ПОЕЗДКА ЛЕНИНГРАДСКОГО МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ В ФИНЛЯНДИЮ

(Сентябрь-октябрь 1945 г.)

По распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 28 сентября 1945 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий в сопровождении секретаря А. Ф. Шишкина выехал в Финляндию для установления добрых и канонически-правильных взаимоотношений между Православными Церквами Финляндии и России, нарушенных событиями последних двух десятилетий.

29 сентября митрополит Григорий прибыл в Гельсингфорс и на перроне Центрального городского вокзала был встречен представителями финляндской Православной Церкви во главе с епископом Александром (Карпиным), представителями Советской миссии в Финляндии, представителем общества «Финляндия — Советский Союз» проф. Рууту, сотрудниками Союзной Контрольной Комиссии и представителями прессы.

Епископ Александр, здороваясь с митрополитом, передал ему братский привет от главы Финляндской Церкви архиепископа Германа (Аав), живущего в г. Куопио, и представил прибывшее для встречи местное городское духовенство и верующих.

Делегация направилась к выходу из вокзала. Короткий маршрут по городу и мы в уютных комнатах прекрасного столичного отеля.

Вечером того же 29 сентября, по приглашению Чрезвычайного посланника СССР в Финляндии тов. П. Д. Орлова, делегация посетила Советское посольство. Посланник долго беседовал с Митрополитом о Родине, любезно знакомил его с местными обычаями, обстановкой.

За 20 лет автономного существования Финляндской Православной Церкви накопилось не мало вопросов, требовавших тщательного изучения.

После Русской Февральской, а затем Октябрьской Социалистической Революции, вернувших Финляндии самостоятельность, Финляндская Православная Церковь получила от Святейшего Патриарха Тихона право на автономное самоуправление. Результатом полученной автономии явилось «Положение о Православной Церкви в Финляндии», выработанное и утвержденное в 1919 г. на 1-м Церковном Соборе финляндского духовенства и мирян в г. Сердоболе. Согласно § 2 принятого Собором «Положения» Высшее церковное управление Финляндской Православной Церковью принадлежало в первую очередь «правительству страны», а затем уже «административным органам Церкви». Такое подчиненное правительству положение предопределило, конечно, и направление церковной деятельности в Финляндии с преобладанием в ней интересов политических над церковными, конфессиональными. Последствия этого сказались очень скоро. Первым из них было отпадение в 1923 г. Финляндской Церкви от Московской Патриархии в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, вторым (что особенно печально) — отклонение ее от исторических традиций православия в сторону модернизма, на позиции новаторства, исказившего лицо финского православия и породившего нестроения внутри Церкви. Особой остроты эти нестроения достигли в период насильственного введения на территории православной Финляндии в церковно-богослужебную практику Григорианского календаря с западной пасхалией.

Само собой разумеется, что реформизм не только не способствовал укреплению местного православия — напротив, он расшатывал православные устои и у одних верующих вызывал охлаждение к Церкви, у других — непримиримую вражду к новаторам. Думать при наличии нестроений о привлечении к православию лиц инославного вероисповедания было, конечно, нельзя. Время и энергия церковных деятелей уходили на взаимные споры и пререкания, «единое же на потребу» оставалось забытым. Мало-помалу в Церкви начался организационный распад. Недовольные реформами клирики и миряне порывали связь с «официальной Церковью» и объединялись в частные общины. Те же, кто, как, например, монахи «старостильники» Валаамского монастыря, не могли рассчитывать на обособленное существование, ограничивались прекращением молитвенного общения с новаторами.

Свыше 20 лет Церковь Финляндская обуревалась такими нестроениями. Попытки «официальной» церковной администрации замирить церковную жизнь ни к чему не приводили. Желанный мир не приходил, да и мог ли он притти, если в основе деятельности реформаторов заложены были силы центробежные, а не центростремительные.

