ДЕНЬ АНГЕЛА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ

День памяти великого Московского Святителя Алексия, чье имя носит Святейший Патриарх Алексий, праздновался в этом году в Москве особенно торжественно.

Святейший Патриарх в своей ответной речи на приветствие Украинского Экзарха так изволил сказать об этом празднестве: «Сегодня день не только моего праздника, сегодня день праздника всей Православной Русской Церкви. И это празднество усугубляется тем, что мы имеем великое счастье сами видеть Святителя Алексия — его святые и многоцелебные мощи. В первый раз этот день памяти Святителя Алексия мы празднуем как бы вместе с ним».

Поклониться святым мощам и приветствовать Святейшего Патриарха со днем его Ангела съехалось в Москву много иерархов. Их участие в богослужении придало празднеству еще большую торжественность. За всенощным бдением, которое совершалось накануне праздника в Патриаршем Богоявленском соборе, Святейшему сослужили: Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, Иоанн, Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп, архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил, архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей, архиепископ Минский и Белорусский Питирим, епископ Челябинский и Златоустовский Ювеналий, епископ Свердловский и Ирбитский Товия, епископ Калужский и Боровский Онисифор, епископ Ташкентский и Средне-Азиатский Гурий и епископ Житомирский и Овручский Александр.

Ровно в шесть часов вечера Святейший Патриарх прибыл в собор. Более сорока священников в золотых облачениях вышли ему на встречу. Начал всенощную настоятель собора протопресвитер Н. Ф. Колчицкий в сослужении с Патриаршим архидиаконом и лучшими протодиаконами Москвы. Полиелей совершался не на середине храма, как обычно, а у мощей Святителя Алексия. Незабываемым был момент, когда Святейший Патриарх, нынешний Первостоятель Русской Православной Церкви, преклонил колена перед ракой, лобызая святые мощи своего Небесного Покровителя — древнего Первостоятеля Русской Православной Церкви. Серебряные ризы Святейшего [1] выделялись среди золотых облачений других священнослужителей.

Божественную Литургию в соборе Святейший Патриарх совершал в сослужении Митрополитов: Николая, Иоанна и Григория, сонма архиепископов и епископов, а также нового епископа Черновицкого Андрея, чья хиротония была совершена за этой Литургией. При встрече Святейшего перед Литургией и в хиротонии нового епископа участвовали все иерархи, сослужившие Святейшему во время Литургии и всенощной, а также архиепископ Уфимский и Башкирский Иоанн, епископ Можайский Макарий и епископ Казанский и Татарский Гермоген.

К 10 часам утра, к моменту прибытия в храм Патриарха, Митрополиты, все прочие иерархи и бесчисленное духовенство вышли к входным дверям собора. Собор переполнен. После долгих пасмурных дней день Ангела Святейшего выдался ясным и солнечным. Недавно отремонтированный собор выглядит необычайно светло. Солнечные лучи переливаются в позолоте иконостаса, подсвечниках, облачениях. Колокольный трезвон возвестил прибытие Первосвятителя.

Величественно было шествие Патриарха от входа собора к алтарю. Святейший шествовал в прекрасной зеленой бархатной мантии и белоснежном куколе. Митрополиты в белых клобуках и фиолетовых мантиях. Сонм епископов и прочее духовенство — в сияющих золотых облачениях,

Вся Литургия совершалась торжественно, проникновенно, благоговейно. Особенно сильное впечатление на молящихся произвел момент, когда пятнадцать епископов, во главе со Святейшим Патриархом воссела на седалищах посреди храма, чтобы выслушать исповедание веры ставленника во епископа.

Сам по себе умилительный чин хиротонии во епископа на этот раз был особо торжественным тем, что очень большое количество иерархов возложило руки на главу своего нового собрата.

После запричастного стиха архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом было сказано следующее слово:

«Кто собрал нас ныне в таком великом множестве в этот святой благолепный храм? Кто соединил нас сейчас в одну душу, в одно сердце? Чего желаем, чего жаждем мы в нынешний день?

Любовь «Первопрестольника Церкви Русской», любовь «печальника» земли Русской, любовь пастыря, полагающего душу свою за овец своих, непрестающая любовь Святителя Алексия, вот — та сила, которая привлекла сегодня нас сюда, которая соединила нас в одну семью, в один дух, в одно сердце.

