СУЗДАЛЬ И ЕГО СВЯТЫНИ

Постановлением Совнаркома СССР Суздаль будет превращен в исторический заповедник, город-музей, сохраняющий неповторимые сокровища древней русской архитектуры. В связи с этим будет своевременно ознакомить с внутренней жизнью города, его духовной культурой, которая создала его монументальные монастыри и храмы.

Согласно древней местной традиции, христианство здесь появилось еще в 991 г., при князе Владимире Святом; часть историков считает, что главная масса населения Суздальской области была крещена в 1024 г. после восстания волхвов, вызвавшего приезд в Суздаль князя Ярослава. Профессор Е. Е. Голубинский относил крещение Суздаля к 1077 г. и приписывал его святому епископу Ростово-Суздальскому Исайе, преемнику святителя Леонтия, убитого язычниками в 1073 г. Великий князь Владимир принял христианство в годы наибольшего расцвета своих сил, в возрасте 30 лет, дальние походы были для него обычным делом, а потому вполне возможно, что он предпринял путешествие ради столь святых и государственно важных целей и в эту отдаленную область своего государства. Ярослав Мудрый в 1024 г. окончательно утвердил христианство в Суздальской земле, подавив вспышку языческой реакции.

С введением христианства в Суздале были построены первые деревянные храмы — собор Рождества Богородицы и Успения Богородицы на княжеском дворе. Несколько позднее был построен Печерский монастырь св. Дмитрия; его существование отмечается летописью уже под 1097 годом; до монгольского нашествия этот монастырь был самым знаменитым в Ростово-Суздальской округе; епископ Ефрем, преемник св. Исайи, выделил этому монастырю близ самого города земельный участок из числа тех владений, которыми располагала Ростово-Суздальская епископская кафедра. Название его (Печерский) происходит от того, что монастырь имел пещерный скит, вырытый в береге реки Каменки, а не от того, как некоторые ошибочно думали, что он принадлежал Киево-Печерскому монастырю и служил подворьем для приезжавших из Киева монахов.

Владимир Мономах и Ростово-Суздальский епископ Ефрем построили в Суздале первое каменное здание — собор; они же, вероятно, построили Васильевский (церковное имя Мономаха было Василий) и Михайловский монастыри на берегах р. Каменки, на пути к Кидекше и нерльскому водному тракту. Сын Мономаха — Юрий Долгорукий — построил в пригороде Суздаля Кидекше церковь во имя Бориса и Глеба (1152 г.), сохранившуюся до сих пор, а в самом Суздале церковь Всемилостивого Спаса, на главной торговой площади города, близ нынешней церкви Иоанна Предтечи. Сын и преемник Юрия Долгорукого, св. благоверный князь Андрей Боголюбский, хотя родился в Суздале, но больше любил новые города своего княжества, Владимир и Боголюбово. Во Владимире он построил собор Успения Богородицы, послуживший прототипом Московскому Успенскому собору, а в Боголюбове — храм Рождества Богородицы и сложный комплекс дворцовых, крепостных и храмовых сооружений. Андрей Боголюбский пользовался услугами иностранных, особенно итальянских, мастеров и архитекторов. С помощью епископа Феодора он предпринял попытку открыть в своем княжестве самостоятельную митрополию, отдельную от Киевской, но эта попытка не удалась, и епископ Феодор стал жертвой неудавшихся замыслов своего князя.

Целую эпоху в жизни Суздаля составила деятельность св. епископа Иоанна, последнего общего епископа Ростова и Суздаля (1190—1214). Наряду с преп. Евфимием святитель Иоанн наиболее чтимый суздальский угодник. Он установил празднование памяти своего предшественника, святителя Леонтия, добившись его канонизации; произвел сложную перестройку суздальского собора, «опадавшего старостью и безнарядьем» (Лаврентьевская летопись), причем все работы были выполнены без обращения к иноземцам, что современникам казалось почти чудом [1]

