СЕНТЯБРЬ

2. День кончины Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского. Родился в 1820 г. в семье священника г. Александрова, Владимирской губ. Высшее образование получил в Московской духовной академии, которую окончил в 1844 г. со степенью кандидата богословия; в следующем, 1845 г., получил степень магистра. Некоторое время состоял преподавателем Вифанской семинарии, затем священником Рождественского монастыря в Москве и церкви Казанской Божией Матери. Овдовев, в 1877 г. принял монашество и в 1878 г. был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московского; в апреле того же года назначен викарием Дмитровским; в 1882 г. перемещен на Харьковскую кафедру, где и оставался до самой своей кончины. Почивший архипастырь был ревностнейший проповедник и выдающийся оратор; паства ценила его доброе, отзывчивое сердце и с восторгом слушала его глубоко содержательное, задушевное, блиставшее красноречием слово. Он оставил нам собрание проповедей, выдержавших несколько изданий, которые могут по справедливости считаться образцом церковного учительства; напечатанные в духовных журналах, они часто попадали и в светскую печать; к голосу его прислушивалось русское общество. Он живо откликался на жгучие вопросы современности в московский период своей деятельности (1848—1882 гг.) на страницах «Душеполезного чтения», а в харьковской (1882—1901 гг.) — в «Вере и разуме». Оба эти журнала были основаны им с целью ознакомления общества с вопросами религии и церковной жизни. При переходе своем из Москвы в Харьков архипастырь обратился к народу с прощальным заветом: «Когда услышите обо мне, что угасла жизнь моя, вспомните обо мне с любовью». Светлый образ святителя, его незабвенные труды, ревность к св. вере и наставлению паствы заставляют вспоминать его поистине не только с любовью, но и с глубокой благодарностью. † в 1902 г.

3. День кончины Петра* [1] (Томаницкого), священника Иерусалимской слободы под Угличем. Родился в 1782 г. в семье дьячка Якимовского погоста Угличского уезда, Ярославской губернии. Несмотря на бедность, успешно окончил семинарию и в 1807 г, был рукоположен во иерея к церкви Входо-Иерусалимской слободы близ Углича. Он испытал много горя, лишений, несправедливостей и клеветы, но переносил все благодушно, за все благодаря Бога; был честен и прям, безропотно шел путем злостраданий; в семье жил как гость, ни во что не входя. Наложил на себя подвиг юродства и, выйдя за штат, помогал приходившим к нему молитвой и советами, часто иносказательными, стараясь пробудить уснувшую совесть и жизнь духовную. К согрешавшим относился с крайней снисходительностью, как к детям. На нем почила благодать Божия. Известный подвижник Адриан Югский поручил его водительству многолюдную женскую общину, которая под его руководством возросла к 1865 г. в общежительный монастырь во имя Софии Премудрости Божией (в Рыбинске). † в 1866 г., погребен в Рыбинской Софийской обители.

7. День кончины Прохора* в схиме Трифона, епископа Ростовского. † в 1327 г.; погребен в Ярославском Спасском монастыре.

В тот же день кончина Макария* (Иванова), иеросхимонаха Оптиной Введенской пустыни. Родился в 1788 г. в сельце Железняки, Калужской губ. Рано потеряв мать, воспитывался у близких родных; окончил Карачевское приходское училище. В 1810 г. вступил в Площанскую пустынь, в 1815 г. был пострижен, в том же году рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и назначен ризничим. Жизнь в пустыне он проводил под руководством одного из учеников старца Паисия Величковского, от которого получил много переводов творений древних отцов православного иночества сделанных с греческого о. Паисием. В 1819 г. был награжден набедренником, в 1827 г. назначен благочинным и духовником Севского Троицкого монастыря. Это было началом его многотрудного подвига старчества, который он нес до самой кончины. В 1834 г. он перешел вслед за своим другом и наставником о. Леонидом в скит Оптиной пустыни и стал его преданнейшим послушником и сотрудником. Многие имели его в это время своим руководителем, но он, смиряясь и бегая славы, не искал иной чести, как быть «при ногу» другого старца. В 1836 г. назначен братским духовником, в 1839 г. — скитоначальником; стараниями его скит процвел внутренним и внешним благолепием. Справедливо полагая основой внутреннего порядка обители хранение совести, он всемерно поддерживал заведенное о. Леонидом ежедневное откровение братией помыслов, тщательно следил за выполнением скитских правил, внимательно, в духе мудрой кротости наставляя и вразумляя братию. Руководством его пользовались также насельницы многих женских монастырей (свыше десяти) и множество мирских людей, ежедневно бывавших у него на приеме. Старец вел огромную переписку с обращавшимися к нему, отвечая на различные недоумения в области веры, жизни и нравственности. После него осталось шесть томов писем, доселе сохранивших свою силу и значение, запечатленных смирением и мудростью о Господе. Надлежит упомянуть о напряженных переводческих и издательских трудах старца, представляющих ценнейший вклад в отечественную аскетическую литературу. В издательской деятельности ему помогали И. В. и Н. П. Киреевские, проф. Московской духовной академии и цензор М. Ф. Голубинский, инспектор Московской духовной академии архимандрит Сергий (впоследствии преосвященный Курский) и другие видные деятели. Митрополит Московский Филарет, лично знавший и весьма чтивший о. Макария, не только благосклонно относился к его трудам, но и содействовал быстрейшему выходу их в свет. В 1854 г. он был награжден от Св. Синода золотым наперсным крестом. В этом же году, вследствие упадка сил, ушел на покой, не оставляя, впрочем, духовного окормления притекавших к нему. Он живо интересовался событиями русской жизни, молитвенно участвуя в них, глубоко сочувствовал вопросам улучшения народного быта, грамотности. † в 1860 г.

8. Избрание собором епископов в 1943 г. Патриархом Московским и всея Руси блаженнейшего митрополита Сергия (Страгородского). Интронизация состоялась 12 сентября в Московском кафедральном Богоявленском соборе. Святейший Сергий был двенадцатым Патриархом от начала патриаршества на Руси. Почил в 1944 г.

В тот же день кончина Лукиана* Александровского, устроителя Лукиановой пустыни в Александровском уезде, Владимирской губ. † в 1654 г.

12. День кончины Афанасия* Высоцкого, второго игумена Зачатского монастыря в Серпухове. В 1378 г. преп. Сергий Радонежский основал, по просьбе Серпуховского князя Владимира Храброго, монастырь в Серпухове в честь Зачатия Пр. Богородицы. В игумены обители он поставил своего ученика и постриженника Афанасия, сына священника Обонежской пятины. Монастырь, построенный на высоком берегу р. Нары, вблизи Оки, получил название «Высоцкого». Скоро к Афанасию собралась братия, в числе которой был Амос, сын знатных родителей, ярославец родом, который при постриге получил также имя Афанасия. Блаженный игумен, удаляясь из обители (он был другом св. митрополита Киприана и сопровождал его в Царьград, где и скончался), передал игуменство своему ученику Афанасию, который ревностно заботился о преуспеянии обители, подавая пример богоугодной жизни. † в 1395 г.

13. День кончины Амвросия* (Серебрянникова), архиепископа Екатеринославского, местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. Родился в 1745 г., в селе Отчине, Вятской губ., в крестьянской семье. Искренней набожностью, любовью к церковным службам и хорошим голосом обратил на себя внимание приходского священника, который много содействовал его поступлению в Вятское духовное училище. Впоследствии он был послан в семинарию, а оттуда — в Славяно-греко-латинскую академию, которую блистательно кончил в 1768 г. В том же году, назначенный преподавателем семинарии, вскоре принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. Выдающиеся педагогические дарования и ученые труды сделали его известным митрополиту Платону (Левшину), который выдвинул его в 1782 г. на пост ректора Новгородской семинарии. В 1783 г. состоялась его хиротония во епископа Олонецкого. Действуя в духе любви и благочестия, он водворил мир в епархии и многих раскольников привел в ограду Православной Церкви. В 1786 г. возведен в сан архиепископа и перемещен на Екатеринославскую кафедру. Новороссия, в то время заселенная инославными колонистами и раскольниками, требовала неусыпных попечений и руководства от своего архипастыря, который ревностно принял на себя миссионерские труды и многих возвратил в лоно Церкви. Он заботился о правильном образовании духовного юношества, благочинии церковном, поднятии нравственного уровня священнослужителей; при нем были основаны Николаевская пустынь и Корсунский мужской монастырь. После нашей славной победы под Очаковом (в 1788 г.) ему было вверено управление церковными делами в румынских княжествах, для чего он был в 1789 г. вызван в Яссы. В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии он много сделал для приведения в порядок крайне расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом. Своим милосердием, благотворительностью, готовностью оказать помощь каждому он привлек к себе сердца всех. Ценя подвижничество и монашество, по прибытии своем в Молдавию посетил Нямецкий монастырь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося там знаменитого старца Паисия Величковского. Святитель был просвещенным иерархом своего времени: состоял членом Российской Академии наук, участвовал в составлении академического словаря, перевел с французского «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона. Известны его проповеди, приветствия, речи. В 1792 г., окончив возложенное на него поручение, вернулся в Екатеринослав и в том же году скончался. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма.

14. День кончины Юрия* Святославича, князя Смоленского, удалившегося в Никольский Веневский пустынный монастырь. † в 1407 г.

17. День кончины Агапита* (Болховитинова), иеромонаха Задонского. Родился в 1750 г. в селе Борках, Задонского уезда, в семье священника. Учился в Воронежской семинарии; вступил затем в Задонский монастырь, где некоторое время был келейником св. Тихона; впоследствии перешел к схимонаху Митрофану и стал его учеником и сподвижником. Был пострижен, рукоположен во иеромонаха, принял великую схиму. Великий постник и молитвенник, характер имел простосердечный и незлобивый. Затворник Задонский Георгий Машурин, обратившийся к старцу, нашел в нем ангела-утешителя, как и многие другие, относившиеся к нему. † в 1825 г.