Чего желают, чего жаждут устремляющиеся к солнцу? Его света радостного, его тепла живительного. Не того ли и мы жаждем в этот светлый день под сводами этого святого храма? Жаждем света любви Христовой, жаждем ласкающего и оживляющего тепла этой любви. О, как радостно, как невыразимо сладостно чувствовать на себе действие этой великой просвещающей и оживотворяющей нас любви Божественной.

Эта-то любовь таким ярким пламенем горела в сердце того, кого сегодня мы так торжественно чтим и ублажаем. Она сделала Святителя Алексия святым, праведником, бессмертным. «Праведники вовеки живут» (Премудр. 5, 15).

Сменились поколения, сгладились на страницах истории, покрылись пылью, забыты имена великих и славных мира сего, если кого из них когда и вспоминают, то только лишь умом, сердцу они ничего не говорят. Такие, как Святитель Алексий, живут вовеки в сердцах людей, они властно, неотразимо действуют на нас, на волю нашу, на жизнь нашу, действуют самоотверженной любовью своей, жертвенным служением своим. В этом ведь и суть апостольского, святительского пастырского служения. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан. 10, 11) говорит Пастыреначальник и Спаситель наш. Это не значит, что пастырь должен обязательно окончить жизнь свою мученически, хотя в первохристианское время это было так часто, так обычно; нет, это значит, что любовь пастыря ко Христу и к тем, кого ведет он к Нему должна быть так велика, так самоотверженна, что он непрестанно носит в сердце своем готовность умереть за них.

Вот перед нами великий апостол Павел, тот Павел, который весь смысл, всю ценность жизни своей видел во Христе и смерть поэтому для него не только была ничто, но она была для него вожделенна, ибо она — путь к соединению со Христом. «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филипп. 1, 21). О сущности, о характере своего апостольского, пастырского служения он ярко и сильно свидетельствует такими краткими словами: «Я каждый день умираю» (1 Коринф. 15, 31). В этих немногих словах весь великий Павел, апостол языков, здесь вся жертвенность служения его. За кого он умирает? За просвещаемых и просвещенных им светом Христовым чад своих духовных: «Дети мои, — восклицает он, — для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4, 19). Какая любовь может быть выше, может быть сильнее этой любви? «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Коринф. 11, 29). Такова сила пастырской любви! И тот, чья жизнь была непрерывным жертвоприношением, конец ее заключает такими словами: «Я уже становлюсь жертвою» (2 Тим. 4, 6). Может ли такой человек умереть? Нет, он жил, живет и будет жить вовеки в умах, в сердцах, в жизни миллионов людей. «.Праведники вовеки живут».

Сейчас пред нами чудный по своей духовной красоте моральный облик «единонравного апостолам» Святителя Алексия. Московская Русь еще только созидается, еще только полагается основание могучему впоследствии несокрушимому государству. Церковь Христова, вера православная — душа ее, и Святитель Алексий — сердце ее. Он живет жизнью Родины своей, он радуется ее радостями, он печалится ее печалями. Он видит, что ее единству, ее силе и могуществу так вредит раздробленность ее на мелкие княжества, постоянно между собой враждующие, он как истинный Христов миротворец, пламенеющий духом любви Его, с непоколебимой твердостью и самоотвержением стремится всех примирить, всех «объединить в одну семью, в один великий народ, в одно государство. И это-то служение его навеки напечатлело на нем имя «Собирателя Руси».

Вот русская земля разоряется, расхищается, опустошается варварскими нашествиями диких татарских орд. Она стонет, она кровью истекает под жестоким гнетом ханов. Жизнь русских людей стала невыносимо тяжела и беспросветна. Нужно спасать землю русскую. Кто сможет это сделать? Где тот богатырь, тот вождь, тот самоотверженный муж, который смог бы это совершить? Этот подвиг берет на себя Святитель Алексий. Помня завет Спасителя: «Пастырь добрый душу свою полагает за овец своих», Святитель Алексий спешит в Орду к татарскому хану спасать Родину свою, паству свою. Он прекрасно знает, к кому он идет и на что он идет, но пастырская самоотверженная любовь сильнее смерти, она не знает страхов, ей чуждо малодушие. И вот, совершилось чудо: татарский хан, это — зверь в образе человека, пред лицом святости и самоотверженной любви становится кроток, как ягненок, предлагает свирепость нрава и гнев на милость и с великими дарами отпускает с миром Святителя. Такова сила самоотверженной любви. Она имя Святителя Алексия, этого величайшего патриота, сделала для Русской земли, для Церкви Русской, для всех русских людей навеки незабвенным. «Праведники вовеки живут».

