О РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

(Ко дню 8 марта)

1945 год войдет в историю нашего дорогого Отечества, а также и всего мира как год, исключительный по мировым событиям. В этом году закончилась небывалая по кровопролитности война с Германией и ее союзницей Японией. Два жестоких агрессора, вооруженные до зубов современной техникой, снабженные громаднейшими армиями, покорившие большую часть европейских народов, в 1941 г. объявили нашему Советскому Союзу и нашим союзникам, Великобритании и США, войну и вели ее до 1945 г.

Но воли Божией не превзойдешь! «Наше дело правое», — говорил наш гениальный вождь, и враг был поражен и разбит вирах. Заняв все неприятельские земли, доблестные советские и союзные войска крепко освоились со своим положением победителей и приняли все меры к тому, чтобы мир более не нарушался никакими агрессорами, чтобы тишина и благоденствие водворились во всех странах и народах. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» — с радостью взывает теперь наша Православная Церковь.

Оглядываясь назад, на минувший период тяжелой небывалой кровопролитной войны, нужно сказать, что великое испытание понесла наша Родина за эти 4 года. Многомиллионная армия, в состав которой вошла лучшая часть нашего мужского населения, была вызвана на фронт. Много миллионов русских людей, большей частью мужской молодежи, легло на поле брани. Кровь рекою текла на всех фронтах. Но тем не менее враг одолен. Что было причиной сего? Несомненно, прежде всего признанная всем миром доблесть и несокрушимость Красной Армии, затем признанные всем миром искусство и мудрость наших вождей и полководцев. Но этого мало! Наш великий вождь, И. В. Сталин, поздравляя русский народ с победой, сказал, что блистательная победа нами выиграна была не только благодаря одной Красной Армии и ее полководцам, но и благодаря нашему прекрасному тылу, благодаря тем малым, скромным незаметным «винтикам», на которых зиждется все благоденствие нашей страны. Не ошибемся, если мы скажем, что эти «винтики» — скромные представительницы второй половины нашего русского населения — наши русские женщины! Небывалая война, призвавшая на фронт почти все мужское население, изменила положение нашей русской женщины. Не отрываясь от своего очага, от своей семьи, она взяла в свои руки колхозы и совхозы, фабрики и заводы, учебные, хозяйственные и торговые учреждения; она вступила в ряды военных и тыловых санитаров, фельдшеров и врачей и заполнила ряды трудовой армии. Нужно признать, что в новом своем положении женщина не унизила себя и вполне успешно заменила мужчину. Истина свидетельствует, что наш русский тыл так же блистательно работал, как и передовой фронт, стремясь всеми силами уничтожить бесчеловечного врага и восстановить во всем мире нормальную жизнь. В этом отношении огромные заслуги принадлежат нашей женщине. А посмотрели бы на наши храмы: кто там всегда молился и молится? Кто проливает слезы за убиенных на поле брани? Кто поет и читает? Кто помогает священнику, подавая ему кадило я вынося свечу? Кто помогает вести церковное хозяйство и работает в наших церковно-приходских советах? В подавляющем большинстве — женщина!

Все это нам, русским людям, дожившим до Сталинской Конституции, до времени реального поднятия авторитета русской женщины на один уровень с мужчиной, нужно принять во внимание и учесть, когда мы далее, хотя и вкратце, коснемся для полноты картины и древней старины.

