Слово, сказанное в Преображенской церкви г. Москвы
Опять мЫ стоим перед взнесенным на середину храма священным изображением креста Христова. Опять мы внимаем евангельским повествованиям о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И сколько бы раз мы ни слушали эти скорбные евангельские слова, мы никогда ими не насытимся. Если нам дорого всякое событие из земной жизни Спасителя: и Его Рождество, и Его Сретение, и Его Преображение, то тем более дороги нашему сердцу воспоминания о Его последних днях, сказания о том, как совершался беззаконный суд над Невинным Страдальцем, что Он произнес на этом суде, как Он страдал и как умирал; какие последние слова исходили из Его холодеющих уст.
Для нас все это бесценно дорого, потому что для сердца верующего нет никого дороже Того, Кто дал нам жизнь, за нас пострадал и Своими страданиями приобрел для каждого из нас право на вечное счастье.
С какими чувствами мы окружаем сейчас святой крест, возложенный на аналое посреди нашего храма, какие чувства пробудили в нас евангельские сказания о страданиях Христовых? Мы не можем на переживать чувства благоговения: благоговейного изумления, благоговейного трепета, благоговейной любви к своему Создателю.
Мы благоговеем перед тем величайшим самоуничижением, какое добровольно принял на Себя страдавший за нас Христос. Мы знаем Господа, как Царя неба и земли, сотворившего это небо и эту землю, окруженного небесными воинствами, многоочитыми херувимами и шестокрылатыми серафимами. Мы знаем, как Он в дни Ветхого Завета грозными словами обличал через пророков падшее в грехах человечество, звал его к покаянию и карал его Своими наказаниями. А в дни Нового Завета видим мы Сына Божия смиренным, бесприютным Скитальцем на земле. Возлежавший после рождения Своего в скотских яслях, Он еще в дни младенчества подвергается гонению от Ирода и бежит в Египет; растет в полной безвестности, и когда выходит на свой божественный подвиг, не имеет «где преклонить голову» (Мф. 8, 20), и голодает, и жаждет, и терпит всякую нужду. Одновременно с этим Он переносит поношения, клевету и гонения от Своих врагов. И до крайних глубин самоуничижения Он доходит в последние дни Своего земного подвига, когда оплеванный, с пробитою тростью головой, поруганный, прибивается ко кресту.
Он мог поразить смертью и всякими карами Своих распинателей и хулителей; Он, по Его же слову, мог «более, нежели двенадцатью легионами ангелов» (Мф. 26, 53) окружить и защитить Себя в минуты Своих страданий. Но, добровольно одев на Себя священную одежду смирения, Он только молится за распинателей Своей предсмертной молитвой.
И как нам не благоговеть перед таким подвигом, взятым Им на Себя, «нас ради, человек, и нашего ради опасения»?
Стоя у подножия креста Господня, мы полны чувств беспредельной, благодарной, сыновней любви к Тому, Кто Сам показал нам в этом крестном подвиге величайшие высоты Своей отеческой любви. Надо быть бесчувственным, надо потерять всякую способность жить сердцем, чтобы не загореться этой любовью около святого креста.
Мы не можем не иметь в себе сейчас и чувства стыда да, — стыда. Мы знаем, что на этом кресте пролита кровь за каждого из нас: за меня, за тебя. Почувствуй всем сердцем, что некоторая часть крови, какой истекал Умиравший на кресте, пролита за твои грехи! Как нам не стыдиться этих грехов своих при виде этой крови? Когда мы сознательно и упорно грешим и не торопимся покаяться, мы как бы вторично распинаем своего Господа.
В глубине своей совести, стоя у креста, мы слышим обращенный к нам с укором голос Распятого: «Вот что Я сделал для тебя, а чем ты отвечаешь Мне на Мою любовь?»
Кроме стыда, нашу грешную душу должен посетить и страх. Какой страх? Страх перед тем, как бы нам не умереть, не выполнив в своей жизни того, что завещано нам Распятым за нас Господом и что ведет нас в небесное царство, как бы нам не лишиться из-за нашей небрежности и беспечности тех радостей будущего века, которые куплены для нас ценою крови Богочеловека.