Надежды на помощь и содействие в этих вопросах со стороны Константинопольского Патриарха не имели реальных оснований. За отдаленностью и отсутствием у Финляндского церковного управления регулярных связей с Константинопольским престолом помощь эта если и могла притти, то во всяком случае не скоро. Пока же приходилось мириться с существующим положением. Но не всех такое положение удовлетворяло. Для многих объективно мыслящих церковных деятелей оно казалось гибельным для православия. Устанавливался тот факт, что полученная Финляндской Церковью автономия не принесла пользы. На практике она послужила не столько укреплению православия, сколько его дискредитированию в глазах инославных вероисповеданий. Стали вновь вспоминать о Москве. Захотелось вернуться в «Отчий дом», в материнские объятия забытой Матери-Церкви.

Начали искать сближения с Московской Патриархией, стали писать Святейшему Патриарху Московскому письма, доклады, прошения. Понятно, что, когда в Финляндию прибыл посланник Московского Патриарха, захотелось повидать его, рассказать ему о «злоключениях» церковных в течение более чем 20-летнего разрыва, ознакомить владыку со всем пережитым.

Владыка митрополит, принимая посетителей, внимательно выслушивал их, знакомил с положением религии в России, ободрял надеждами на светлое будущее Финляндской Церкви в единении с Церковью Российской.

2 октября 1945 г. Высокопреосвященный Митрополит Григорий выехал в г. Куопио для беседы с главой Финляндской Церкви архиепископом Германом (Аав), которая состоялась 3 октября в помещении Финляндского Церковного Управления.

От Московской Патриархии в ней принимали участие митрополит Ленинградский Григорий и сопровождавший его секретарь А. Ф. Шишкин, от Финляндского Церковного Управления — архиепископ Финляндский Герман и секретарь г. А. И. Перола.

Предметом беседы было воссоединение Финляндской Православной Церкви с Матерью-Церковью Российской.

Предъявив Высокопреосвященному архиепископу Герману свои полномочия от Святейшего Патриарха Алексия, владыка обратился к главе Финляндской Церкви с речью следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Поводом для приезда моего в Финляндию является воссоединение монахов Валаамского монастыря с Матерью-Церковью Российской, согласно возбужденному ими о сем письменному ходатайству пред Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Попутно я имею поручение от Его Святейшества выяснить тот же вопрос в беседе с Вами относительно и всей Финляндской Православной Церкви в целом. По этому поводу Вашему Высокопреосвященству в свое время был сделан письменный запрос от имени Его Святейшества, но прямого ответа на него Святейший Патриарх не получил, считая оба ваши письма, посланные в адрес Патриарха Московского и всея Руси, недостаточно ясными для ответа по столь важному принципиальному вопросу.

Вашему Высокопреосвященству известно, что патронат Константинопольской Патриархии, установленный над Финляндской Церковью, являлся и является актом временного значения, действие которого теряет силу, как только Финляндская Православная Церковь получает возможность и письменного и непосредственно личного сношения с Московской Патриархией.

В настоящее время возможность таких сношений налицо. Следовательно, налицо и те условия, при которых Финляндская Православная Церковь должна вернуться в лоно Матери-Церкви Российской. Церковь Русская всегда скорбела о разъединении со своей дочерью — Церковью Финляндской. Она ожидала, что сердце дочери, Православной Церкви в Финляндии, проснется, что она вспомнит про Мать свою — Церковь Русскую и, вспомнив, направит стопы в «отчий дом», в Московскую Патриархию. Но ожидания остаются ожиданиями. Между тем, финляндское православие находится под угрозой нападения на него со стороны инославия. И это заставляет волноваться и беспокоиться Мать — Церковь Российскую за свою, обуреваемую инославием, дочь — Церковь Финляндскую.