Обращая свой мысленный взор в глубокую даль веков, ко времени появления человеческого рода на земле, мы видим, что лучше библейского никаких сказаний об этом прошлом в мировой литературе еще не было да я не будет... Святая Библия вещает нам о создании первых людей, мужа и жены, Адама и Евы, Божественным Творцом по Его «образу и подобию», наделенных свободной волей и предназначенных для райского блаженства. Но нарушение первыми людьми данной им Богом заповеди, допущенное неисповедимым Промыслом Божиим, изменяло их дальнейшее состояние. Это нарушение заповеди навлекло на них Божие проклятие: люди лишены были райского блаженства; явилось зло на земле, а с ним — скорби, болезни и, наконец, смерть. Умножаясь на земле, человеческий род стал «тонуть» во грехах. Женщине, как более слабому творению, досталась на земле более горькая доля. Вековое рабство, уничижение, болезни рождения детей и смерть — вот был удел ее. Но Господь не дал погибнуть разумным созданиям Своим: вместе с проклятием Он обещал людям и спасение. Во Святой Троице поклоняемый Господь обещал послать в мир Сына Своего Единородного, «рождаемого от жены» (Гал. 4, 4). Для исполнения этого обещания волею Божией был избран и особый народ, еврейский, и особое племя его — от Авраама и Давида... И вот по истечении тысяч лет исполнилось это обещание: явился на земле Спаситель мира. Послужить этому святому делу суждено было избранной достойной женщине (из корене Давидова) Пречистой Непорочной Деве Марии. По неизреченному наитию на Нее Духа Святого она безболезненно, без семени, зачала и также родила Сына Божия, Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя мира. Господь пожалел вековую страдалицу, печальную ветхозаветную Еву и вместо нее, в лице ее далекой потомки, послал людям новозаветную «Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим» Матерь Божию... «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?», говорила другая женщина, первая встретившая Деву Марию после архангельского благовестия. «Величит душа Моя Господа, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды»... (Лук. I, 46—48), ответила Мариам. Есть прекрасное древнее (находящееся в Кремле) иконописное изображение «Благовещения» Божией Матери с книгой пророка Исаии пред глазами и с прялкою в руках. Это поистине была первая из женщин — и богослов, и апологет, и пророк. Дальнейшие слова Ее Божественной песни были истинным пророчеством последних наших дней: «Низложил сильных со престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук. I, 52—53).

Первые века христианства выдвинули достойных подражательниц Божией Матери. Это — равноапостольные мироносицы и другие проповедницы христианской веры; это — бесчисленные мученицы за Христа, «невесты Христовы»; это — достойные матери и жены, воспитавшие и возрастившие знаменитых пастырей, учителей и других подвижников нашей Церкви (о которых знаменитый языческий ритор того времени Ливаний говорил: «Ах, какие у христиан есть женщины!» [1]; это и другие подвижницы, преподобные и праведные, и в числе их дивная Мария Египетская, которую преп. Зосима назвал «ангелом во плоти».

Говоря о христианских женщинах первых веков, нужно сказать, что среди них русской женщины в означенное время еще не было. Она явилась уже позднее, в X веке, когда возникло Русское государство, когда явилась просвещенная достойной русской женщиной Равноапостольной Ольгой и ее внуком св. князем Владимиром в 988 г. Святая Русь. С принятием христианства вековое уничиженное, рабское положение русской женщины изменилось к лучшему: свет Евангелия воссиял над нею. Но попущением Божиим русская женщина еще не совсем избавилась от унижения. С XII века на Святую Русь нашла «татарщина», которая вместе со своей магометанской антихристианской верой нанесла на нас, русских, тучу «агарянского зловерия». Этой «татарщине» волею Божиею суждено было господствовать на Руси около четырех веков. Тяжело было русским людям, а еще тяжелее русской женщине. Зловредное влияние татарской веры, смотревшей на женщину как на рабыню, как на гаремную наложницу, наемницу плотоядных владык восточного мира, оказывалось невольно и на русской женщине. Но Господь сохранял ее среди испытаний. Покров христианской веры и Православной Церкви, благочестивых христианских семейств, скромных мужских и женских обителей, монастырей, скитов и пр. хранил русскую женщину, и за это тяжелое время выдвинулись среди женщин истинные достойные христианские подвижницы.

Но и с уничтожением татарского ига испытания русской женщины еще не окончились. С XVI века появилось на Руси новое иго — это «крепостничество», унижавшее женщину, лишавшее ее равноправия и умственного просвещения. Это иго царствовало вплоть до XIX века.

Несмотря на все испытания, русская женщина сохранила все свое духовное величие. Это принудило отдать ей должное, что и осуществилось в недавнее время, время введения в жизнь полного равноправия.

ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ КОЛОКОЛОВ

[1] Проф. Лопухин, Жизнь и труды св. Иоанна Златоустого.

Система Orphus