И Святитель Алексий не единственный пример жертвенного пастырского служения. Церковь Русская украшается немалым числом святителей, подобных ему, таких, например, как Святитель Филипп, Святитель Гермоген, Святейший Патриарх Никон и многие другие. Все они одним сердцем и устами могли сказать с великим Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение», «Я каждый день умираю».

Дорогие мои братья и сестры! Думаете ли вы, что дух пастырской ревности, дух любви самоотверженной, дух жертвенности прекратился, угас с жизнью этих светильников и столпов веры? О, нет! Он жил, живет и будет жить, пока жива Церковь, пока есть пастыри Церкви. Пусть не таким ярким пламенем горит в сердцах наших и действует в служении нашем этот дух пастырской любви, но он есть, должен быть в той или иной мере в каждом из нас: в одном в меньшей степени, в другом — в большей.

Если служение рядового архипастыря, епископа требует самоотвержения, жертвенной любви, то что сказать о служении того, кто выше всех стоит на свещнике церковном, кто стоит во главе Церкви, о служении Патриарха. Какой духовной силой, какой самоотверженной любовью должно быть полно сердце его? Вы видите его здесь в святом храме, окруженного еще большим величием, еще большей славой и почетом, нежели рядовые епископы. Но если бы вы знали, какое тяжкое бремя лежит на плечах его, сколько ежеминутно забот, попечений о церквах, недоуменных больных вопросов, беспокойства и волнений обрывают сердце его, и поблекнут в очах ваших, так же как и для него уже давно поблекли, все это величие, слава, блеск и пышность внешнего служения его. Это — полный контраст тому тяжкому внутреннему кресту, который волею Божией возложен на него, и который он должен нести до конца дней своих.

Дорогие братия и сестры! Сегодня день Ангела дорогого Ангела Церкви нашей Святейшего Патриарха и Отца нашего Алексия. Он носит не только имя того, кого мы сегодня с такой любовью ублажаем, но он носит и дух его.

Три года прошло с тех пор, как единодушной волей архипастырей, пастырей и всех верных Церкви Русской, волею Божией, он избран на престол Российских первопрестольников, и мы видим, как славно, как многоплодно служение его.

Святитель Алексий горячо любил свою Отчизну, свой родной народ. Святейший Патриарх в годы великой Отечественной войны и по окончании ее своим личным примером, своими горячими призывами воодушевляет архипастырей, пастырей и всех чад Церкви Русской на служение любимой Родине.

Святейший Патриарх наш, подобно Святителю Алексию, с ревностной пастырской любовью заботится о чистоте веры, об упорядочении церковной жизни, уставности богослужения, о пении в строго церковном духе.

Наконец, подобно Святителю Алексию, будучи монахом от юности своей, Святейший Патриарх наш любит иночество, горячо любит ту славную историческую обитель — Святую Троице-Сергиеву Лавру, священно-архимандритом которой он является. Он всю душу, все сердце свое влагает в великое дело восстановления ее, он с радостью посещает ее и с любовью молится в ней.

И за все это он стал любимцем верующих русских людей, стал дорогим Отцом Церкви Русской.

Дорогие братья и сестры, нас собрал сегодня здесь в таком множестве не только Святитель Алексий, у Престола Божия предстоящий, в святых мощах своих пред нами предлежащий и духом своим сейчас с нами здесь пребывающий, но и Святитель Алексий — любимый Отец и Патриарх наш. Мы, как дети, горячо любящие своего отца, окружили сегодня его, чтобы вознести теперь ко Ангелу его усердную молитву о нем.

Чего же будем просить, и о чем молить? О, Святителю Отче Алексие, да будет дух, который был в тебе, сугуб на нем. Ревность пастырская, любовь самоотверженная да не оскудевает в нем. Да здравствует он на радость, во спасение всем нам на многие годы. Аминь.

Молебен совершался посредине храма. В конце его Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, Иоанн обратился к Святейшему с приветствием.

«Ваше Святейшество, Святейший и дорогой наш Первосвятитель и Отец!

