27 февраля с. г. в Бухаресте скончался на 83 году жизни Святейший Патриарх Румынии Никодим.
Престарелый Святитель начал особенно недомогать с августа прошлого года, однако бодрился и, насколько мог, продолжал заниматься делами. Но, слабея все больше и больше, последние дни жизни он уже не мог подниматься с постели, и напутствованный Св. Таинствами, тихо скончался в своей Патриаршей резиденции в Бухаресте.
Немедленно, по получении в Москве известия о его кончине, Святейшим Патриархом Алексием была направлена в Бухарест для участия в погребении почившего особая делегация, в состав которой вошли: Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий, находившийся в то время в Москве, и благочинный I округа г. Москвы протоиерей Стефан Марков.
Делегация вылетела из Москвы 1 Марта и к вечеру того же дня уже была в Бухаресте. На аэропорте «Баняса» она была встречена Преосвященным Павлом, викарием Бухарестской митрополии, протоиереем о. Иоанном Васка — генеральным секретарем Министерства Культов, протоиереем Георгием Максим — советником Бухарестской Патриархии и Лысиковым — секретарем Посольства СССР в Румынии.
При приближении к кафедральному Патриаршему собору, где почивало тело покойного Святейшего Патриарха Никодима, мы увидели толпы народа, направлявшиеся к собору. Мерно гудел большой колокол. Вход в храм был задрапирован черной траурной материей. Длинная очередь людей всякого возраста и звания тянулась вокруг всего собора.
По прибытии делегации в Патриархию, она очень тепло и приветливо была встречена Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Иустинианом, который нас назвал «первыми и самыми дорогими гостями», и после краткой беседы предложил делегации обед и отдых в отведенных в здании Патриархии покоях.
После отдыха мы направились в сопровождении Высокопреосвященного Иустиниана в собор поклониться усопшему Первоиерарху Румынской Православной Церкви. Гроб с телом почившего стоял посредине храма на небольшом возвышении. По четырем углам его горели в подсвечниках большие свечи. Неподвижно, склонив головы, по сторонам гроба стояли монахини. Пальмы и живые цветы украшали возвышение. Святитель лежал в гробу в полном архиерейском облачении с открытым лицом. Крест и Евангелие лежали на его груди. Патриарший жезл лежал рядом, на краю гроба. Тихо было в храме, лишь слышалось чтение Евангелия. Медленно, в молчании, проходили мимо гроба, крестясь, осиротевшие чада Церкви Румынской. С глубоким чувством склонились и мы перед бездыханным телом того, кто долго и беззаветно служил в высоком сане Первосвятителя на благо и спасение паствы своей.
Время до четверга 4 марта — дня погребения Патриарха Никодима — Членами Московской Патриаршей делегации проведено было в официальных визитах, посещении церквей, ближайших монастырей и осмотре достопримечательностей Бухареста. Ими были сделаны визиты: г. Премьер-Министру Петру Гроза, г. Министру Культов проф. Стангу Стояну и Послу СССР в Румынии С. И. Кавтарадзе.
Между прочим, г. Премьер-Министром Гроза в честь Патриаршей делегации и прибывших в Бухарест румынских епископов был дан обед, который прошел в дружественной и теплой беседе. Премьер-Министр Румынии уделил при этом много внимания членам Московской делегации, вспомнив в беседе свое недавнее посещение в Москве Святейшего Патриарха Алексия.
В среду 3 марта, во исполнение воли Его Святейшества Патриарха нашего Алексия, у гроба в Бозе почившего Патриарха Никодима членами Московской делегации была отслужена торжественная панихида на церковно-славянском языке, как молитвенный последний долг почившему иерарху от Русской Церкви. О времени совершения этой панихиды население было заранее оповещено по радио и через печать, что привлекло в собор массы народа. Он был переполнен. Народ густой толпой стоял вне собора, на площади, слушая панихиду, передававшуюся по радио. В храме присутствовали все прибывшие румынские Митрополиты и епископы, монашествующая братия, воспитанники Семинарии. К Московской делегации присоединилась и только что прибывшая Болгарская делегация — викарий Софийской митрополии Преосвященный Парфений с архимандритом и протоиереем. Панихиду прекрасно пел хор русской бухарестской церкви.
