ДУША

Слово, сказанное в церкви св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне в г. Москве

Недавно я совершал литургию в г. Орехове-Зуеве. В нем я был впервые. Когда случается бывать в незнакомом городе и когда приближаешься к храму, но еще не видишь его, — уже чувствуется, что он где-то близко, вот — вот выглянет где-нибудь за поворотом улицы. Об этом говорят вереницы людей, торопящихся в храм к началу богослужения из разных улиц и переулков. И когда я подъезжаю к московским храмам для совершения богослужения, я вижу такие же живые людские струйки, такие же цепочки богомольцев по пути к храму. Входя в наши церкви, мы всегда находим их переполненными и не вмещающими всех тех, кто хотел бы помолиться с нами.

Какие мысли будят в нас эти живые вереницы людей, эти толпы верующих, наполняющих наши храмы? Разве не напоминают они нашему сердцу слов Спасителя: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4)? Разве не говорят они нам, что в каждом из нас, в теле, подверженном болезням, старости и неизбежной смерти, есть бессмертная душа, которая нуждается в пище для себя и в утолении своей жажды?

Нередко в жизни мы можем наблюдать, как люди, и здоровые и материально обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в своей внешней жизни. Они томятся о чем-то, тоскуют, куда-то рвутся своим сердцем, часто сами не понимая своего состояния. И, наоборот. Нередко люди, изможденные болезнями и страданиями, подобно библейскому многострадальному Иову, не только терпеливо переносят свой жизненный крест, но и полны благодушия и внутренней духовной радости. К оптинскому старцу Иосифу, прикованному тяжелой болезнью к постели, люди ездили за тысячи верст, чтобы у больного страдальца получить утешение себе — здоровым телом, но больным духом. Разве такие наблюдения не говорят нам о том, что, кроме тела, у каждого человека есть душа, что душа и тело живут своими жизнями: тело может быть сытым, а душа голодной; тело может быть обуреваемым болезнями, а душа — покойной и счастливой?

Несколько месяцев назад мы были в Святой Земле. С чувством трепетного благоговения мы ходили по этой земле, по которой неоднократно шествовал окруженный толпами народа наш Спаситель. Вот где исключительно ярко чувствовалась душа с ее голодом и жаждой!

На Елеонской горе нам показали место, на котором по преданию Спаситель научил своих учеников молитве «Отче наш». Нам показали и другое место, где, также по преданию, Спаситель сидел окруженный народом и преподавал ему Свои заповеди блаженства. И представлялось нашему сердцу, с какой ненасытимой жадностью толпа внимала каждому слову Спасителя.

Мы проходили и проезжали по пустынным местам в окрестностях Иерусалима и думалось: не по этим ли местам когда-то Спаситель вел за собою толпу народа, состоявшую из пяти тысяч мужчин и, кроме них, из многих женщин с детьми? Эти люди забыли о том, что уже день склонялся к вечеру, не замечали того, что, идя за Божественным Учителем, они удаляются от города в пустынное место, где не найдут ни пищи, ни ночлега: они были покорены словом божественной проповеди. Над телом властвовала душа! Голод души сильнее голода тела!

Мы стояли на Сионской горе, около того места, где стояла горница, в которой совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Казалось, мы видим, как тотчас после этого священного события апостол Петр вышел на кровлю дома и перед огромной, многотысячной толпой вел свою первую апостольскую проповедь о Господе, распятом и воскресшем, о вечной жизни, о спасении души. Народ, внимая его словам, вздыхал и плакал: в человеке заговорила бессмертная душа. По окончании проповеди раздались крики: Что же нам делать, мужи-братие? Апостол Петр ответил: Покайтесь, креститесь и получите дар Святого Духа. И толпа в несколько тысяч человек каялась в своих грехах и принимала крещение от рук апостолов. Живая душа питала и поила себя духовной пищей!

И какую цену имеет эта душа человека! О душе сказал Господь Иисус Христос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Все сокровища, вся красота мира — ничто в сравнении с ценой души! Ведь она бессмертна: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ио. 3, 36). Ведь ее вечное счастье в небесном царстве куплено бесценною ценою — ценою крови Господа Спасителя, пролитой Им на Голгофском кресте. «Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20), — говорит св. апостол Павел.

Ведь эта бессмертная душа, которую вдохнул Господь в каждого из нас при нашем рождении, носит в себе образ и подобие Божие. Бог наш, в которого мы веруем, — вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И хотя наша душа имеет свое начало, но она не будет иметь смерти, она бессмертна. Бог наш есть Бог всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек — хозяин природы, он владеет многими из тайн природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством. Бог есть Дух всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божьего свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания. Бог есть Дух всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вер» шин доступной ему святости. Когда преподобный Серафим беседовал о духовной жизни или когда он молился, — окружавшие его видели особый свет, исходивший от него. Отец Иоанн Кронштадтский подвигом своей молитвы и праведной жизни получил от Господа силу исцелять болезни людей на расстоянии: одним только молитвенным вздохом перед Богом.

Поистине нет цены бессмертной душе человека, искупленной кровью Богочеловека, призванной к вечной и блаженной жизни, «немногим умаленной перед ангелами» (Пс. 8, 6), предназначенной быть «храмом живущего в нас Святого Духа» (1 Кор. 6, 17), носящей в себе образ самого Создателя своего!

Наша бессмертная душа, как дитя Божие, рвется к своему первоисточнику, тянется к своему небесному Отцу, как ребенок к своей матери, и только тогда эта душа найдет себе полное удовлетворение, когда почувствует себя в объятиях небесного Отца, как успокаивается ребенок на руках своей матери. Нельзя оставлять голодающую и жаждущую душу без насыщения. Духовный голод и духовная жажда страшнее телесных. Если не насытить нашей души на пути жизни земной, — нескончаем будет ее голод в вечности. Питайте же ее молитвой, словом Божиим, тою небесною пищей, которая преподается вам из святой чаши, благодатию Божией, раздаваемой в церкви в таинствах и церковных благословениях! Берегите бессмертную душу для вечной жизни! Очищайте ее от греха! Украшайте ее вечной красотой доброй христианской жизни!

Алчущие и жаждущие правды, то-есть оправдания перед Богом, спасения своей души, — насытятся, сказал Господь, насытятся навеки.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus