РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ при вручении посоха НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ЕПИСКОПУ ЧЕРНОВИЦКОМУ И БУКОВИНСКОМУ АНДРЕЮ 25 февраля 1948 г. в Патриаршем соборе

Преосвященный епископ Андрей, возлюбленный о Господе брат и сослужитель!

Благодатию Божиею, действием Святаго Духа совершилось ныне над тобою таинство приобщения тебя к Собору Епископов Христовой Церкви и дарования тебе благодатной силы к несению подвига Епископского служения.

Приветствуем тебя, нашего нового собрата, с этим благодатным даром милости Божией, и вместе с тобою молим Господа, да не будет в тебе тощ ниспосланный дар благодати и да сотворишь ты мног плод во славу Божию и во спасение как твое собственное, так и вверенных тебе словесных овец.

Вместе с даром освящения тебе преподаны и духовные полномочия управления и учительства. Но пока — по чину церковному — ты стоишь на малое время пред нами еще не как учащий, а как сам ожидающий наставления и напутствия.

Впрочем, и все мы не более, как смиренные ученики Святых Апостолов, учеников единого великого Учителя — Господа нашего Иисуса Христа. Станем же пред одним из них, пред нашим общим Наставником, святым Апостолом Павлом и послушаем, что говорит он Ефесским пастырям а через них и всем пастырям Церкви Христовой: «Внимайте, — говорит он, себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. XX, 28).

Краткое наставление, но в то же время объемлющее собою всю область пастырского делания.

«Дух Святый постави Епископы...»

Этим открывается та истина, что Епископ не есть только начальник что не человеческою властью только он поставляется, но что он есть орудие Духа Святаго.

Утешительна для нас эта истина, ибо она дает нам сознание, что мы имеем в нашем служении вышнее содействие Святаго Духа.

Какое же сильное побуждение мы имеем к тому, чтобы иметь ум и сердце постоянно горе, как сосуды, открытые для приятия этого вышнего дара благодатной силы и света!

Эта истина говорит нам еще о том, что мы должны иметь в душе постоянный страх, как бы чем-нибудь не оскорбить Духа Божия и не лишиться помощи Святаго Духа.

Но дабы совершенно не отяготел над нами страх, в этом же слове Апостола мы черпаем и надежду, умеряющую страх: если Дух Святый благоволил кого избрать и поставить в служение благодати, то Он, конечно, не оставит своего избранника, если он, этот избранник, не уклонится от Него греховными деяниями, оскорбляющими благодать Божию.

Потому Апостол и говорит пастырям: «Внимайте себе», т. е. бодрствуйте над собою вы, поставленные на страже дома Божия, наблюдайте за каждым своим, не только внешним действием, но и внутренним помыслом, иначе не сбережете ни себя, ни дела, вам вверенного.

Убедительное наставление к этому постоянному бодрствованию преподает нам Апостол, когда напоминает нам, что мы призваны подвизаться для Церкви, которую Христос Господь наш «стяжал кровию Своею». Взирая на этот безмерный подвиг Его за нас, остановимся ли перед тем, чтобы ради Него претерпеть малый предлежащий нам подвиг? Поколеблемся ли пред жертвой для Господа всего нашего рвения, всех наших способностей, нашего труда, нашего покоя и самой жизни нашей?

Вот, возлюбленный брат, к какой высоте духовной призывает тебя твой новый жребий служения, и сколь многого он требует от тебя подвига. Утешением для тебя и подкреплением, и знамением во благо да служит то, что день твоего освящения совпадает с празднованием в честь Матери Божией, иконы Ея Иверской, святыни Московской, и с днем памяти Святителя Алексия, великого Пастыря Церкви Московской и Всероссийской. Покровом Матери Божией и Его благословением да осеняется и да одухотворяется предстоящее твое Архипастырское служение.

В знамение духовной силы, преподанной тебе в таинстве, прими сей жезл, который да будет тебе опорой в твоих архипастырских трудах, и от полноты благодати преподай твое первое архиерейское благословение сим людям, молитвою принявшим участие в твоем освящении.

Система Orphus