Московской Патриархии известно, да Вы и сами, Ваше Высокопреосвященство, не отрицаете, что юрисдикция Константинопольского Патриарха, простирающаяся на Православную Церковь Финляндии, имеет для Финляндской Православной Церкви значение более символическое, нежели практическое. Об этом свидетельствует тот факт, что Церковное Управление Финляндии не только более года не получало никаких известий от Константинопольского Патриарха, но, по Вашему заявлению, Вам даже не известно: жив ли Константинопольский Патриарх или скончался. А раз так, то само собой понятно, что рассчитывать на какую-либо помощь со стороны Константинопольского Патриарха в деле укрепления финского православия очень трудно.

Между тем, православная жизнь и деятельность в России протекает успешно. Русское православие стоит твердо, непоколебимо. Это было отмечено всеми восточными патриархами как лично, во время пребывания их или их представителей на Московском Поместном Соборе 1945 г., так и письменно, причем в оценке русского православия, его организационной налаженности и широком практическом выявлении сошлись все решительно: и Патриархии Православного Востока, и Автокефальной Грузии, главы Церквей Болгарии, Сербии, Румынии, Америки и других стран мира. Одна лишь Финляндская Церковь, оторвавшаяся от своей Матери-Церкви Российской, к великому прискорбию, годами и раньше, и за последнее время — не только отрицательно относилась к русской культуре, в том числе и к русскому православию, но и стремилась порвать с ним, создавая «национальную» Финляндскую Церковь. Такая предубежденность против русского православия и вообще против всего русского ставила финское православие на губительный путь отчужденности, открывая дорогу к наступлению на него со стороны враждебных, инославных вероисповеданий. Не пришла ли пора, Ваше Высокопреосвященство, покончить с разрывом между Православными Церквами России и Финляндии?

Мы переживаем великое время объединения православия во всем мире. Не пора ли оставить путь «ожесточения» сердец среди православно верующих и встать на путь мира и единения?

Со стороны Московской Патриархии такое желание налицо. Объятия Матери-Церкви Российской открыты для дочери ее — Церкви Финляндской. Мир и единение между православными народами России и Финляндии прозвучат в православном мире всего мира пасхальной радостью. Будем же «едиными устами и единым сердцем» славить Триединого Бога, и работа наша по укреплению православия в Финляндии даст должные хорошие результаты».

Выслушав обращение Высокопреосвященного митрополита Григория, глава Финляндской Православной Церкви Высокопреосвященный архиепископ Герман ответил: «Я думаю, что в принципе нет препятствий к нашему единению, ибо и по смыслу канонов, которыми обусловливался переход Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, переход этот имел временный характер.

Теперь обстоятельства для разделения отпали. Шаг, сделанный Финляндской Православной Церковью (разумеется отпадение в Константинопольскую Патриархию), был в свое время разумным и полезным. Лютеранство объявило нас язычниками и даже раздавались голоса о необходимости полного искоренения православия в Финляндии. Если бы мы не занялись своевременно перестройкой нашей церковной работы — мы потеряли бы многое, может быть, даже все, чем обладали. Ныне, повторяю, обстоятельства для разделения отпали. Переход Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии не встречает препятствий. Большинство ничего не имеет против этого перехода.

Было бы, конечно, лучше, если бы Патриарх Московский лично снесся по этому поводу с Патриархом Константинопольским. Мы же лично не можем решить этого вопроса в Церковном управлении. На заседании Церковного управления мы поставим его на обсуждение, но окончательное решение все же будет зависеть от воли Собора, который намечается созвать в середине 1946 года.

Таковы требования закона, которым мы руководствуемся в нашей деятельности.

Итак, я не нахожу препятствий к возврату Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриарха и считаю этот возврат вполне естественным и логичным.

Я буду отстаивать и проводить идею воссоединения Финляндской Православной Церкви с Матерью-Церковью Российской».

Достигнутым соглашением беседа между представителями Московской Патриархии — Высокопреосвященным Григорием и членами Финляндского Церковного управления в лице главы Финляндской Православной Церкви Высокопреосвященного архиепископа Германа и секретаря Финляндского Церковного управления г-на А. И. Перола была окончена.