Нынешняя сессия Священного Синода является исключительной — она совпала с празднованием памяти Святителя Алексия, Московского Чудотворца, имя которого Вы носите. Таким образом мы получили возможность непосредственно приветствовать Ваше Святейшество с днем Вашего тезоименитства.

Я весьма рад, что на мою долю выпала высокая честь приветствовать Ваше Святейшество в этот знаменательный день и от лица Священного Синода, и от лица епископов, и от клира, и от всей Вашей многочисленной Всероссийской паствы.

В 1945 г. члены Собора Русской Православной Церкви, исполненные искренней и горячей любви к Вам — верному сподвижнику блаженной памяти Святейшего Патриарха Сергия, призвали Вас единодушно на высокий и ответственный пост Патриарха всея Руси.

С тех пор прошло три года. За это время любовь к Вашему Святейшеству окрепла и возросла. Архипастыри и клир видят в Вас надежного кормчего, мудрого руководителя корабля церковного, руководителя, который идет по пути, намеченному Святейшим Патриархом Сергием.

Особенно восхищает Ваше проникновенное служение, Ваше чуткое и отзывчивое отношение к православным русским людям, забота об удовлетворении их религиозных потребностей. Вас ценят, Вас любят, перед Вами преклоняются не только православные нашей страны но и всего мира.

Я, как епископ матери русских городов — древнего Киева и Экзарх Украины, считаю своим долгом засвидетельствовать Вам, Ваше Святейшество, глубочайшее почитание, нелицеприятную любовь и полную покорность верующей Украины.

Киевляне и поныне с восторгом вспоминают Ваше пребывание у них, Ваше служение и горячо жаждут и просят вновь посетить их, чтобы помолиться вместе с Вами, чтобы получить Ваше святительское благословение.

Харьковчане, любовь которых Вы изволили видеть два раза, проезжая через этот город, с нетерпением ожидают обещанного Вами Вашего служения. Вас жаждет принять Донбасс, Вас желают видеть на Волыни, Западная Украина просит прибыть Вас в древнюю Почаевскую Лавру. Вас желают везде, Вас любят все. Вы — избранник Божий, и потому Господь благословляет Ваши труды.

Вы призвали в лоно Православной Церкви падших братьев наших. По благословению Вашего Святейшества в 1946 г. во Львове был созван Собор, на котором ликвидировано униатство, и униаты объединены в единую Православную Церковь. Дай Бог, чтобы под Вашу благодатную руку пришли и все те, которые еще блуждают на стороне далече.

Мы, Ваши сопастыри, горячо молим Господа Бога, чтобы он предстательством Вашего тезоименитого святого — Святителя Алексия, ниспослал Вам дальнейшее полное здравие и благоденствие в Вашем многотрудном подвиге на благо Святой Церкви Православной и на пользу нашего дорогого Отечества.

Да сохранит Вас Господь на многие лета».

Святейший Патриарх ответил на приветствие нижеприводимыми словами:

«Благодарю Вас, Владыко, и в Вашем лице всех архипастырей, пастырей и паству за добрые слова, сказанные сегодня мне в день памяти Святителя Алексия, имя которого я имею счастье носить.

Сегодня день не только моего праздника, сегодня день праздника всей Православной Русской Церкви. И это празднество усугубляется тем, что мы имеем великое счастье сами видеть Святителя Алексия — его святые и многоцелебные мощи. В первый раз этот день памяти Святителя Алексия мы празднуем как бы вместе с ним.

И я с любовью приемлю Ваше доброе слово и призываю благословение Святителя Алексия на всю Русскую Православную Церковь, на всех верующих русских людей и на православную русскую землю.

Да будет это благословение утверждать в нас веру и любовь ко Господу, упование на Его неизреченные милости, как к нам, так и ко всему нашему Отечеству».

Закончился молебен многолетием Святейшему, последние слова которого провозгласили совместно все служащие протодиаконы и диаконы. К этому мощному многолетствованию мысленно присоединились все находящиеся в соборе, да и вся необъятная Всероссийская паства Святейшего Патриарха.

Вручением посоха новому епископу Черновицкому закончились торжества в день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия и в день памяти Митрополита Московского и всея Руси Алексия, великого святого земли Русской.

[1] Кстати можно отметить, что серебряное облачение Святейшего принадлежало некогда выдающемуся иерарху Русской Церкви Митрополиту Московскому Филарету.

Система Orphus