НОЯБРЬ

3. День кончины Анны Всеволодовны (Янки). Дочь Великого князя Всеволода Ярославича и греческой царевны (дочери Константина Мономаха); девою постриглась в Андреевской обители и была настоятельницей ее. † в 1113 г. Монастырь, долгое время именовавшийся «Янчиным», был разрушен при нашествии татар.

4. День кончины Марка [1], схимонаха Саровского. Родился в 1733г. в Курске. 24 лет ушел странствовать по святым местам и в 1757 т. вступил в Саровскую пустынь, в эпоху ее расцвета под водительством оо. Ефрема, Пахомия и Исаии. Первоначально жил в монастыре, а затем отошел в саровские лесные дебри, но и там не оставлял искавших его помощи и совета, служа им всемощной молитвой и даром прозрения. † к 1817 г.

5. День кончины Илариона*, затворника Троекуровского. Родился во второй половине XVIII века в семье крестьянина села Зенькова Раненбургского уезда Рязанской губернии. Кротость и отчужденность от мира были свойственны ему с детства. На двадцатом году ушел странствовать, а по возвращении выкопал пещеру близ родного села, в которой проводил подвижническую жизнь; впоследствии перешел в село Троекурово, где пробыл 39 лет в затворе. Духовному взору его было открыто многое, и поэтому советы его были своевременны, а обличения действенны и благотворны. † в 1853 г.

6. День кончины Пахомия* (Леонова), строителя Саровской пустыни. Родом из курских купцов, с юных лет посвятил себя Богу; пострижен был в 1762 г., в строители избран в 1777 г. Управляя 18 лет Саровской обителью, был истинным пастырем: смиренномудр, молитвен, учителен, строго соблюдал благолепие служб церковных и устав общежития, взыскивая за упущения. При нем пустынь, процветшая многими подвижниками, из коих особенно памятны игумен Назарий, иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и преподобный отец наш Серафим, сделалась примером подражания и рассадником иночества для других обителей (Валаамской, Дорофеево-Югской, Курской-Коренной), † в 1794 г.

8. День кончины Антония (Амфитеатрова), архиепископа Казанского и Свияжского. Родился в 1815 г. в Калуге в семье протоиерея Амфитеатрова (Гавриила), младшего брата митрополита Киевского Филарета. До 10 лет воспитывался в доме дяди-святителя, который руководил его занятиями, а в дальнейшем — в Калужском духовном училище и семинарии. В 1835 г. поступил в Киевскую академию, которую окончил в 1839 г. со степенью магистра. В 1840 г. пострижен, рукоположен во иеродиакона, а затем иеромонаха и назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. В 1841 г. определен инспектором и профессором в Киевскую семинарию; в 1845 г. назначен ректором ее с возведением в сан архимандрита. В это время им было написано и издано «Догматическое богословие», с 1848 г. введенное в семинарии как руководство, «Жизнеописание старца иеросхимонаха Парфения» и др. В 1851 г. назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря. В 1858 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, а в 1859 г. переведен на Смоленскую кафедру. Человек сильной веры, глубокого убеждения к живой любви и истине, он ревностно заботился о благе паствы, благолепии служб и о монастырях. В 1866 г. был перемещен в Казань и в 1867 г. возведен в сан архиепископа; особенное внимание уделял миссионерству и столь хорошо ему известному учебному делу, в частности в Казанской академии. † в 1879 г.