25. День кончины Пимена*, архиепископа Новгородского, сосланного Иоанном Г розным в Веневский Николаевский монастырь. † в 1571 г. Память его весьма чтима в народе.

В тот же день кончина Досифея*, затворника Киево-печерского. Это была девица, по имени Дарья, родившаяся в 1721 г. в семье состоятельных рязанских дворян Тяпкиных. До девяти лет она воспитывалась в Вознесенском монастыре у бабки-монахини, но затем родители взяли ее домой и пытались привить ей светское воспитание и вкус к веселой и шумной жизни, шедшие в разрез с ее подвижнической настроенностью. В 1736 г., когда ее задумали выдать замуж, она тайно ушла из дома, остригла волосы и в мужской крестьянской одежде, назвав себя Досифеем, явилась в Троице-Сергиеву лавру, прося о постриге. Ее приняли благосклонно; степенные манеры заставляли думать, что это благочестивый юноша, но, вследствие отсутствия документов, в постриге ей отказали, разрешив остаться лишь на послушании. В 1739 г. родители в поисках исчезнувшей дочери приехали в лавру и узнали было Досифея, но он скрылся немедленно, уйдя в Киев. Здесь с ним много беседовал митрополит Рафаил, удивляясь его уму и начитанности, но отсутствие документов и здесь помешало ему быть принятым в число братии. Тогда Досифей выкопал себе небольшую пещеру на горе «Китай» неподалеку от Китаевой пустыни и, затворившись, стал проводить молитвенную и постническую жизнь. Питался мхом и кореньями, которые собирал по ночам, да хлебом и водой, которые ему изредка приносил один брат из Китаевой пустыни. Но, как ни скрывался смиренный затворник, как ни бегал людей, слава о нем распространилась всюду и его стали посещать толпы народа. В 1744 г. у него была императрица Елизавета Петровна; к этому времени относится его постриг. Посетил его также и преп. Серафим, в ту пору Прохор Мошнин; провидя в нем великий светильник Земли Русской, Досифей указал ему путь в Саров. Когда вышел указ «отшельникам не быть нигде», то старцу Досифею предложили перейти в Лавру; он поселился в дальних пещерах и попрежнему вел жизнь уединенную и постническую. Существует предание, что его хотели рукоположить во иеродиакона, тогда он, чтобы избежать сего, принял на себя юродство; его оставили в покое и, с разрешения митрополита Гавриила, дозволили снова поселиться в Китаевой пустыне. Чувствуя приближение смерти, он обошел всю братию, прощаясь и назидая их. Скончался в 1776 г., 56 лет от роду, в молитвенном положении перед иконами, как и «чадо его» блаженное — преподобный Серафим Саровский. Лишь после праведной кончины старца сестра его, прибывшая в Киев, узнала его по портрету, и, таким образом, стало известно происхождение затворника.

29. День кончины Евпраксии* игумении Старо-Ладожского Успенского монастыря, С.-Петербургской епархии. Родилась в 1734 г. в благочестивой купеческой семье. В юном возрасте ушла первоначально в Алексеевский Арзамасский монастырь, а затем в Старо-Ладожский, где в 1777 г. была пострижена, а в 1779 г. была возведена в сан игумении. Правление ее было духовно мудрым: заботясь о благолепии служб, строительстве, хозяйстве обители, она не упускала духовного водительства сестер; при ней жизнь монахинь была на редкой нравственной высоте. Игумения им во всем подавала пример личной жизнью, была великой молитвенницей, сияла смирением и благодатными дарами духовными. К концу жизни сложила с себя бремя правления, приняла схиму и удалилась в затвор. † в 1823 г.

В тот же день кончина Киприана* Устюжского. Богатый земледелец Двинской трети, Устюжской волости, принял постриг в Троицком монастыре, близ древнего города Гледена. По просьбе горожан, основал близ Устюга при Озерках, за Острожской осыпью, Архангельский монастырь и отдал ему все имущество — сенокосы, пахотную землю, села. † в 1276 г. Впоследствии над гробом его был построен храм Преполовения и устроена гробница.

В тот же день кончина Антония* Алексеевича (Монкина), юродивого Задонского. Родился в семье крепостных крестьян. Рано осиротев, под видом юродства стал проводить жизнь девственную, молитвенную, полную всевозможных злостраданий. Архиепископ Воронежский Антоний 11 имел к нему глубокое уважение и отзывался о нем всегда как о человеке Божием. Многим гражданам Задонска, Воронежа и Липецка, а также братии Задонского монастыря он служил благодатными дарами, своевременно наставляя, обличая и предостерегая их. † в 1851 г. 120 лет от роду. «Блаженни мертвии, умирающие о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» (Апок. 14, 13).

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой отмечены имена усопших, не канонизованных, но почитаемых за праведную и богоугодную жизнь.

Система Orphus