По окончании заседания архиепископ Герман пригласил московских гостей к себе на чашку чая, затем показал владыке митрополиту Кафедральный храм в Куопио, ознакомил с достопримечательностями города и подарил на память альбом с видами города.

Днем 4 октября делегация распростилась с владыкой Германом и выехала в местечко Папин-Ниеми, где проживает после эвакуации с острова Валаама братия Валаамской обители в количестве 130 человек. Целью поездки на Новый Валаам было умиротворение иноков обители, разделившихся из-за реформы календаря на два враждующих лагеря и воссоединение, согласно их просьбе, с Московской Патриархией.

Погода стояла чудесная. По сторонам волнистого пути, змейкой уходившего на юго-восток Финляндии, мелькали бесконечные леса, гранитные возвышенности и озера. Изредка автомобиль останавливался, чтобы набрать горючего, а потом снова дорога туда, где положен предел житейским попечениям и миру житейскому «заповедано не заплескивать святого места своими мятежными волнами». В двух километрах от монастыря путешественники вышли из автомобиля. Продолжать путь на автомобиле было невозможно. Дорога, ведущая к обители в сторону от шоссе, оказалась непригодной для автомобильной езды. Пошли пешком. Впереди, с посохом в руках митрополит Григорий, следом за ним его спутники. Близился вечер... Косые лучи заходящего солнца золотили багряно-красную листву деревьев. Пахло терпкой прелестью осени. С неподвижно-зеркального озера Ио-Яре тянуло крепким, бодрящим холодком. Повстречался старик-монах. Он молча поклонился митрополиту до земли, молча получил от него благословение, а потом, взмахнув по направлению обители красным платком, торопливо засеменил вперед предупредив братию о приезде владыки. На монастырской колокольне затрезвонили. Сквозь поредевшую листву деревьев было видно, как суетились монахи, выстраиваясь полукругом около главного монастырского корпуса.

Наконец, достигли двора обители и вышли на небольшую площадку перед монастырской церковью. Суровые фигуры монахов в глубоком молчании склонились перед владыкой. Раздалось приветственное «Ис полла», затем «Достойно». Митрополит благословил иноков сначала общим благословением, затем каждого поочередно.

Настоятель, игумен Харитон, называл имена иноков, коротко знакомил с их монастырским послушанием. Он же сообщил владыке, что данная группа монахов — «новостильники». «Старостильная» братия стояла в стороне, подчеркивая этим свою обособленность от иноков-«новаторов». При приближении митрополита «старостильники» также поклонились посланнику Патриарха и запели тропарь преподобным Сергию и Герману. На глазах многих из них сверкали слезы. Чувствовалось, что они устали от долголетней борьбы, и одним своим истомленным видом надеялись рассказать владыке о тяжелых душевных муках и смятении. Благословив братию, владыка распорядился собрать их для беседы.

В 8 часов вечера состоялось собрание в местном обительском храме. Войдя в храм и облачившись в мантию, Митрополит обратился к братии монастыря со следующей речью (передаем в извлечении):