11. День кончины Платона* (Левшина), митрополита Московского. Родился в 1737 г. в семье дьячка в селе Чашникове Московской губернии. Учился в Коломенской семинарии и Славяно-Греко-Латинской академии. В 1758 г. был приглашен преподавателем риторики в Троицкую семинарию и в том же году рукоположен во иеродиакона. Он обладал исключительным даром слова: на его катехизические беседы в академической церкви матери приводили детей учиться Закону Божию; впоследствии был назначен придворным проповедником (1758 г.) и законоучителем наследника. В 1759 г. рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троицкой семинарии, в 1761 г. — ректором ее, в 1763 г. — наместником Лавры, а в 1766 г. возведен в сан архимандрита. В 1770 г. состоялась его хиротония во архиепископа Тверского и назначение членом Св. Синода; в 1775 г. был перемещен на Московскую кафедру и в 1787 г. возведен в сан митрополита. Решительными мерами святитель искоренил крупнейшие недостатки и злоупотребления и добился благоустройства епархии; входил в нужды и быт духовенства и особое внимание уделял учебным заведениям и монастырям. Он открыл ряд семинарий и училищ, поставил на большую высоту учебную часть в Троицкой семинарии и академии, «директором», которой был назначен в 1775 г., отменил преподавание по-латыни, ввел еврейский и новые языки и, восполняя отсутствие необходимых руководств на русском языке, написал «Церковную Российскую историю», богословие и катехизис, переведенный на все европейские языки. Призвав из Молдавии учеников Паисия Величковского, обновил и вдохновил к подвижничеству ряд обителей, из коих особо замечательны Николо-Пешношская и Оптина Введенская. Благоговейно почитая преп. Сергия, написал ему акафист, украшал. Лавру и основал при ней новый монастырь — Вифанию. Прославленный вития и влиятельнейший иерарх своего времени, чье имя было хорошо известно не только на православном Востоке, но и в Англии (вследствие его переписки с Дютинсом), возвышенно настроенный, широко благотворивший святитель в частной жизни был прост и для всех доступен и внимателен. Свято почил в 1812 г. Память его чтима, и в Сергиевом посаде жива вера, что святитель, любивший детей при жизни, не оставляет их своей милостью и после кончины.

12. День кончины Козьмы Ивановича (Колотова), Бирского старца. Родился в 1775 г. в деревне Маляше, Бирского уезда, Уфимской губернии, в крестьянской семье. Посвятив себя молитве, шел тернистым путем злостраданий и полуюродства, оставил семью и жил преимущественно в Бирске, где многие прибегали к нему за советом и молитвой. † в 1882 г.

14. День кончины Димитрия (Муретова), архиепископа Херсонского и Одесского. Родился в 1811 г. в семье дьячка села Лучинского, Пронского уезда, Рязанской губернии. Несмотря на тяжелые материальные условия, прекрасно кончил Рязанскую семинарию и был направлен в 1831 г. в Киевскую академию; в 1834 г. пострижен, посвящен во иеродиакона; в 1835 г. окончил академию первым магистром, был рукоположен во иеромонаха и занял кафедру чтения св. Писания и герменевтики; впоследствии читал догматическое богословие и каноническое право. В 1838 г. назначен инспектором академии с возведением в сан архимандрита, в 1841 г. — ректором. Десятилетнее управление его было замечательно как по высоте научного уровня преподавания, так и прекрасным внутренним строем академической жизни, сделавшими его имя широко известным. В 1845 г. был вызван в Петербург для участия в работах по вопросу реформы духовноучебных заведений. В 1851 г. состоялась хиротония его во епископа Тульского и Белевского, а в 1857 г. — перемещение на кафедру Херсонскую и Одесскую. В 1859 г. был вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде; работа его с качестве председателя нескольких комитетов, особенно по преобразованию духовных училищ и семинарий, была весьма плодотворна. В 1860 г. был возведен в сан архиепископа. В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию древних храмов. Когда в 1860 г. Св. Синод возложил на него звание попечителя болгарского настоятельства, он стал в самые близкие отношения со славянами — сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь. Его ревностное и многополезное служение было отмечено наградами и знаками отличия. В личной жизни это был совершенный инок — благоговейный, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый. В 1874 г. был перемещен в Ярославль, в 1876 г. — на Волынь и в 1882 г. возвращен одесской пастве, с которой пробыл неразлучно до праведной своей кончины, последовавшей в 1883 г.

