ПОЕЗДКА ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФОТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ОРЛОВСКОГО И БРЯНСКОГО, В АВСТРИЮ И ЧЕХОСЛОВАКИЮ

По благословению Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, Преосвященный Фотий, Архиеписком Орловский и Брянский, с 10 по 23 октября 1945 г. совершил поездку в Австрию и Чехословакию для благоустроения местных церковных дел в русских приходах и для установления канонической связи с русскими епископами, по разным причинам и в разное время оказавшимися за пределами своей Родины. Архиепископ Фотий, в сопровождении секретаря Патриархии, Л. Н. Парийского, вылетел из Москвы на самолете утром 10 октября, направляясь на Вену, куда самолет должен был прибыть в тот же день в 4 часа. Но по техническим причинам самолет задержался в Киеве до следующего утра и опустился в Вене на аэродроме лишь 11 октября в 1 час дня. На аэродроме архиепископ Фотий был встречен представителем русского командования полковником П. П. Лавровым, который в автомобиле отвез гостей в одну из лучших венских гостиниц — «Гранд-Отель». Здесь в распоряжение архиепископа Фотия были отведены обширные, прекрасные аппартаменты. Вскоре явился представитель местной австрийской печати, пожелавший получить интервью. Архиепископ Фотий сделал ему следующее заявление: «В качестве представителя Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси я намерен содействовать распространению правильных сведений о жизни Русской Православной Церкви в Советском Союзе, организационно и канонически благоустроенной, и посетить наши русские приходы».

12 октября это интервью было напечатано во всех венских газетах с присоединением биографических сведений об архиепископе Фотии и указанием, что из Вены он направится в Чехословакию, а именно — в Прагу. По инициативе местных журналистов и с согласия архиепископа Фотия 12 октября в Гранд-Отеле была устроена пресс-конференция. На ней присутствовало 23 корреспондента американских, английских, французских и других газет.

В тот же день архиепископ Фотий, в сопровождении представителя Наркоминдела т. Коптелева, помощника политического советника Е. Н. Журавлева, полковника П. П. Лаврова и Л. Н. Парийского осматривал бывшую Посольскую церковь во имя Святителя Николая. Эта прекрасная церковь полностью сохранилась и не пострадала от военных действий, в то время как расположенное рядом здание Посольства целиком разрушено. Настоятелем церкви архиепископ Фотий временно утвердил протоиерея Александра Ванчакова, а для исполнения обязанностей второго священника откомандировал о. Николая Домбровского, окончившего богословский факультет Варшавского университета. До этого времени о. Николай служил в Покровском молитвенном доме Вены (в помещении бывшего ресторана), но ввиду малочисленности русского населения в Вене и целесообразности объединения верующих в одном приходе решено Молитвенный дом пока закрыть, а за счет его усилить Николаевскую (бывшую Посольскую) церковь, передав ей все имущество Молитвенного дома.

Вечером 13 октября архиепископ Фотий служил всенощную в Николаевской церкви, а 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Фотий совершил там же Божественную литургию в сослужении о. А. Ванчакова и о. Н. Домбровского. Церковь была полна молящихся, причем присутствовали и католики. В конце литургии архиепископ Фотий произнес слово, в котором передал русским привет от Матери-Родины и благословение Святейшего Патриарха Алексия, а также выразил пожелание, чтобы Николаевский храм стал очагом православия в Вене и Австрии.

