ВЕНОК НА МОГИЛУ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА

Ко дню 54 годовщины со дня смерти П. И. Чайковского

25/X—1893—25/X—1947.

Некогда великий псалмопевец Давид в своем пророчески-молитвенном горении воскликнул: «Пою Богу моему, дондеже есмь».

И многие великие ученые, изобретатели, мастера искусства, гиганты звука, мелодии в своей творческой устремленности воспевали хвалебный гимн Творцу. Перед нами встают образы великих православно-русских богатырей звука: Бортнянского, Глинки, Чеснокова, Гречанинова, Римского-Корсакова, Кастальского, Турчанинова, Чайковского и др., которые сделали свой щедрый вклад в сокровищницу церковного искусства.

Нужно лишь ближе подойти к своему родному богатству; разглядеть, вслушаться, понять всю значимость его, а поняв, полюбить и в глубине души своей бережно сохранить.

В этом году, 25 октября церк. ст., исполнилось 54 года со дня смерти великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Этот гигант звука и музыкальной мысли на протяжении всей своей немноголетней жизни — прожил всего лишь 53 года — создал великое множество высокохудожественных произведений по разным родам музыки. Чайковским написана также целая Литургия, Всенощное бдение и другие церковные песнопения.

Наша Православная Церковь, православный народ не может пройти мимо этой замечательной и печальной годовщины, не может не осенить себя крестным знамением и не помолиться за раба Божия Петра, мятущаяся душа которого так бесконечно искала успокоения и забвения в звуках и так дивно молилась в Божественных аккордах церковных песнопений.

Вот только что умолкли последние звуки Божественной Литургии, написанные Чайковским, и образ музыкального гения встал перед нами во всем своем бессмертном величии.

Великая, мирная ектения, величественно, торжественно прозвучавшая, была, как бы интродукцией, вводящей в величавое здание музыкальной мысли композитора. А вот мощное «Святый Боже» — этот молитвенно-требовательный вопль о помиловании «виноградника сего», его же насади Десница Творца.

Особым религиозным лиризмом насыщена «Херувимская песнь». Так и воображаешь себе тихий, плавный полет ангелов-херувимов с небесных высот к Престолу Божию здесь на земле.

С необычайной силой, красочностью, звучит торжественное «Верую», передающее единодушное настроение св. Отцев Вселенского Собора, утвердивших великий догмат Триединого Бога.

Сугубая, просительная и малые ектении мерно звучат, точно ручейки, впадающие в великую полноводную реку звуков. Величаво, сосредоточенно-сдержанно проходит евхаристический канон «Милость Мира», заканчивающееся молитвенным «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи»...

Гимн Богородице «Достойно есть» с исключительным наслаждением слушаешь. Это произведение особенное. Его воздушная легкость чувствуется от начала до конца; конечное «Тя величаем» с дивными переливами и повторениями говорит о композиторе — творце классической оперной музыки.

Запричастный стих: «Хвалите Господа с небес» с бесконечно дивным Аллилуиарием, как бы венчает монументальное здание великого зодчего. Так православный христианин слушает и понимает гениальное, церковное творчество Чайковского.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 г. на Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. Отец его был начальником завода и меньше всего был склонен прочить сына в артисты.

В круг домашнего воспитания Чайковского входила и игра на фортепиано, но лишь между прочим.

Образование он получил в Петербургском училище правоведения, по окончании которого поступил на службу по Министерству юстиции.

В 1862 г. Антон Рубинштейн, известный пианист и композитор, открыл в Петербурге консерваторию, в которую, бросив службу, поступил Чайковский и окончил полный курс ее, имея 25 лет от роду (1865).

С этих пор Чайковский посвятил себя всецело музыке.

В 1866 году Чайковский принял обязанности профессора гармонии в открытой Николаем Рубинштейном в Москве консерватории. Со времени переселения в Москву, Чайковский постепенно создает ряд прославивших его инструментальных композиций и романсов. В это время он пишет свои шесть симфоний; создает камерную, церковную музыку, симфонические поэмы. Из-под его композиторского пера выходят 9 опер. В 1890 г. было отпраздновано в России 25-летие художественной деятельности Чайковского; ему тогда исполнилось 50 лет. Вскоре затем он получил степень доктора музыки Кембриджского университета.

П. И. Чайковский умер 25 октября по ст. ст. 1893 г. в Петербурге, почти скоропостижно (от холеры) в апогее европейской славы.

Жизнь Чайковского не богата внешними событиями, не считая нескольких заграничных поездок и путешествия в Америку в 1891 г., но зато изобилует сложнейшими и интереснейшими внутренними психологическими процессами.

Чайковский был чистейший романтик, томящийся по недосягаемому идеалу совершенства. Неудачно сложившаяся семейная жизнь наложила особый отпечаток тихой неотвязчивой скорби.

В одном из писем Чайковский сам характеризует свой духовный психологический облик:

«Жалеть прошедшее, надеяться на будущее и никогда не удовлетворяться настоящим — вот моя жизнь».

Эта вечная неудовлетворенность настоящим, искание и надежда на будущее побуждало этого певца скорби к кипучей творческой работе. Он до последней минуты своей жизни писал, создавал, творил и как бы переходил грань настоящего тленного, временного и погружался в вечное, бессмертное; он часто любил повторять латинское изречение: «Ars lange — vita brevis» т. e. искусство не имеет пределов, а жизнь коротка.

Чайковского можно уподобить верному евангельскому «рабу», незарывшему своего природного таланта, но нажившему на нем еще другой талант, к великой радости «господина» своего — искусства!.

Приобщимся же и мы к этой великой радости музыкального творчества великого мастера искусства.

А нашим скромным венком благодарности на могилу П. И. Чайковского пусть будет сердечное, умиленное русское спасибо.

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРАФИМ БАТОРЕВИЧ

Система Orphus