С именем епископа Иоанна связана постройка трех монастырей в Суздале — Ризоположенского, Троицкого и Козьмодемьянского и двух монастырей во Владимире — Княгинина Успенского и Рождественского, ставшего на первом месте среди монастырей Северовосточной Руси до 1571 г., когда первенство перешло к Троицкому монастырю преподобного Сергия. Епископ Иоанн принимал участие во всех значительных событиях своего времени. Летописец характеризует его в таких словах: «Отверзене бо ему беста от Бога очи сердечные на церковную вещь, оже пещись церковными вещьми и клирики, ако правому пастуху, а не наемнику». В 1213 г. престарелый епископ Иоанн «отписася епископии своей и пострижеся в схиму»; пострижение произошло, по сообщению Лаврентьевской летописи, в Боголюбовой монастыре, а по сообщению Воскресенской летописи — в Суздальском Козьмодемьянском монастыре, «его же сам бе создал». В 1214 г. святитель Иоанн скончался и был похоронен в Суздальском соборе, где и почивают его мощи. По кончине его единая дотоле Ростово-Суздальская епархия разделилась на две: Ростовскую и Владимиро-Суздальскую.

Младшей современницей епископа Иоанна была преподобная Евфросиния. Она была дочерью великого князя суздальского Михаила Юрьевича и великой княгини Февронии. После смерти своего мужа, князя Черниговского Владимира Святославича, она вернулась из Чернигова в Суздаль, постриглась в Ризоположенском монастыре, прославив его подвигами благочестия и христианского милосердия в тяжелые годы татарского нашествия.

В 1238 г. образовалось удельное княжество Суздальское, а в 1330 г. — великое княжество Суздальско-Нижегородское. Суздальский князь Александр Васильевич подавлял вместе с Иваном Калитой восстание в Твери против татар, и хан Узбек поделил им за это владения великого княжества Владимирского: приволжская часть, от Кинешмы до Нижнего-Новгорода, была присоединена к Суздальскому княжеству. В Суздале в 1330 г. была, в связи с этими событиями, открыта своя епископия, отдельная от Владимира, в котором с 1299 г. проживал киевский митрополит Максим. Преемник его, св. митрополит Петр, в 1325 г. переселился в Москву. Историкам долго не удавалось установить время открытия суздальской кафедры. Лишь в конце XIX века в Ватиканском архиве в Риме были найдены копии протоколов поставления русских епископов XIV века. В протоколе № 10 читаем: «Месяца марта 2 дня, лета 6833 (1330) индикта 13. Избранние епископа богоспасаемого града Суздаля. В присутствии боголюбивейших епископов Антония Ростовского, Софонии Сарайского и Григория Рязанского, при согласии и прочих епископов, были намечены три достойные лица по чину каноническому: иеромонах Даниил, Андрей и Ефрем; предпочтенный и выбранный иеромонах Даниил рукоположен во епископа Суздаля» [2]. В память этих событий князем Александром была выстроена Большая Александровская Лавра, в которой погребались великие княгини суздальские; некоторые гробницы их сохранились до сих пор. Неподалеку от своих владений (сел Киржач, Леонтьевское и Шараповское), пожалованных по завещанию Московского князя Ивана Калиты, Александровский монастырь предоставил крестьянам льготные условия для поселения, положив этим начало знаменитой впоследствии Александровской слободе. В том же 1330 г. в другом конце княжества, в Нижнем-Новгороде, был построен Печерский Вознесенский монастырь, в котором подвизался преподобный Евфимий. Это был выдающийся подвижник благочестия, неутомимо деятельный, непоколебимо верный в дружбе, строгий ревнитель канонического чиноначалия. В 1350 г. он был вызван в Суздаль князем Константином Васильевичем и построил знаменитый в нашей истории Спасский монастырь. Св. митрополит Алексий возвел его в сан архимандрита, Преподобному Сергию Радонежскому преп. Евфимий, по выражению тропаря, был «присный собеседник и сопостник», с преподобным Кириллом Белозерским он был весьма близок по духу, а политические обстоятельства сблизили их еще более. Это созвездие угодников Божиих, выдающихся деятелей Русской Церкви, сияет немеркнущим светом из дали XIV века.