В субботу, 13 октября, в 1 час дня по венскому времени (оно, как и в Праге, отстает от московского на два часа) архиепископ Фотий был принят в отеле «Империаль» маршалом Советского Союза И. С. Коневым. На приеме присутствовали: начальник штаба по Союзническому Совету в Австрии генерал-лейтенант Морозов, политический советник Киселев и представитель Наркоминдела тов. Коптелев. Маршал И. С. Конев в простой и теплой беседе рассказал о местной жизни, обещал полное содействие и помощь материалами и рабочей силой при проведении текущего ремонта Николаевской церкви в Вене, указал на необходимость открытия русских церквей и в других городах Австрии и высказался за то, чтобы в Вену в самом ближайшем времени был назначен русский епископ, которому будут созданы все необходимые бытовые условия. Узнав, что архиепископ Фотий собирается в понедельник, 15 октября, выехать в Прагу, маршал И. С. Конев тут же отдал распоряжение начальнику штаба ген.-лейт. Морозову приготовить на этот день специальный самолет для Преосвященного Фотия.

Вена — прекрасный город, сохранивший свой привлекательный облик, несмотря на частичные разрушения. Большинство магазинов закрыто, торговля еще не налажена, экономически Вена переживает кризис. По вечерам город не освещается.

Русские, проживающие в Вене и присутствовавшие на богослужении в Николаевском храме, отнеслись к Преосвященному Фотию с исключительным вниманием и признательностью за его приезд. Чувствовалось особо приподнятое, действительно праздничное настроение. Слышались возгласы: «Передайте привет Родине!». «Сердечное спасибо за приезд!» и т. д. Все провожали владыку до автомобиля и высказывали ему свои благопожелания. Надо заметить, что благожелательное отношение к архиепископу проявили и иностранные корреспонденты, бывшие на пресс-конференции. Некоторые из них, по окончании пресс-конференции, подходили к нему со словами привета.

Утром 15 октября архиепископ Фотий с Л. Н. Парийским вылетели на самолете из Вены в Прагу. Других пассажиров на самолете не было. Перелет продолжался 1 час 10 минут. На аэродроме в Праге архиепископа Фотия встретили: русский епископ Сергий, уполномоченные Чешской Православной Церкви, представители чехословацкого военного командования и члены советского посольства. В зале ожиданий при аэродроме состоялся кратковременный отдых, во время которого был предложен завтрак. Затем Преосвященный Фотий проследовал в автомобиле, в сопровождении представителя министерства информации, в отель «Алькрон», в центре Праги, где и имел пребывание в течение всей недели.

Прага, очень красивый город, со многими историческими и архитектурными памятниками, и преимущественно готическими, расположенный чрезвычайно живописно. В то время как Вена расположена на равнине, в Праге имеются гористые, возвышенные места, что, в сочетании с зеленью рощ и парков, придает ей особенную прелесть. Чешское население очень хорошо относится к русским. Заметна большая тяга к Советскому Союзу.

В день приезда архиепископа Фотия в Прагу представителями чехословацкой общественности был устроен в честь его в отеле «Алькрон» большой обед, на котором присутствовали и представители Чешской Православной Церкви.

В Праге проживает уже в течение 23 лет русский епископ Сергий (Королев), бывший епископ Вельский. До последнего времени он находился в ведении митрополита Евлогия и не имел общения с Московской Патриархией. По приезде архиепископа Фотия в Прагу состоялось воссоединение преосвященного Сергия с Матерью-Церковью.

У епископа Сергия имеется в Праге только одна небольшая Успенская церковь (на католическом кладбище). Чешская Православная Церковь (состоящая в юрисдикции Сербского Патриарха) располагает большим, просторным храмом во имя свв. Кирилла и Мефодия, ближе к центру города. В этом храме и состоялась в воскресенье, 21 октября, торжественная литургия, которую совершил архиепископ Фотий совместно с епископом Сергием, при участии русского и чешского духовенства. Сначала епископ Сергий и представители Чешской Православной Церкви проявляли взаимное недоверие друг к другу, но преосвященному Фотию удалось устранить противоречия, и торжественная литургия в храме свв. Кирилла и Мефодия 21 октября состоялась и прошла блестяще. Обширный храм-собор был переполнен молящимися — русскими и чехами.

