«ОТТОРЖЕННАЯ НАСИЛИЕМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЛЮБОВИЮ»
Накануне 6(19) января 1946 г. во Львове распространились слухи, что традиционный «Иордан» будет необычным, так как к месту освящения воды выйдут почти одновременно и греко-католики и православные. Как-то само собою возникало опасение, не вспыхнут ли со стороны тех или других «пуристов» какие-нибудь непредвиденные эксцессы.
Уже к вечеру 5(18) января один из четырех бассейнов был украшен сосной и елками. С утра 6(19) января над бассейном была утверждена большая икона Крещения, было поставлено и задолго до прибытия процессий зажжено 7 свечей, кажется, в подсвечниках грекокатолического типа (как на алтарях). Несмотря на рабочий день (суббота), к 11 часам утра около Иордани было очень много народа, а к 12 часам дня собралось несколько десятков тысяч. Почти у всех, особенно у женщин, в руках была посуда для освященной воды. Раздавалась русская, украинская и польская речь, но преобладала украинско-галицкая.
Сначала проследовало к Преображенской Церкви несколько грекокатолических процессий, одна за другою, из разных греко-католических церквей с пением народных кантов. Около 12 часов 30 минут объединенная греко-католическая процессия двинулась от Преображенской церкви к бассейну. Униатские хоругви-знамена, трезвон колокольчиков, красный «колпак» [1] каноника Костельника, черные «колпаки» других униатских священников, громкое чтение бывшим профессором Греко-католической богословской академии свящ. Козицким молитв, - чтение с ярко выраженным украинским акцентом, украинские колядки в исполнении народных хоров — все это придавало греко-католической процессии своеобразный колорит.
Вот процессия остановилась у бассейна. Греко-католики начали чин освящения воды. Народ сплошной лавиной заполнил площадь; все балконы и окна ближайших домов во всех этажах были также заполнены людьми. Говорят, в предшествующие годы такого «здвигу» людей не наблюдалось.
Вдруг с колокольни Успенской церкви (бывшего Ставропигиального братства) раздался звон колокола, по имени «Кирилл» (вес — 6 тонн). Это Успенская церковь, последнею во Львове, лишь в 1708 году — через 112 лет после Брестской Церковной унии, павшая под натиском униатов, приветствовала православную процессию, направлявшуюся к тому же бассейну. Строжайший порядок, благолепный вид духовенства, возглавленного епископом Макарием, прекрасное пение хора — сразу приковали внимание и покорили сердца всех присутствовавших на площади. «Православные, православные, а то их «бискуп»! — вполголоса передавалось из уст в уста. Маленький шумок, пока процессия подошла и установилась. Видно было, как греко-католическое духовенство прервало совершаемый чин, как каноник Костельник приветствовал епископа Макария.
Водоосвящение продолжалось. Слышно было греко-католическое пение: «Во Iорданi»..., «Многая лiта». Вдохновенно прозвучала (на украинском языке) богословско-патриотическая объединяющая проповедь епископа Макария. Еще и еще раз раздалось стройное пение православного хора. «Глас Господень на водах вопиет глаголя», «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» и другие церковные песнопения. А над всем доминировал глубоко запавший в сердце слушателей лейтмотив проповеди епископа Макария: «...Того послушайте!»
Окончилось водоосвящение. Епископ Макарий и каноник Костельник, уходя с процессиями в свои церкви, окропляют народ.
Лед сломан. Воссоединение греко-католиков с православными нашло свои мирные пути.
В таком же порядке православная процессия совершила обратный крестный ход.
М. ЧЕМЕРИНСКИЙ
19 января 1946 года
Львов
[1] Официальное название культового головного убора греко-католических священников.