Когда Литовский князь Владимир Ольгердович попытался сделать главой Русской Церкви своего кандидата митрополита Киприана, преподобный Евфимий «не повеле звати Киприана митрополитом» и признал его таковым лишь после того, как было получено прямое указание константинопольского патриарха [3]. Когда суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи, а также Даниил и Иван Борисовичи подверглись жестокому нажиму со стороны Московского великого князя, Василия Дмитриевича, преп. Кирилл Белозерский, по просьбе преп. Евфимия, обратился к московскому князю с трогательным призывом оказать суздальским князьям любовь и снисхождение, а также вспомнить и о простом народе, жестоко страдавшем от княжеских междоусобий (семья Вельяминовых, из которой происходил преп. Кирилл, находилась в родстве с обеими княжескими семьями — московской и суздальской). «Да слышал еcми, господине, князе великий, — писал преп. Кирилл, — что смущение велико между тобой и сродниками твоими, князьями суздальскими, а в том межи вас крестьяном кровопролитие велико чинится... Бога ради покажи им свою любовь и жалованье, занеже ни царство, ни княжение, ни иная же кая власть не может нас избавите от нелицемерного суда Божия». Преп. Евфимий скончался 1 апреля 1404 года, в 1509 г. были обретены его мощи, а на соборе 1549 г. он был канонизован как святой покровитель города Суздаля и всея России чудотворец. Спасо-Евфимиев монастырь был излюбленным местом кн. М. Д. Пожарского, вождя народного ополчения 1612 г. Приезжая в Суздаль, он отдыхал в монастыре душой и телом от ратных подвигов, укрепляясь на новые подвиги за родину. Когда ополчение, уже окончательно сформированное, вышло из Ярославля и остановилось на первый ночлег, «отпросился князь Дмитрий у рати в Суздаль Спасу Святому поклониться, у родительских гробов проститься, а войску повеле шествовати ко граду Ростову», — говорится в повести того времени. Исповедавшись и приобщившись Св. Тайн в обители преп. Евфимия, укрепившись духом у родительских могил, Д. М. Пожарский отправился к своему войску и повел его в Москву на засевших в ней поляков. Д. М. Пожарский жертвовал в Спасо-Евфимиев монастырь иконы, облачения, кадила, колокола, дорогих коней, специально заказанные для монастыря пушки. В 1642 г. он был погребен в своем любимом монастыре в ряду 22 могил родового склепа. В тяжелые дни 1941 г. И. В. Сталин именами великих предков призывал народы нашего отечества ополчиться на защиту своей родины, и одно из первых мест в этом славном ряду занимает имя Д. М. Пожарского.

Другой монастырь, Покровский женский, также созданный преподобным Евфимием, стал не менее знаменитым в нашей истории. Все события в государстве находили в этом монастыре свое отражение. В начале XVI века в нем проживала (ввиду причастности к ереси жидовствующих) дочь Ивана III, инокиня Александра, умершая в 1525 году, также вдова последнего Волоколамского князя Федора Борисовича, жена и две дочери последнего удельного князя на Руси Новгород-Северского и Рыльского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки). В 1526 г. здесь была поселена постриженная в монахини великая княгиня Московская, супруга Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, умершая 16 декабря 1542 г.; удельная княгиня Старицкая Евдокия Александровна и ее племянница Ирина Михайловна Нагая; первая и вторая жены царевича Ивана, убитого отцом 19 ноября 1581 г.; одна из жен самого царя Ивана Грозного, Анна Григорьевна Васильчикова, княгиня Вельская (урожденная княжна Рязанская, племянница Ивана III), бабка Скопина-Шуйского, героя Смутного времени. За попытку князей Шуйских развести царя Федора Ивановича с его женой Ириной Годуновой в 1587 г. в Суздальский Покровский монастырь была направлена группа княгинь Шуйских, Горбатых и их родственницы — княгиня Черкасская, Татева, Ногтева и другие.

