11. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

Очерк

Когда мысленно обходишь святыни Москвы и благоговейно склоняешься к подножию четырех излюбленнейших икон, прославленных в последнее время и особенно чтимых верующими, внимание открывает в них нечто общее.

В основе их композиций лежит единая мысль, к которой любили возвращаться христианские художники, каждый раз по-иному рассказывая ее, черпая в ней все новые и новые творческие возможности, — мысль, близкая каждому и выросшая из глубин верующего сознания, — мысль о молитвенном ходатайстве Богоматери за мир и услышании Ее. Несмотря на различие творческого оформления четырех чудотворных икон и разность во времени написания, они являются по существу лишь красивыми модификациями этой идеи.

Их сближает также общность южного, сравнительно недавнего происхождения: образ «Утоли моя печали» был принесен в столицу казаками и датируется концом XVII века; «Нечаянная радость», написанная на основании сказания, изложенного Св. Димитрием Ростовским, относится к XVIII веку; образ «Взыскание погибших» в начале прошлого столетия привезен из Италии; «Споручница грешных», прославленная совсем недавно, в конце истекшего столетия, выполнена нежными красками также в итальянской манере.

Можно думать, что душам, удрученным печалями, не так сродны возвышенное величие и тихая замкнутость древних икон; глазам, помутневшим от слез, как будто трудно стало различать на темных, старинных ликах намеки богословских символов; внимание, притупленное острой сменой контрастов, которыми живет наша эпоха, обращается к иконам новым и в их светлых, мягких .обликах, в композициях трогательных и человечных, говорящих простым и понятным языком, ищет разрешения мучительных недоумений.

Великий оптимизм, заключенный в этих иконах, приобретает победное звучание в образе Царицы Небесной, именуемом «Споручница грешных». Кем и когда было сделано это изображение Пресвятой Девы, в точности неизвестно. Полагают, что темой для его написания послужили слова акафиста, который поется перед иконой «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас к Богу приносящая». Украшения образа — звезды, короны, надписи на свитках — позволяют с уверенностью сказать, что он был создан на Украине в XVIII веке. На этой иконе Матерь Божия изображена по пояс. На левой руке Она держит Младенца, который обеими ручками сжимает Ее правую руку, как это бывает при заключении договора. На главах Богоматери и Спасителя — венцы, знак царственного могущества; в полукружии около фигур расположено 12 звезд, по 6 с каждой стороны, как символ полноты благодати и напоминание величавого образа церковных песнопений, по которым Владычица есть «Звезда, являющая Солнце». В сиянии вокруг главы Спасителя стоят три славянских буквы, в переводе с греческого означающие «Сущий» — имя Господа Вседержителя. Три звезды — одна на челе Пречистой и по одной на раменах Ее — символы приснодевства Пресвятой Богородицы до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Христовом. В углах иконы на четырех свитках сделана надпись, предельно уясняющая смысл св. образа: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну», «Сей дал Мне за них руце слышати Меня выну», «Да тии, иже радость выну Мне приносят», «Радоватися вечно чрез Меня испросят!»

Как много отрады и бодрости вливают в истомленные сердца эти слова и прекрасное изображение! Сам Господь, от начала Сущий, «дал руце» Своей Матери, то есть торжественно заверил нашу Ходатаицу и Поручительницу, что всегда будет внимать мольбам Ее о нас.

Радостное, мажорное впечатление усиливают открытое, милостивое выражение лика Спасителя и чистый, проникновенный взор Владычицы, который и живит, и целит, и речью, говорящей без звука, властительно и нежно возвращает к бытию все лучшее, что сохранилось в недрах души человека.

Художник, видимо, чутко понял чаяния последних поколений и воплотил их по-новому, с редкостной силой и убедительностью; в этом, вероятно, и лежит тайна обаяния иконы и излюбленности Ее нами, немощными и малодушными.

Сладостную уверенность в заступничестве Пречистой поддерживает море милостей и чудотворений, истекших от этого образа. Первоначальное прославление его началось в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Обитель эта была заштатная, основанная в XVI веке на реке Ордыне в семи верстах от г. Карачева. Икона долгое время была в забвении, стояла среди прочих старых икон в обветшавшей часовне за монастырскими воротами и до того почернела и покрылась пылью, что невозможно стало что-либо разобрать на ней. Но в 1844 г. многочисленные милости к недужным, явленные Богоматерью через нее, особенно во время холерной эпидемии, побудили привести в порядок образ и внести его с честью в монастырский храм.

В Москве икона «Споручница грешных» появилась следующим образом. В 1846 г. иеромонах Одрина монастыря Смарагд был послан в столицу для приобретения ризы на нее и сбора пожертвований. Он остановился в приходе Николо-Хамовнической церкви, в доме Д. Н. Бонческул, известного московского странноприимца, родом грузина. Природные качества грузинского народа — гостеприимство и хлебосольство — были доведены в Дмитрии Николаевиче до степени высокой христианской добродетели. Он принимал во имя любви Христовой странников и странниц, находивших у него даровой кров и пищу и часто плативших ему за это неприятностями и огорчениями.

В благодарность за сердечный прием, оказанный сборщику, Д. Н. Бонческулу прислали из Одрина монастыря точный список с чудотворного образа той же меры, что и подлинник, то есть 8 вершков в ширину и 10 в длину. В 1848 г. икона была пожертвована Д. Н. Бонческулом в приходскую церковь Св. Николая на Хамовническом плацу, близ интендантских складов; ее там поместили на аналое близ левого клироса. В скором времени бесчисленные милости и знамения, явленные через св. образ, побудили обратиться с докладом об этом к митрополиту Московскому Филарету, который приказал «оставить икону на том месте в церкви, где она поставлена» и «молебствий для желающих не возбранять».

Впоследствии причт храма и прихожане испросили разрешение переименонать один из приделов во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных».

В настоящее время святыня помещается под сенью, в большом кивоте, на возвышении, к которому ведет несколько ступеней, с правой стороны придела Ее имени.

Празднование ей совершается ежегодно 7 марта и в неделю Всех святых. В 1948 г. минет сто лет со времени прославления ее в Москве.

Т. М. БОГОСЛОВСКИЙ

Система Orphus