Перед началом богослужения Владыкой Елевферием было сказано краткое слово, посвященное памяти почившего Святителя, любившего русский народ и Русскую Церковь и ее Первосвятителя Святейшего Патриарха Алексия.
По окончании панихиды, перед пением «вечной памяти», сказал краткое слово и Преосвященный Владыка Парфений, выразивший скорбь Православной Болгарской Церкви о понесенной Румынской Церковью потери.
В самый день погребения, 4 Марта, с раннего утра площадь перед собором была переполнена народом. Наряды полиции едва сдерживали напирающую многотысячную толпу. Мерно и печально звучал тысячепудовый колокол. После Литургии, совершавшейся «по-рану», в 9 час. утра, в тронной палате Патриархии открылось торжественное заседание Румынского Епископата, посвященное памяти почившего. Председательствовал Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Иустиниан, который открыл заседание речью о заслугах перед Румынской Церковью и перед всею Православной Церковью покойного Патриарха Никодима. После речи г. Министра Культов, было предоставлено слово Патриаршему делегату Архиепископу Елевферию. В своей речи он раскрыл духовный облик усопшего Архипастыря, отметив его искреннюю любовь к Русской Церкви, с которой он старался закрепить связь, для чего, несмотря, на свой преклонный возраст и немощи, предпринял далекое и утомительное путешествие в Москву к Святейшему Патриарху Алексию, а также гостеприимно принимал его, прибывшего с ответным визитом, в Бухаресте. Была в речи отмечена и богословско-литературная деятельность покойного Патриарха, и его заботы о духовном просвещении и, в особенности, о православно-церковном единении. Свою речь Владыка Елевферий закончил молитвенным пожеланием вечного блаженного упокоения Святейшему Патриарху Никодиму и послании Православной Церкви Румынской достойного ему преемника.
После речи Московского делегата слово было предоставлено делегату Болгарской Православной Церкви Преосвященному Епископу Парфению. В своей речи Преосвященный обрисовал образ Патриарха Никодима, как доброго Архипастыря, аскета и руководителя в духовной жизни своей паствы.
В 11 час. дня началось торжественное отпевание в Бозе почившего. Из Патриарших палат открылось величественное шествие в кафедральный храм многочисленных иерархов, облаченных в мантии и блестящие облачения. Многочисленная толпа, стоящая на площади собора, обнажила головы. Военные части взяли «на караул». Колокольный звон и многоголосое пение разливались в воздухе. Чин отпевания возглавлял Местоблюститель Митрополит Иустиниан. Прекрасно, величественно пел хор кафедрального собора. На отпевании присутствовали: г. Премьер-Министр П. Гроза с членами Правительства, дипломатический корпус, Посол СССР в Румынии С. И. Кавтарадзе, представители инославных вероисповеданий. Массы народа, не вместившиеся в храме, слушали богослужение через радио-репродукторы.
Прозвучали последние речи и «вечная память». Отцы архимандриты и протоиереи подняли гроб на плечи. Началось обнесение останков почившего Архипастыря вокруг храма. Впереди попарно шли епископы, Митрополиты и делегации. Четыре хора, стоявшие на четырех сторонах храма, пропели краткие литии; последнюю литию пел хор монахинь.
Вот гроб опять внесли в собор. На правой стороне от входа приготовлен был склеп почившему, рядом со склепом предшественника его Святейшего Патриарха Мирона. Здесь нашел себе вечное упокоение Святейший Патриарх Никодим.
По окончании печального торжества в трапезной Патриархии участникам его: Архипастырям, делегациям и высоким гостям была предложена заупокойная трапеза. На ней присутствовали: г. Премьер-Министр П. Гроза, Министр Культов г. Стоян и др. члены Правительства.
На следующий день, 5 Марта, Патриаршая Делегация возвратилась из Бухареста в Москву. Провожая ее, Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Иустиниан от лица Епископата, духовенства и всей паствы просил передать глубокую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию за внимание к Румынской Церкви, выразившегося в посылке особой делегации, разделившей их скорбь и молитвы о почившем их Первосвятителе.
Архиепископ Елевферий