(Ко дню 8 Марта)
«Одни я в мире подсмотрел Святые искренние слезы:
То слезы бедных матерей...»
Некрасов
Для нас, живущих в Советском Союзе, говорить о полном равноправии женщин во всех областях жизни — значит просто повторяться. Это равноправие засвидетельствовано Сталинской Конституцией и всей реальной действительностью. Нет ни одной области труда, искусства, науки, спорта, где бы наши женщины не проявили себя с самой лучшей стороны. Мы знаем женщин-воинов, героев, государственных деятелей, женщин-профессоров, инженеров, врачей, художников, писателей; женщин-строителей, работниц фабрик, заводов, полей. Многие из них получили самые высокие отличия за свою самоотверженную работу.
Не о них и не о их героических трудовых и боевых подвигах я хочу писать. Мне хочется в этот Международный женский день пропеть гимн женщине-матери. Ведь подавляющее большинство всех этих выдающихся женщин являются еще и матерями, выполняют особую, только женщинам присущую, обязанность материнства. И как велики наши женщины-матери, воспитавшие при помощи школы и общественных организаций таких героев, как Зоя Космодемьянская, герои и героини Краснодона, Гастелло, Матросов и многие другие! А как велика Екатерина Ивановна, обыкновенная сельская учительница, выдержавшая убийство гитлеровцами ее сыновей и потом отомстившая фашистам [1].
А сколько слез пролито матерями, дети которых погибли от руки фашистской своры!...
Велико и священно звание матери! Не даром, поэтому, в нашей стране установлено звание: «мать-героиня»; многодетные матери награждаются орденами и медалями СССР, получают и материальную помощь от Государства. Это говорит о том на какую высоту поднято у нас материнство, какой заботой и вниманием оно окружено не только со стороны Правительства, но и всей общественности. Устройство яслей, детдомов, общественных столовых и т. п. — все это дает возможность женщине сочетать свою работу с материнскими обязанностями.
Материнская любовь к ребенку, радость самого материнства — это не просто физиологические ощущения, это, прежде всего, радость о новом человеке, любовь к человеку. Та именно любовь и радость, о которой говорил Спаситель: «Женщина когда рождает, терпит скорбь... но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16, 21). Родился человек!
Не мужеский и не женский пол, а человек, ради искупления и спасения которого приходил на землю Сам Сын Божий. И Апостол Павел высшим призванием женщины ставит материнство: «спасется [жена] чрез чадородие» (1 Тим. 2, 15) — говорит он. Да и Православная Церковь всегда считала многодетство Божиим благословением, с самого начала своего исторического существования решительно осуждала аборты, то-есть искусственные выкидыши. Такие преступления Церковью приравнивались к вольному убийству (21 пр. Анк. Соб., 2 пр. Вас. Вел.; 91 пр. Трул. Соб. и др.).
Некоторые декаденствующие и индивидуалистически настроенные люди думают и говорят, что материнство сковывает женщину, мешает ее самостоятельности, делает ее во всем зависимой от мужа, отнимает свободу и т. д. и т. п. Спорить здесь нет смысла. Наша сегодняшняя действительность опровергает все подобные предположения. У В. Г. Короленко сказано: «Человек создан для счастья, как птица для полета». И счастье материнства — это большая и подлинная человеческая радость. Если в капиталистическом обществе знаменитая ученая Кюри-Складовская могла сочетать материнство с большой научной работой, то в нашем Советском Союзе это сочетание материнства и работы мы встречаем на каждом шагу.
Надо помнить, что женщина может делать все, что делает мужчина, делать зачастую даже лучше, но мужчина-то не может делать того, что делает женщина в силу своей природы. И дело тут не только в рождении, кормлении и воспитании детей, а и в женщине, как лучшем друге всей жизни мужчины.
И уже в самом начале христианства Апостол Павел вопреки господствовавшему тогда всеобщему мнению языческого и иудейского мира, сказал: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Ефес. 5, 25), ибо «любящий свою жену любит себя самого» (Ефес. 5, 28). И если там же сказано, что «жена да боится своего мужа» (Ефес. 5, 33), то «здесь, имеется в виду не рабский страх, а боязнь, какую мы чувствуем, когда думаем как бы не оскорбить любимого человека нашим поступком» [2].
Каким великим почетом пользовались у христиан матери свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, какой любовью и славой пользуются наши мученицы, исповедницы, преподобные! «В христианстве женщина поднята Основателем его на небывалую высоту. А в лице Божией Матери... женщина возвеличена над всем миром видимым и невидимым» [3].
Что сказать еще? Можно только подивиться какое великое зло делают люди, которые вместо того, чтобы стремиться к установлению мира между народами — стремятся под самыми низменными предлогами ввергнуть человечество в новую бойню. И если после избиения Иродом Вифлеемских младенцев «Рахиль [образ женщины-матери. Н. X.] плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 18, ср. Иерем. 31, 15), то и теперь женщины-матери всего мира, а особенно матери трудящиеся призывают всех нас, вместе с собой, бороться, чтобы их «святые искренние слезы», слезы горя и муки, от ненужной гибели их детей, никогда не орошали их глаз.
И сие по молитвам Богоматери свв. жен, буди, буди!
Прот. Н. А. Харьюзов
[1] См. записки командира партизанского отряда П. К. Игнатова, «Батя», «Подполье Краснодара», изд. «Молодая Гвардия», 1947 г.
[2] Толк. Библия, т. II, СПБ, 1913 г., стр. 270.
[3] М. Николай «Ж. М. П.» № 2, 1946 г., стр. 15.