В Покровском монастыре проживала семья свергнутого царя Василия Шуйского — его жена, сестра, мать и дочь, царевна Анастасия; все они здесь скончались и похоронены. Не думал царь Борис Годунов, что к его любимой дочери Ксении суждено умереть в том же суздальском Покровском монастыре. После гибели своей семьи и после долгих скитаний она поселилась в Покровском монастыре, где и скончалась в 1622 г., 40 лет от роду. Перед смертью она просила царя Михаила и патриарха Филарета похоронить ее вместе с родителями в Троице-Сергиевом монастыре. Царь и патриарх грамотой суздальскому архиепископу Арсению указали: «отпустить тело отошедшей света сего старицы Ольги, царя Бориса Федоровича дщери, и с честью проводить ее в обитель преподобного Сергия».

В XV веке Суздаль служил приютом для православных князей и епископов, искавших на Руси убежища от преследований униатов. В конце XV века в Суздале были поселены литовские князья Вельские, игравшие в XVI веке первостепенную роль в Московском государстве; все три поколения их похоронены в суздальском соборе. Бежали из Литвы Чернигово-Брянские православные епископы Евфимий и Феодор, и оба один за другим занимали суздальскую кафедру, Евфимий в 1465—1483 гг., Феодор в 1483—1485 гг. Мощи епископа Феодора почивают в Суздальском соборе [4]. Его личность с течением времени слилась в памяти потомства с двумя другими епископами того же имени: епископа, который вместе с кн. Андреем Боголюбским боролся за Владимиро-Суздальскую митрополию в XII веке, и епископа, который, по преданию, приезжал в Суздаль в 991 г. [5].

В конце XVII века в Суздале была учреждена митрополия. Митрополит Иларион (1682—1707) построил по своей епархии до 70 церквей, громадный архиерейский дом, перестроил собор. Имея близким другом знаменитого иконописца Симона Ушакова митрополит Иларион привлек его к росписи собора. В Суздальском соборе имеется несколько композиций этого выдающегося русского изографа XVII века. В значительной мере благодаря строительной энергии митрополита Илариона Суздаль с конца XVII века представлял собой редкую по красоте и цельности панораму церковных зданий с самостоятельными архитектурными группами многочисленных монастырей. Историк Суздаля, ключарь соборный Ан. Федоров, писал с полным основанием в 1754 г., что «град Суждаль в благолепии святых Божиих церквей может сравняться с весьма великими и именитыми градами, кроме разве царствующих градов, Москвы и Санкт-Петербурга».

В 1767 г., по распоряжению императрицы Екатерины II, Спасо-Евфимиевский монастырь был сделан местом заключения лиц, уклонившихся от православия или нарушавших правила церковной дисциплины. Немало людей перебывало там в XVIII и XIX веках. Ныне же всякий порадуется тому, что Провидение указало иные пути ограждения и утверждения вертограда Божия: свободное изъявление мнений и незыблемый авторитет церковной иерархии, руководимой Святейшим Патриархом.

И. С.

[1] «И то чуду подобно, — говорит летописец, — молитвою Святой Богородицы и его, святителя Иоанна, верою, а еже не ища мастеров от немец, на налезе мастеры, от клеврет Святыя Богородицы и своих»

[2] Павлов, Памятники древнерусского канонического права.

[3] См. Послание преп. Иосифа Волоцкого Суздальскому епископу Нифонту, напечатано и чтениях Обшей Истории и Древностей Российских за 1847 г., № 1, а также в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова.

[4] Так как половина Чернигово-Брянской епархии с Таруссой и Калугой находилась на территории Московского Государства, то эта половина была присоединена к Суздальской епархии и ее епископы с 1483 по 1667 гг. назывались суздальскими я тарусскими.

[5] Монах Григорий, которому было поручено составить жития суздальских святых к собору 1549 г., не справился со своей задачей и написал жития в противоречии с летописными указаниями. Поэтому Митрополит Макарий не включил эти Жития в свои Четьи-Минеи, а на соборе 1549 г. был канонизован один преп. Евфимий; преп. Евфросиния была канонизована в 1572 г., а епископы Иоанн и Феодор — в 1755 г. См. Е. Е. Голубинский, История канонизации русских святых и Ключевский, Древнерусские жития святых, стр. 3 и сл.

Система Orphus