15. День кончины Паисия (Величковского), схиархимадрита, настоятеля Нямецкого монастыря. Родился в 1722 г. в Полтаве, в семье настоятеля Успенского собора. Учился в Киевском духовном училище, но, следуя непреодолимому званию Божию, не окончив его, ушел в Любечский монастырь; в поисках старческого окормления перешел в Медведовский Николаевский монастырь, где принял рясофор, затем — в Киево-Печерскую Лавру, а оттуда с двумя почтенными старцами — в Молдо-Валахию в обитель св. Николая — Трейстхины. Желая более строгой жизни, обосновался в пустынном скиту Кыркул под опытным руководством оо. Онуфрия и Василия. 24 лет (в 1746 г.) ушел на Афон, где был пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха. Подвижническая жизнь и высокое преуспеяние духовное собрали под его руководство многочисленную братию, с которой он впоследствии выселился в Валахию в монастырь Драгомирну, а затем Секуль и Нямецкий (в 1779 г.); под ведением его состояло также множество скитов. Старец устроил свои монастыри на началах строжайшего общежития послушания, откровения помыслов и молитвы, т. е. на древних монашеских основах, пришедших было в забвение, и воспитал плеяду искусных подвижников, которые по возвращении в Россию оказались способными обновить и вдохнуть струю жизни в захиревшее в XVIII веке отечественное иночество. Кроме того, старец во время своего пребывания на Афоне основательно изучил греческий язык и собрал ряд ценнейших рукописей, так что с успехом перевел на славянский язык Лествицу, Добротолюбие, поучения св. Исаака Сирианина и др., — огромный труд всей его жизни, составивший ценнейший вклад в русскую аскетическую литературу. Имя старца было широко известно в России: митрополит С.-Петербургский Гавриил состоял с ним в переписке и издал его Добротолюбие; архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебрянников), будучи местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии, неоднократно посещал Нямецкий монастырь ради бесед со старцем и в 1790 г. возвел его в сан архимандрита. Исполнив свой великий подвиг обновления иночества, смиренный и благодатный старец мирно почил в 1794 г.

17. День кончины Арсения (Минина), иеромонаха Афонского Пантелеймонова монастыря. Родился в 1824 г. в семье тверского купца, учился в Мамадышском училище, некоторое время служил по торговой части, но в 1857 г. оставил все и уехал паломником в Святую Землю; посетив по дороге Афон, остался в числе братии русского Пантелеймонова монастыря. Внимательная жизнь под руководством опытного старца быстро принесла плоды. В 1859 г. был пострижен, в 1861 г. рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; в 1862 г. ему было поручено послушание по сбору в России. С этого времени жизнь его протекала главным образом в Москве. Случаи милости, бывшие от образа Тихвинской Божией Матери, вверенного ему, были напечатаны им по благословению Митрополита Филарета и послужили началом к его обширной духовно-нравственной литературной деятельности. В 1870 г. он выстроил Пантелеймоновскую часовню, куда и была внесена святыня. Он горячо откликался на каждое благое начинание — миссионерство на Алтае, в Японии, строительство лазаретов и пр., не обходившиеся без его материальных жертв. Ежедневно у него бывало большое стечение народа — за советом и милостыней. К концу жизни на него было возложено поручение отыскать место, где бы можно было устроить обитель как новосаждение афонское. Это было им выполнено и на месте разрушенного древнего храма во имя св. апостола Симона Кананита на Черноморском побережье он приступил к устройству Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. в 1879 г.

18. День кончины Елены (Девочкиной), первой игумении Московского Ново-Девичьего монастыря, известной своей добродетельной жизнью. † в 1547 г.

23. День кончины Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского. Родился в 1798 г. в селе Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии, в семье униатского священника. Окончил в 1816 г. Немировскую гимназию, в 1820 г. Виленский университет со степенью магистра. В 1821 г. рукоположен во иерея, в 1822 г. назначен в С.-Петербург для заседания в униатском департаменте римско-католической коллегии. В 1829 г. пострижен и назначен епископом Мстиславским, а в 1833 г. — Литовским. В 1839 г. оставил унию и был воссоединен с Православной Церковью. Один из блестящих иерархов своего времени, одушевленный горячей верой и убежденный в истинности православия, он зорко стоял на страже его, отстаивая права коренного населения Литвы на самобытность, умными и тактичными мероприятиями, низлагая происки папистов, стремившихся ополячить и окатоличить край. Внимательно и заботливо, но вместе с тем энергично и планомерно содействовал массовому воссоединению униатов с Православной церковью. В 1839 г. был возведен в сан архиепископа, а в 1852 г. — в сан митрополита. † в 1868 г.

28. День кончины Иоасафа I, четвертого патриарха Московского и всея Руси. Происходил из «детей боярских»; постриженник Соловецкий. С 1621 г. был архимандритом Псково-Печерского монастыря, а с 1627 г. — архиепископом Псковским. В 1634 г. состоялось назначение его патриархом Московским и всея Руси. Он тщательно следил за чистотой жизни духовенства и благолепием служб. При нем было напечатано много богослужебных книг (23 названия), а в 1636 г. издана «Память поповским старостам», дабы прекратить споры о местничестве между архиереями и архимандритами. В личной жизни был смирен и кроток. † в 1640 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой отмечены имена усопших, не канонизованных, но почитаемых за праведную и богоугодную жизнь.

Система Orphus