Местные газеты ежедневно печатали сообщения о пребывании архиепископа Фотия в Праге, помещали его фотографии и заранее сообщили о предстоящем служении им литургии в храме свв. Кирилла и Мефодия. Кроме архиереев, в служении литургии участвовало 10 священников, 2 диакона (из них один протодиакон) и 4 иподиакона. Замечательно пел большой, слаженный хор. Служба шла на славянском языке и лишь некоторые возгласы священники-чехи делали на чешском языке. Это демонстрировало каноническое и культурное единение Русской и Чешской Православной Церкви. В конце литургии архиепископ Фотий произнес речь.

«Приветствую вас, братие и сестры о Господе, с воскресным праздничным днем, в который мы совершили Божественную литургию в этом храме, посвященном свв. Кириллу и Мефодию. Имена этих святых служат символом единства славянских народов, символом их содружества я духовной мощи.

Сегодня за богослужением здесь присутствуют и с одинаковым усердием молятся и чехи, и русские, и мы твердо надеемся, что это воскресенье положит начало духовному объединению православных разных национальностей в Праге и Чехословакии.

В связи с тем, что некоторые указывают на желательность автокефалии для Чешской Православной Церкви, в этом вопросе я считаю своим долгом пояснить, что принципиально каждая самостоятельная страна имеет потенциальное право на автокефалию своей Церкви. Однако для фактического введения автокефалии нужны некоторые условия и предпосылки. Главным условием является наличие своих национальных епископов. Если их нет и даже нет бесспорных и канонических кандидатов на епископство, то говорить об автокефалии, конечно, преждевременно. Автокефалия же, введенная при наличии епископов другой национальности, была бы автокефалией искусственной. И даже в том случае, если бы появились свои национальные епископы, нужно, чтобы они немало поработали и укрепили свою Поместную Церковь, прежде чем мог бы быть поднят вопрос об автокефалии. Русская Православная Церковь получила свое основание еще при св. князе Владимире, после крещения Руси, но долгое время находилась в каноническом ведении Константинопольского Патриарха, и только через несколько столетии получила автокефалию. Думается, что для пользы Церкви и верующих здесь тоже нужна не автокефалия, а объединение православных разных национальностей в ведении одного Патриарха, стоящего во главе наиболее обширной и мощной Православной Церкви. Об этом единении и духовном содружестве мы и должны все молиться.

Русским я привез привет от Матери-Родины. Русский человек, где бы он ни находился, всегда любит свою Родину горячей и пламенной любовью.

Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, поручил мне передать вам — и русским, и чехам — его благословение и его уверенность в том, что вы будете добрыми христианами и искренними носителями православия на чешской земле».

Далее, владыка Фотий сделал сообщение о религиозной жизни в Советском Союзе, заключив свою речь словами:

«И да благословит Господь веру нашу и труды наши, и да ниспошлет нам всесильную помощь Свою к единению в духе любви и мира. Аминь».

Прага — город разных церковных юрисдикций. Кроме русской (епископ Сергий) и сербской (Чешская Православная Церковь) юрисдикций, имеется еще юрисдикция Патриарха Константинопольского (архиепископ Савватий, чех по национальности; у него в данное время нет ни одной церкви; Чешская Православная Церковь не имеет с ним единения). Не говорим о так называемой Чешско-Словенской (модернистской) Церкви. Это — Церковь с самопоовященными епископами и священниками, Церковь вне канонов, Церковь узконационалистическая. Следует заметить, что Чешская Православная Церковь (сербской юрисдикции) имеет большое тяготение к нам и в ближайшее время намерена поставить вопрос о переходе в юрисдикцию Патриарха Московского и всея Руси. В Праге архиепископ Фотий был принят советским послом в Чехословакии тов. В. А. Зориным.