«Всечестные отцы и братие! Святейший Патриарх Московский послал меня, по вашей просьбе, умиротворить вашу обительскую жизнь. Обращаюсь к вам с приветствием мира, которым Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам Своим приветствовать города и селения, лежащие на пути их проповеднической деятельности. Помните, как Он сказал: «в какой дом войдете, сперва говорите: «Мир дому сему»! И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится» (Ев. Луки, X, 5—6). Я говорю вам: «Мир вам, братия!, хотя знаю, что после многих лет вражды и несогласий трудно примириться, забыть обиды и едиными устами, единым сердцем начать славить Триединого Господа, но да будет так! Вы ждете от меня слова правды по поводу ваших нестроений. Я объявляю вам: вам всем необходимо покаяться перед Матерью-Церковью Российской, общения с которой вы ищите. Вы спросите — в чем? Отвечаю: «новостильникам» в том, что, следуя за своими архипастырями, уклонились в невольный грех «новаторства», хотя бы и в календарном вопросе, и отпадения от Московской Патриархии в юрисдикцию Константинопольского Патриарха; «старостильникам» в том, что, блюдя исторические традиции православия, не соблюли при этом верности Матери-Церкви Российской и уклонились под духовное водительство незаконной Карловацкой иерархии. Всем же вместе в том, что, забыв данные при пострижении обеты равноангельного жития, в спорах своих по церковным вопросам взаимно проявили излишнюю горячность и обиды. Любвеобильная Мать-Церковь Российская надеется, что вы поймете меня, ее посланника, и, встав на предлагаемый мной путь покаяния, смирения и прощения обид, не отвергнете ее материнских объятий. Она же, Мать-Церковь Российская, твердо блюдет святое православие, что засвидетельствовано как всеми Патриархами Православного Востока, так и главами Автокефальных Православных Церквей Грузии, Сербии, Болгарии и других стран мира. Идет процесс всемирного объединения православных сил. Наряду с этим идет процесс собирания по всему миру «ушедших на страну далече» заблудившихся чад Русской Церкви.

Одна лишь Финляндская Церковь остается еще вне общения с Матерью-Церковью Российской. Но и здесь уже повеяло благодатью любви и единения. Вчера я имел беседу с главой Финляндской Церкви архиепископом Германом. В результате беседы архиепископ Герман дал обещание всемерно содействовать объединению Церквей Финляндской и Русской. Как видите, семена мира упали на добрую почву. Вам же надлежит быть в первых рядах миротворцев. Прекращение нестроений в вашей обители пасхальной радостью отзовется в сердцах всех сторонников единения.

Я спрашиваю вас: согласны ли вы со мною? Согласны ли прекратить распри и, очистив душу покаянием, — вернуться в лоно Матери Церкви Российской?»

«Согласны, высокопреосвященный владыка», ответили дружным хором иноки, творя крестное знамение. Многие из них плакали. К митрополиту приблизился настоятель монастыря, игумен Харитон. Он поблагодарил его за теплую сердечную речь и, обращаясь к братии, сказал: «Отцы и братие! Все вы знаете содержание моих посланий к Московскому Патриарху Алексию. В них я писал, что воля Святейшего Патриарха будет принята нами как выражение воли Божией. Теперь мы знаем, что от нас требуется. Мы должны покаяться. Забудем же наши ссоры. Упадем в ноги владыке митрополиту и будем просить его воссоединить нас с Московской Патриархией».

Как один, иноки опускаются на колени и земно кланяются митрополиту. Митрополит Григорий творит крестное знамение, произносит: «Да» будет так!» и объявляет собрание закрытым. Братия вновь подходит под благословение. На лицах радость, на устах слова пасхальных песнопений. Валаамская обитель в первый раз за последние 20 лет отходила ко сну с душевным миром.

На следующий день, в 6 часов вечера, прибыв в Спасо-Преображенский монастырский храм, Высокопреосвященный митрополит Григорий, облачившись в архиерейскую мантию и омофор, совершил чин воссоединения иноков с Матерью-Церковью.

По окончании чина воссоединения Высокопреосвященный митрополит Григорий, приветствуя воссоединившихся, выразил глубокую радость от себя и от Русской Матери-Церкви по поводу возвращения к ней невольно отколовшихся ее членов.

Затем им было совершено всенощное бдение в сослужении настоятеля монастыря, игумена Харитона, 12 иеромонахов, 1 архидиакона и 5 иеродиаконов.

На богослужении присутствовала вся братия Валаамского монастыря.

Утром 6 октября владыка Митрополит совершил в том же храме Божественную литургию. За литургией, так же как и за всенощным бдением, пел монастырский хор певчих. В старинных валаамских мелодиях столько своеобразной красоты, теплоты и задушевности, что, слушая их, полностью отдаешься молитве. Они располагают к молитве, и по окончании богослужения отзвуки их долго не покидают душу. Храм монастырский небольшой, деревянный, устроен трудами иноков. При мерцающем свете лампад он производит неотразимое впечатление.

В конце литургии иноки с глубоким вниманием выслушали, как всегда, простую, но содержательную речь владыки.

Братская трапеза была венцом монастырского умиротворения. В конце трапезы настоятель монастыря игумен Харитон хотел было еще раз поблагодарить владыку за понесенные труды, но от волнения не мог. Он заплакал и, опустившись на колени, отдал Митрополиту-миротворцу земной поклон безмолвной братской признательности.

В 2 часа дня состоялся наш отъезд из Нового Валаама.

7 октября утром мы снова были в Хельсинки. По возвращении в Финляндскую столицу владыка митрополит пожелал повидать епископа Александпа (Карпина) и окончательно выяснить его практическое отношение к вопросу о воссоединении Финляндской Церкви с Церковью Русской. Владыка Александр с готовностью отозвался на приглашение митрополита Григория и после непродолжительной беседы сделал следующее письменное заявление:

«1. Я так же, как и архиепископ Герман, не нахожу препятствий к возвращению Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриарха, считаю это дело вполне естественным, а предлагаемые архиепископом Германом варианты практического решения данного вопроса нахожу вполне приемлемыми.

2. Искренно желая скорейшего объединения Православных Церквей Финляндии и России, со своей стороны буду принимать все меры к ликвидации разделения и к объединению на этой почве всех священнослужителей и мирян как во, вверенной мне епархии, так и на Соборах представителей всей Финляндской Церкви, если к этому времени вопрос этот не будет уже решен непосредственно Московской Патриархией.

Епископ Гельсингфорский Александр».

В тот же день был решен вопрос о воссоединении с Московской Патриархией и так называемых частных православных общин в Хельсинки — бывшей Выборгской (ныне Мейлахтенской) и Гельсингфорской. Обе эти общины находились в юрисдикции Парижского митрополита Евлогия. Настоятель общины протоиерей Гр. Оветловский подал владыке от имени членов причта покаянное заявление. Утром, 8 октября, перед началом литургии, он прочитал это заявление митрополиту вслух всех присутствующих, и по совершении краткого молитвословия, общины были приняты в каноническое общение с Московской Патриархией.

Одновременно с «евлогианскими» общинами был воссоединен с Русской Церковью и бывший игумен Коневского монастыря Амфилохий, которому поручено продолжать дело воссоединения среди братии Коневецкой обители, если на то последует их согласие.

Божественная литургия в Мейлахтенском храме прошла торжественно. Небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был переполнен молящимися.

В 4 часа дня того же 8 октября в помещении Финляндского Государственного Совета первым секретарем Министерства иностранных дел г-ном Инуиненом был устроен прием в честь приезжего Высокопреосвященного гостя. Присутствовали представители православного духовенства Финляндии во главе с епископом Александром (Карпиным), посланник СССР в Финляндии тов. П. Д. Орлов, представитель ВОКС т. С. Н. Истомин, заместитель посланника т. Разин, лютеранский архиепископ Лейхтонен, лютеранский епископ Гуллин, лютеранские пасторы, члены министерств Финляндской республики и много других лиц.

Заместитель министра народного просвещения, министр внутренних дел г-н Лейно обратился к Митрополиту с речью, в которой, отметив величайший момент, переживаемый народами всего мира, а именно, момент объединения их для совместной перестройки жизни обществ и государств на демократических началах, заявил, что православие в Финляндии живет дружно с лютеранством и лютеранская религия не имеет намерения ущемлять православие.

Митрополит Григорий ответил:

«После военной бури и непогод мы переживаем теперь дни мира. Христианская религия, по существу своему, является религией мира и любви. И я надеюсь, что она послужит цементом, связующим исповедников Христа для общих целей укрепления братства и любви между народами на основе демократизма, на основе уважения прав человека без различия его национальности или вероисповедания».

Гости знакомились друг с другом. Вечер прошел в теплой и дружественной обстановке.

На другой день в 7 часов вечера владыка прочитал лекцию «О положении религии в России» в помещении местного Союза христианской молодежи. Лекция была организована обществом «Финляндия — Советский Союз» и сопровождалась исполнением ряда духовно-музыкальных произведений силами хора Успенского православного собора. Зал был переполнен слушателями, что свидетельствует о глубоком интересе финляндских религиозных кругов к Православной Церкви в России. От финского правительства на лекции присутствовал министр Энкель, от Лютеранской Церкви — архиепископ Лейхтонен, от Православной Церкви — духовенство местных церквей.

Доклад владыки был выслушан с глубоким вниманием. По окончании докладчика благодарили. Успех лекции был несомненным.

Теми же сведениями владыка Митрополит поделился и с представителями местной прессы.

Утром 10 октября владыка Митрополит повторил свой доклад «О положении религии в России» по радио. Подводя итоги своего пребывания в Финляндии, он сообщил радиослушателям, что хотя «Финляндская Православная Церковь и остается пока вне молитвенно-канонического общения с Матерью-Церковью Русской, находясь под юрисдикцией Константинопольского Патриарха, к которому временно отошла в 20-х годах, но и здесь началось тихое благодатное веяние духа единения и братской любви».

День 11 октября прошел у владыки в очередном приеме посетителей:

Вечером 11 октября Чрезвычайным послом СССР в Финляндии тов. П. Д. Орловым был устроен прием в честь Патриаршего посланника, митрополита Григория.

Многочисленное общество приглашенных гостей, в числе которых были представители Финляндского правительства, представители Православной и Лютеранской Финляндских Церквей, представители Союзной Контрольной Комиссии, представители общественной организации «Финляндия — Советский Союз», сотрудники ВОКС, Советской миссии, представители местной прессы — являлось как бы олицетворением возрождающейся дружбы между народами Финляндии и Советского Союза.

Ужин прошел в дружеской беседе. Покидая собрание, Митрополит Григорий выразил надежду, что «мир и любовь между народами, во имя которых сражались и победили объединенные нации коварного врага — фашизм, станут, наконец, реальным достоянием человечества и что «не в терновом венце, не под гнетом цепей» придут они в мир, а явятся «в силе и славе своей, с ярким светочем счастья в руках!»

12 октября утром по просьбе членов Гельсингфорской православной общины владыка Митрополит совершил Божественную литургию в их приходском Никольском храме. На литургии присутствовало множество молящихся.

В 5 часов вечера мы присутствовали на «чашке чая», устроенной в честь митрополита Григория так называемыми «евлогианскими» общинами. По характеру собрание напоминало древние «агапы». Хор певчих встретил владыку пением «Достойно», настоятель о. протоиерей Светловский обратился к митрополиту с теплой приветственной речью. В ней он подчеркнул радость верующих по поводу воссоединения с Матерью-Церковью Русской, назвав акт воссоединения «воскресением из мертвых». Владыка благодарил присутствующих за любовь и расположение к нему и пожелал общинам успеха в дальнейшей работе.

В 9 часов вечера мы были уже на вокзале. Проводить владыку прибыли: посол СССР в Финляндии тов. П. Д. Орлов, сотрудники Советской миссии, Союзно-Контрольной Комиссии и множество народа. В отличие от дня приезда в Хельсинки погода была чудесная.

Паровозный свисток. Поезд бесшумно делает первые обороты колес. С каждой секундой мы все быстрее и дальше удаляемся от новых членов нашей Всероссийской церковной семьи, от наших новых друзей.

А. ШИШКИН

Система Orphus