Некролог
Русская православная богословская наука понесла тяжелую утрату: 8 января 1948 г. после продолжительной и тяжелой болезни скончался профессор Кафедры Священного Писания Нового Завета в Ленинградской Духовной Академии Василий Васильевич Четыркин.
Василий Васильевич был достойным учеником известного русского ученого, исследователя священной письменности Нового Завета Н. Н. Глубоковского, профессора-доктора С. Петербургской Духовной Академии. На покойного Василия Васильевича все смотрели, как на заместителя этого великого ученого-богослова.
Василий Васильевич принадлежал к разряду тех подлинных ученых, для которых научные исследования являются их постоянным занятием, удовлетворением их духовных потребностей. Это бросалось в глаза всем, кто сталкивался с покойным Василием Васильевичем. При своих больших дарованиях, как ученый исследователь, Василий Васильевич быстро достигал заметных успехов; что не могли не оценивать его ученые руководители.
За свою кандидатскую работу, поданную им в 1912 г. профессору Н. Н. Глубоковскому, он был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Священного Писания Нового Завета. Большая любознательность, научная пытливость побудили Василия Васильевича в следующем же 1913 г. поступить в С.-Петербургский Университет на Исторический факультет, где он работал под руководством известных профессоров Тураева и Гревса. Последним он был оставлен при Университете для подготовки к профессорской деятельности по кафедре Всеобщей истории на три года (с 1915 г., когда он окончил Университет). И. М. Гревс видел в Василии Васильевиче в будущем большого ученого. Насколько интенсивная научная работа была любимой областью и легкой для Василия Васильевича, видно из того, что, пройдя в Университете под руководством такого требовательного и взыскательного ученого, как Гревс, курс исторических наук в два года, он в 1916 г. напечатал огромное ученое сочинение: «Апокалипсис Св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование», над которым он работал в это же время. В этом же 1916 г. Василий Васильевич защитил свою диссертацию, и был удостоен степени магистра богословия. Рецензентом его сочинения был Н. Н. Глубоковский, который, при всей своей скупости на похвалы, дал блестящий отзыв о работе Василия Васильевича, как о работе выдающейся.
Василия Васильевича ожидали две кафедры: кафедра Свящ. Писания Нового Завета в Петроградской Духовной Академии и кафедра Всеобщей истории в Петроградском Университете.
В 1920 г. Василий Васильевич был избран на должность профессора кафедры Истории средних веков и Истории религий Саратовского Университета, где он читал лекции в течение четырех лет (до 1925 г.).
Но его продолжала привлекать работа церковно-богословского характера. В эти же годы им написана «История Вселенских Соборов». Совершенно законченное сочинение погибло во время блокады Ленинграда.
Когда в 1946 г. Василий Васильевич получил приглашение Высокопреосвященного Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, занять кафедру Священного Писания Нового Завета и Истории древ ней Церкви во вновь открывающейся в Ленинграде Православной Духов ной Академии, он вернулся к той науке, которая завладела его любознательностью еще в молодые его годы, когда он кончал Духовную Академию.
Несмотря на тридцатилетний перерыв в занятиях церковно-богословскими науками, Василий Васильевич не утратил ни интереса к ним, ни рвения. Его лекции в Ленинградской Духовной Академии, к которым он готовился серьезно и с любовью, служат образцом настоящих ученых трудов, базирующихся на большой эрудиции. В них мы находим то, до чего дошла современная богословская наука в области изучения текста Священного Писания Нового Завета. Отлично владея иностранными и древними языками, он не упускал ничего полезного для православной богословской науки, что мог получить из обширной литературы, в которой но чувствовал себя свободным хозяином.
Его речь, произнесенная им на торжественном акте 9 октября 1947 г. в день первой годовщины Ленинградской Духовной Академии, на тему: «Письменность Нового Завета в церковном предании и перед судом новейшей критики» подводила итог всех ученых исследований по этому вопросу, стояла на высоте современной богословской науки и была серьезным и интересным докладом широкого научного кругозора.
Интересы православной богословской науки были дороги и близки покойному Василию Васильевичу. Этим объясняется его строгость к себе и требовательность к другим. Он был предан Православной Церкви, воспитан ее учебными заведениями (Смоленской Духовной Семинарией и С.-Петербургской Духовной Академией) и умер истинным ее сыном. Он после причащения я соборования за несколько дней перед смертью переживал такой духовный подъем, который заметно облегчил на время его страдания от тяжелой болезни.
Погребение Василия Васильевича состоялось 11 января. Божественную Литургию в Академическом храме служил в присутствии Митрополита Григория, Преосвященный Симеон, епископ Лужский. Чин погребения совершал сам Владыка Митрополит Григорий. Пред отпеванием Высокопреосвященный Владыка Митрополит произнес надгробное слово, посвященное памяти покойного профессора Василия Васильевича.
От нас ушел в вечный и светлый мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ученый богослов, энтузиаст науки, учитель новых молодых служителей Православной Церкви и ее будущих ученых, осторожный человек с деликатной душой, доброжелательный товарищ, рассудительный и благоразумный гражданин нашей страны.
Он заслужил всем этим любовь и преклонение в сердцах своих учеников, уважение товарищей и вечную память на страницах истории церковного православного просвещения.
Проф.—прот. А. А. Осипов