Но мы не можем не загореться и сладкой, крепкой надеждой на милосердие Умирающего на кресте. Мы видим своим духовным взором, справа от Него, томящегося в предсмертных муках на кресте благоразумного разбойника. Мы слышим, как он, с трудом поворачивая свою голову в сторону висящего рядом Христа, напрягая последние силы, молит о прощении и просит помянуть его в небесном царстве. Мы слышим ответ Спасителя, который для всех грешников и на все времена является источником благодатного утешения. И своими грешными устами мы припадаем к этому Источнику с надеждой и любовию и пьем животворную воду Божией любви.
Лобызая крест Христов с чувствами благоговения, надежды, любви, страха и стыда, мы напечатлеваем в своем сердце и тот урок, который излучает нам эта святыня креста. Какой урок?
Трудно себе представить степень унижения человеческого достоинства и меру страданий человеческих большие, чем те, какие перенес распятый за нас Спаситель. И вот: эти безмерные страдания вели к тем высотам славы, которых также никто и ничто превзойти не может.
Распятый, умерший, Он был положен во гроб, к которому была приставлена стража и который был запечатан. В третий день Он воскрес по Писанию, как Победитель смерти, как Бог всемогущий, в сиянии Своей божественной силы. В этот же день Он явился апостолам, мироносицам и в течение сорока дней после этого являлся многим из христиан. В «славе» Он вознесся на небо. Через десять дней после Своего вознесения ниспослал Духа Святаго от Отца Своего и положил начало Своей Церкви на земле. И стала еще более умножаться Его слава в недрах этой Церкви. Тысячи людей присоединились к Церкви и тысячи сердец христианских сливались в одной молитве и хвале своему Спасителю. И даже тогда, когда Церковь была в катакомбах, в подполье, в эпоху гонения на христиан в первые три века, — эта слава Христова продолжала чудесно расти. Ее умножали тысячи христианских мучеников, умиравших за Христа безбоязненно, с улыбкой радости; с величайшим терпением перенося сверхчеловеческие пытки и истязания. А когда Церковь вышла из катакомб и с начала четвертого века стала украшаться благолепными храмами, когда в пустынях палестинских и египетских загорелись светильники в лице пустынников и подвижников, когда на архиерейских престолах восседали великие архиереи, вселенские и златословесные учители и проповедники, безмерным в глубину и ширину стало величие имени Христова. В бесчисленном сонме своих святых прославился Воскресший Господь, о чем пророчески говорил еще святой псалмопевец: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (Пс. 67, 36).
И вот нам всем урок от креста Христова: как Христос через Голгофу вошел в Свою вечную божественную славу, так и каждый из нас через свою Голгофу — неизбежные в земной жизни страдания — идет к своей вечной славе.
Спаситель сказал всем нам: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22). Спасение — это наша вечная слава, это — вечная радость, это — вечное счастье, и достигнуть его можно только терпением. Спаситель завещал нам: «Кто хочет идти за Мною,... возьми крест свой и следуй за Мною» (Мрк. 8, 34). Каждый из нас на пути к вечным радостям должен понести свой крест до конца.
Из чего слагается этот крест? Он слагается из нашей целожизненной борьбы с грехами, страстями и пороками. Если мы опустим руки и не будем вести этой внутренней духовной брани, мы будем побеждены своим невидимым врагом и не откроются перед нами двери Царства Света, Чистоты, Любви, Духовной Красоты. Жизненный крест каждого из нас — это те болезни, страдания, какие мы неизбежно должны потерпеть в нашей жизни.
К какой славе идет каждый из нас через Голгофу своих страданий? К славе вечной, полной, совершенной. Он идет к той жизни, в которой не будет знать ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий, не будет знать ни разлуки со своими близкими и с Тем, Кто ближе всех, дороже всех, роднее всех — своим Сладчайшим Господом.
Взирая на крест Христов, каждый из нас должен напоминать себе, что он не оставлен одиноким в этом своем крестоношении. С нами — святой крест! Крест Христов — это неиссякаемый источник благодатной силы и утешения каждому из нас на земном пути.
Пусть и эта сегодняшняя наша молитва у подножия креста Христова, и евангельское чтение о страданиях нашего Спасителя помогут всем нам в деле покаяния, обновления и спасения наших душ.
Знамение креста Христова, которое мы лобызаем в храме и которое каждый из нас носит на своей груди, пусть всегда пробуждает в наших сердцах горячую сыновнюю любовь и благоговение к Пострадавшему за нас, пусть укрепляет веру нашу! Да охраняет нас всех крест святой от всяких бед и несчастий и да говорит неумолчно всем нам, как близок к нам Господь, как Он любит нас и зовет идти за Собой!
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