандирующие Владимира Соловьева с его симпатиями к католицизму. Словом, употреблялись все усилия к тому, чтобы завоевать симпатии русских, облагодетельствовать их и тем самым поставить в определенную зависимость от себя. Но с углублением католической пропаганды, ее методы, вначале тонкие и благовидные, постепенно обнажались в своей истинной целеустремленности. Если при архимандрите Фавиане лицей не настаивал прямо на обращении русских мальчиков в католичество и стремился вовлечь их в подданство папы при помощи единства в обряде, то при его преемнике о. Иосифе Яворко не желающих перейти в католичество безжалостно удаляли из лицея.

Упорство католических деятелей в привлечении на свою сторону русских в Китае можно проследить и на другом примере. Когда в 1931 году японцы вторглись в Манчжурию и учредили там марионеточное правительство, то оно было признано прежде всех Римом, что обеспечило католическим организациям в Манчжоу-Го известную свободу и спокойствие. Но большая часть русского православного населения вынуждена была бежать из-под гнета японцев на юг, где оно во множестве оседало в Шанхае. И вот пропаганда католиков настигала русских и там в виде быстро организуемых учебно-воспитательных заведений для русской молодежи. В Шанхае, например, был открыт колледж св. Михаила, во главе которого встал католический священник, научившийся, русскому языку в Русской коллегии в Риме. Вокруг этого католика-англичанина вскоре образовался тесный круг католических священников других национальностей, принадлежавших, однако, к греческому обряду и отлично говоривших по-русски.

Для русских девочек в Шанхае была также открыта школа с прямой целью вырвать детей из-под влияния Православной Церкви. Многие способные юноши из колледжа св. Михаила и из лицея св. Николая, отправлялись для подготовки в Рим, откуда возвращались в Харбин молодые католические священники из белоруссов и украинцев.

В значении и целях такой заботы католиков о русских сомневаться не приходится. В беседах с русскими руководители католических школ говорили: «Наша задача состоит в объединении Церквей под верховенством папы, как наместника князя апостолов, св. Петра. Мы будем в свое время работать в России. Наш план рассчитан на сто лет».

Из этого можно заключить, что Римская Церковь, являясь по существу церковным государством, упорно стремится подготовить себе путь к проникновению в сферу православных народов, но не ради подлинного единения в духе Христовом, а для того, чтобы приобрести Римскому престолу новые церковные колонии.


Итак, мы видим, сколь велика и куда направлена католическая пропаганда в Китае. Однако работа и влияние протестантских миссий едва ли не превосходят там деятельности Римского престола. Первые миссионеры-протестанты были направлены в Китай в 1807 году от имени Лондонского Миссионерского общества, которое уже имело значительный опыт такой работы в Индии. Перед японским вторжением в Китай в 1937 году там существовало уже 17 британских организаций протестантского толка, 64 канадских, 23 европейских и ряд протестантских объединений других национальностей. Всего к этому времени в Китае насчитывалось 136 протестантских организаций-церквей, имевших в своем составе 6 150 миссионеров — европейских и американских. А общее число протестантских станций достигало тогда 1 130.

По имеющимся сведениям, перед японским вторжением в Китай там действовали следующие главные «церкви»: адвентисты, англиканцы, баптисты, братья, ученики, евангелисты, методисты, меннониты, пресвитериане, реформисты, объединенные братья, объединенная церковь Канады, китайская внутренняя миссия, церковь Христа в Китае, китайское миссионерское общество и ряд независимых церквей. Все эти церкви объединяли тогда до одного миллиона своих последователей. Руководство ими осуществлялось, помимо 6 150 американских и европейских священников, еще тщательно обученными священниками-китайцами в количестве 14 500 человек. Большинство из них побывало в Америке, где они прошли специальную подготовку. Последние данные говорят о том, что число протестантских станций по Китаю возросло до 1 207, при которых имеется 4 500 воскресных школ, обучающих до 240 тысяч учеников.

Несмотря на многочисленность «церквей» и разнообразие их национального состава, они в своих действиях едины: «идут врозь, а бьют вместе», как говорят русские очевидцы. Деятельность церквей в Китае возглавляется Национальным Христианским Советом — одним из 27 национальных христианских советов, рассеянных по всему миру. Национальный Христианский Совет Китая был предложен к образованию еще в 1910 году на Мировой Конференции миссионеров в Эдинбурге (этом предвестнике экуменических съездов). Однако он возник не сразу. Сначала образовался «Постоянный Комитет для развития работы в Китае», во главе которого встал мистер Лобстейн и мистер Чен-Цзин-И. При этом Комитете работал очень важный отдел обмена информациями по работе в Китае и по разным консультациям. Работа этого Комитета продолжалась до 1922 года, когда в Шанхае собралась Миссионерская Конференция, избравшая уже Национальный Христианский Совет Китая.

Этот Совет создал затем особую организацию под названием «Постоянный Комитет по религиозному воспитанию при Национальном Христианском Совете». То религиозное воспитание, которое несет Китаю эта организация, осуществляется особым Бюро, объединяющим собою три Совета: по религиозному воспитанию, по среднему образованию и по высшему. Председателями этого Бюро были самые деятельные и образованные члены протестантских миссий в Китае, а именно: проф. университета св. Иоанна Ф. Потт (1923—1925); его сменил д-р Лю, проф. Яньцзинского университета (1925—1928); за ним председательствовал д-р Янь, проф. Центрального Медицинского колледжа (1928—1931); далее правил деятельностью Бюро проф. Лин из Фунцзянского университета (1931 — 1933), затем проф. Янь из университета в Сучжоу и снова д-р Лин (1935—1937).

Нас особенно интересует деятельность Национального Совета по Христианскому воспитанию в Китае, возникшего в 1931 году. Среди задач, которые ставит себе этот Совет, мы отметим лишь самые существенные. Первую из них можно сформулировать так: собирание самого последнего, самого свежего материала обо всем, что происходит в Китае. Естественно, что искомый материал собирается на основе тех сведений, которые поступают с мест от миссионеров, от педагогов и других работников станций. Деятели, доставляющие такие сведения, являются обычно долговременными жителями Китая, отлично знают его язык и письменность и вообще близки к разным областям общественной и экономической жизни страны. Легко понять, какую важность представляет для империалистического мира такой налаженный и постоянный источник информации. Второй задачей Совета является подготовка учителей и работников всех степеней по христианскому воспитанию в Китае. Не приходится сомневаться в том, что эта работа сопровождается далеко не христианскими намерениями и планами.

Ко времени японского вторжения в Китай во главе Совета по Христианскому воспитанию стояли: председатель — епископ Франк Прайс, д-р Лю, известный статистик по Китаю, генеральный секретарь Совета д-р Мяо, секретарь-американец С. Райс и пом. секретаря — тоже американка мисс Мэбл Наулин. Таким образом, в этих организациях, как. бы в тени, стоят американцы и руководят информацией о Китае.

Из вышеуказанных задач Совета по Христианскому воспитанию можно заключить и об основном направлении деятельности протестантских организаций в Китае. В то время, как католические миссионеры умело прикрывают земные намерения Римского престола конфессиональными целями, протестантские деятели отодвигают их на задний план в соответствии с рационалистическим духом своего облегченного и урезанного христианства. На первом же месте у них стоит практическая задача сервиса, обслуживания ближних, забота о их нуждах. Это было бы хорошо, если бы вся обширная система протестантского сервиса не оказывалась каким-то роковым образом связанной с обслуживанием буржуазных интересов, а также империалистических планов известных стран.

С христианской точки зрения нужно считать весьма похвальной деятельность протестантских миссий, организующих медицинское обслуживание китайского населения. В 1937 году эти миссии имели много амбулаторий, 270 госпиталей на 18 250 коек, обслуживших за год 240 тысяч пациентов. К этой цифре нужно присоединить еще 4 150 000: амбулаторных больных и 185 000 больных, лежавших в клиниках. Такую массу больных обслуживали: 560 китайских и почти 300 американских и европейских врачей, 1 340 китайских и 250 европейских сестер милосердия, кроме того, в специальных школах обучалось почти 3 800 учениц-китаянок. Если теперь принять во внимание работу 335 проповедников, наставлявших больных во время лечения, то китайский народ должен лишь благодарить протестантов за их заботы и благодеяния.

Но есть другая сторона дела, о которой нельзя забывать. Очевидцы обращают наше внимание на странную антипатию народных масс Китая к обширной деятельности американских и европейских благодетелей, а в объяснение этого указывают на слишком тесную зависимость протестантских организаций от политики капиталистических стран в Китае. В свете этой политики особое значение приобретает и тот факт, что подготовка медицинских работников в Китае находится почти полностью в руках протестантских организаций, основавших в стране значительное число медицинских колледжей. Много в Китае и протестантских университетов, очень хорошо оборудованных и руководимых в большинстве случаев протестантскими учеными-миссионерами. Например, в Нанкинском университете работает выдающийся специалист по сельскому хозяйству Китая проф. Дж. Бак, тоже миссионер. И так почти всюду: руководящие посты в области подготовки кадров заняты или американскими культуртрегерами или же китайцами, получившими образование в протестантских университетах Китая и Америки.

Попутно следует заметить, что большая часть современной китайской интеллигенции, занимающей ведущие посты в Гоминдановском Китае, как и большинство промышленной и финансовой буржуазии, прошли через американскую выучку в протестантских школах. Такие известные лица, как сестры Сун, получили американское образование, являются пламенными протестантками и имеют в Америке колоссальные связи через те же протестантские круги. Мадам Чан-Кай Ши не раз выступала на миссионерских съездах. Банковские деятели Китая, т. е. мозг Гоминдана, состоят также из протестантов американского толка. Пополнение кадров осуществляется путем отбора наиболее способных студентов, завершающих свое образование обычно в Америке. Своим выученикам из китайцев американские организации обычно предоставляют лучшие места, и таким образом Америка создает в Китае кадры своих сторонников, которые имеют влияние и в политике, и в прессе, и в науке, и в промышленности. С известной точки зрения это, конечно, хорошо, но только для Америки. И совсем нехорошо для христианства и для китайского народа.

Такова работа протестантских станций, школ, университетов, насаждаемых и фактически руководимых американцами. Есть и еще одна мощная сеть воспитательных учреждений в Китае, известная под названием Христианских Союзов Молодых Людей (У. М. С. А.). В этих союзах, широко распространенных в Англии, Америке и почти во всех странах мира, религия занимает, пожалуй, самое последнее место. Зато весьма пространным введением к ней служит самый разнообразный и мало созвучный ей сервис: спорт для молодежи, библиотеки, лекции, диспуты, курсы вождения автомобиля, курсы по литературе и философии и т. д. Эти мероприятия осуществляются для молодежи во всех городах Китая, имеющих отделения этого Союза. Таким образом, почти вся интеллигентская молодежь Китая американизируется в этих Союзах.

Но как ни велика сила протестантского воздействия в Китае, все же она касается, главным образом, поверхностного слоя китайского народа — буржуазной интеллигенции. Что касается народных глубин, то туда влияние американцев проникает с большим трудом. О весьма относительных результатах этого влияния свидетельствуют в настоящее время успехи Народно-Освободительной Армии Китая, занявшей половину страны и привлекшей на свою сторону, в сущности, все народные массы. Однако до сих пор американцы не жалели усилий, чтобы расположить к себе и народные массы. С этой целью они во время засух и наводнений организовывали, с помощью тех же протестантских миссий, Комитеты помощи голодающим в Китае и через них привлекали массы голодающего населения к таким работам, как постройка шоссейных дорог, ирригационных сооружений и т. д. Это было, конечно, выгодно и самим американцам, но, стремясь завоевать симпатии народа, они вряд ли достигали цели. К тому же было направлено и так называемое кооперативное движение, начатое в стране также протестантскими миссионерами. Они начали дело с учреждения Сельских Союзов, которые стали показывать «образцовые деревни». Центром этих Союзов была кредитная организация: быть в Союзе — значит иметь кредит в кооперативном сельском банке, членами которого могут быть лишь люди с хорошей репутацией, устанавливаемой обычно протестантскими священниками.

Из всего, что в течение многих лет наблюдали в Китае русские православные люди, наибольшее впечатление произвела на них деятельность католиков и протестантов. Но как показывает вышеизложенное, это впечатление насыщено тревогой и смущением по поводу того, что современные христиане являются последователями Христа только по имени, на деле же они служат кому-то другому, ибо явно утверждают свои идеалы в царстве мира сего...

Гавриил Лапин

Система Orphus