В пятницу, 19 октября, архиепископ Фотий выезжал на автомобиле из Праги в Карлсбад (около трех часов езды). В Карлсбаде, этом мировом курорте, прославленном своими целебными источниками и красотою природы, сохраняющем вместе с тем стиль европейского города, приехавшие (архиепископ Фотий, Л. Н. Парийский, атташе Советского посольства И. Ф. Потоцкий и уполномоченный Министерства информации г. Кукля) остановились в камфортабельном отеле «Пупп», с дивным видом на горы и панораму города. В Карлсбаде имеется прекрасная русская церковь и хороший церковный дом. Здесь проживает и служит архиепископ Антоний (Марценко), бывш. епископ Херсонский, с духовенством. Архиепископом Фотием он назначен временно исполняющим обязанности настоятеля церкви. Сюда же приехал из Мариенбада для свидания с владыкой Фотием архиепископ Иоанн (Лавриненко), бывший епископ Брестский и Полесский. Он оформлен в качестве временного настоятеля Мариенбадской церкви. Ему же поручено преосвященным Фотием принять в свое ведение церковь в Франценбаде (оставшуюся без духовенства) и возобновить служения в Пильзене, о чем ходатайствует Пильзенская русская колония. Из разговоров с преосвященными и духовенством выяснилось, что все они стремятся вернуться на Родину и все отдают себя в распоряжение Святейшего. У владыки Антония был устроен обед. В Карлсбаде владыка Фотий со спутниками осматривал местные достопримечательности и среди них памятник Петру I, расположенный очень высоко, на одной из красивейших гор. Петр I, как известно, во время пребывания за границей посетил и Карлсбад. Были осмотрены Преосвященным Фотием и галлереи с минеральными источниками. Нельзя не указать на замечательный источник горячей воды, бьющий фонтаном на 6 метров.

20 октября состоялся отъезд Преосвященного Фотия в Прагу.

В Праге архиепископа Фотия во все время пребывания его там, до и после поездки в Карлсбад, ежедневно с утра до вечера непрерывным потоком посещали русские священнослужители со всех концов Чехословакии (в числе их архиепископ Даниил, бывший архиепископ Ковенский). Все они заявляли о своем желании быть в юрисдикции Московской Патриархии, просили засвидетельствовать их чувства сыновней любви и преданности Святейшему Патриарху и в отдельных случаях ходатайствовали о назначении в некоторые пункты русских епископов из Советского Союза. Ежедневно посещали владыку Фотия и представители Чешской Православной Церкви, беседуя с ним по ряду интересующих их актуальных церковных вопросов и передав ему большое количество своих церковнобогослужебных книг и других печатных изданий на чешском языке, взамен которых они получили комплект журналов и всех изданий Московской Патриархии. Посещали владыку, как и в Вене, интервьюеры и корреспонденты. Сотрудник молодежной газеты «Млада Фронта» имел подробную беседу с владыкой Фотием об экономическо-социальном, культурно-политическом и религиозном положении Советского Союза. Эта беседа была напечатана в газете от 20 октября. Кроме корреспондентов, всюду были фоторепортеры и фотографы. Фотоснимки делались и в церкви за богослужением, и во внебогослужебное время, и в отеле, словом, всюду.

Если русские в Вене отнеслись к архиепископу Фотию с искренней любовью и благожелательностью, то в Праге, где русских несравненно больше и где общение с владыкой вышло более глубоким и значительным (благодаря совместному с чехами торжественному служению в храме свв. Кирилла и Мефодия), чувства радости и признательности со стороны русских были еще ярче и проникновеннее. Эти чувства говорили о многом. Они говорили о том, что русская душа исстрадалась на чужбине и что она жаждет правды и духовного утешения. В душе каждого русского в Праге в этот памятный день был праздник, и надо полагать, что в душе владыки Фотия тоже был праздник.

Закончив свою миссию, архиепископ Фотий утром 23 октября, в сопровождении Л. Н. Парийского, вылетел из Праги в Москву, куда и прибыл в тот же день около 4 часов дня.

Б. АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus