БЛАГОДАТЬ

Слово, сказанное в день св. Пророка Илии в Ильинской церкви в Обыденском переулке г. Москвы

Сегодня память одного из самых пламенных пророков Ветхого Завета, проповедника веры и покаяния, обличителя человеческих страстей и пороков, св. пророка Илии.

Вы знаете, что недавно мы во главе с Патриархом Алексием совершали поездку в Святую Землю, в страну священных воспоминаний. Утром одного из дней нашего пребывания в Иерусалиме мы держали путь в Вифлеем. Он расположен в десяти километрах от Иерусалима. На пути, по левой стороне дороги, нам показывают высокое старинное здание, наподобие замка, с небольшим крестом наверху. Мы уже знали, что должны встретить на пути монастырь св. пророка Илии. Этот монастырь мы и увидели. Он основан в IV веке христианства и украшен в VI веке. Он стоит на том месте, на котором, по очень древнему преданию, не раз имел место отдыха среди своих пророческих трудов пророк Илия. Рядом с монастырем — скала; каменная скамья у ее подножия имеет как бы отпечаток отдыхающего тела. По преданию, эта скамья служила местом отдыха пророка Илии. Здесь он услышал голос ангела: «Встань, ешь и пей, потому что дальняя дорога пред тобой».

Когда мы увидели эту скалу и это каменное ложе, воспоминания из далекого прошлого с такой силой овладели душой, что в какое-то едва уловимое мгновение показалось: вот-вот увидим мы пророка около этого его любимого места и услышим его обличительные речи.

В один из других дней нашего пребывания в Иерусалиме мы направлялись к Иордану через Иерихон. По обеим сторонам пути мы видели выжженную солнцем пустыню. Это была не гладкая поверхность, а груды каменистых холмов, нагроможденных один на другой. На склонах этих холмов не видно было пасущихся стад, глаз почти не встречал зелени. Мы знали, что это знаменитая пустыня Иудейская. Когда Спаситель говорил притчу о милосердном самарянине, он упомянул о дороге между Иерусалимом и Иерихоном, на которой был изранен и ограблен разбойниками человек. По этой дороге мы и ехали. И сейчас среди этих холмов бродят кое-где остатки прежних разбойничьих племен. Дорога и сейчас не совсем безопасна, и нас сопровождали вооруженные английские солдаты в машине.

По этой самой дороге когда-то шли за Иоанном Предтечей, толпы народа из Иерусалима и окрестностей, покоренные его пламенным призывом к покаянию. Он их вел к берегам реки Иордана и там, во свидетельство их покаяния, совершал над ними крещение.

Мы смотрели на эти холмы, и казалось, что все эти камни, скалы, овраги и даже самый воздух — все напоено этими горячими призывами Предтечи к покаянию. Казалось, голос Иоанна Предтечи не умолкает до сих пор и звучит с прежней силой. Но... это не только кажется. Призывы ветхозаветных пророков к покаянию и исправлению жизни продолжает учрежденная Господом Иисусом Христом Церковь, и пока стоит земля и на ней наша Святая Церковь, не умолкнет эта проповедь о покаянии.'

Все мы — грешники, все мы нуждаемся в покаянии, а церковь получила от своего Основателя и Начальника нашей веры священную миссию— будить человеческую совесть и продолжать то священное дело, какое было возложено промыслом Божиим на древних пророков Ветхого Завета: спасение человеческих душ.

Но во сколько раз, в неизмеримо много раз мы, дети Православной Христовой Церкви, чада царства благодати, сыны Нового Завета, счастливее тех людей, которые были современниками ветхозаветных пророков и внимали их обличительным речам! Пророки Ветхого Завета, зовя людей к покаянию, имели власть только потрясать человеческую совесть, но не имели священного дара раздаяния благодати, потому что Дух Святый еще не сошел на землю. Под влиянием их проповеди кающиеся грешники могли только силой своего верующего духа, подкрепляемого милостью Божией, достигать праведности и уничтожать в своей душе семена и корни грехов и страстей. А мы?

Мы, внимая призывам Церкви к покаянию, вместе с тем получаем в таинствах Церкви, в благословениях и молитвах Церкви благодатную силу Божию, прощающую, обновляющую и возрождающую человеческую душу. С тех пор как Господь Иисус Христос, согласно Своему обещанию, ниспослал от Отца Духа Святого на Своих апостолов, в ограде Церкви Христовой течет огромная, многоводная река благодати Божией. О ней, этой благодати, Спаситель и говорил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». И грешники всех времен и всех народов воспаленными от зноя страстей устами припадают к водам этой реки, чтобы напоить свои иссохшие души.

Начало священному течению этой реки благодати положено самим Господом Иисусом Христом.

Из времени Его земной жизни мы знаем, как непосредственно исходившей от Него благодатью исцелялись и возрождались человеческие души.

Вот — Закхей. Это — начальник мытарей, — тех, которые в глазах иудеев были самыми падшими людьми — изменниками своего народа, принудительно собиравшими подати в пользу захватчиков, делавшими из этих сборов наживу в свою пользу. Таким путем нажил свое богатство и Закхей, начальник этих сборщиков. Сердце его было жестоким, закрытым к горю и слезам своих же соплеменников. Из евангельского повествования мы знаем, как он, заинтересовавшись проходившим по улицам Иерихона Спасителем, влез на смоковницу, чтобы только посмотреть на проходившего. Мы знаем, как один взгляд Спасителя, брошенный на сидевшего на дереве, переродил Закхея, и он, быстро спустившись вниз, принимал Спасителя в своем доме уже новым человеком. Он обещал раздать нищим половину своего имения, вчетверо воздать всем обиженным им. И это чудо — чудо возрождения человеческой души — могла совершить только сила, исходившая от Богочеловека.

Я уже сказал, что наш путь из Иерусалима к Иордану лежал через Иерихон. В Иерихоне мы имели остановку. Мы посетили источник пророка Елисея, сделавшего горькую воду сладкой; почерпнув, попробовали этой воды, — она и сейчас приятная на вкус. Мы зашли в близ расположенный православный монастырь в честь пророка Елисея. Войдя в ворота монастыря, все мы сразу остановили свое внимание на огромном и многоветвистом дереве посредине двора. Это была смоковница. Видно, что дерево тщательно охраняется. Почти в один голос мы спросили своих спутников: Что это за дерево? Нас сказали: «Монастырь, по преданию, устроен на том месте, на котором Закхей увидел Господа, и, если эта смоковница не та, на которую он влез, чтобы посмотреть на Спасителя, то во всяком случае дерево имеет более чем полуторатысячелетнюю давность и является ближайшим потомком той исторической смоковницы». Мы подошли к дереву, подняли свои глаза кверху; невольно подумалось: не по этим ли ветвям когда-то карабкался Закхей, и не на этом ли дереве совершалось чудо его перерождения.

Эти чудеса возрождения и спасения человеческих душ продолжаются в Церкви Христовой силою и действием благодати Святого Духа. Одних эта благодать охраняет от грехопадений от дней младенчества и детства, возводя их к совершенству духовной красоты, как преподобного Сергия и преподобного Серафима. В сердца других благодать стучится в течение всей жизни человека, обличая во грехах и призывая к исправлению. Третьих она или внезапно останавливает на краю пропасти или подымает со дна порока. Преподобная Мария Египетская, служившая пороку 17 лет, в течение нескольких мгновений посещенная этой благодатью, дала обещание оставить свой греховный путь и за последующие 47 лет своего подвига достигла вершин святости. Просветитель Руси равноапостольный Владимир до своего крещения вел невоздержную жизнь, был человеком грубым, жестоким. После принятия христианства, под воздействием благодати Божией, Владимир переродился. Для народа он стал красным солнышком, для Церкви — благоверным, святым, равноапостольным. Он стал примерным семьянином, нищелюбцем, ласковым, скромным.

Та благодать Божия, которую Православная Церковь преподает своим чадам, имеет необычайную, чудодейственную силу. Она навсегда изглаждает грех из сердца кающегося грешника; она укрепляет его духовные силы в дальнейшей борьбе с грехами; она гордых делает смиренными, блудных — чистыми, жестоких и себялюбивых — милостивыми и сострадательными. Мы, дети Православной Церкви Христовой, часто даже не сознаем, как мы счастливы, принадлежа к этой Церкви и питаясь этой благодатью Божией!

Не забудем, что, кроме старого, земного Иерусалима, хранителя заветных святынь для христианского сердца, поклониться которым не всем дает Господь, есть Иерусалим новый, небесный, как называет Слово Божие царство небесное. В этот новый, небесный Иерусалим Господь зовет всех нас по окончании нашего земного пути, и туда надо притти всем нам. А войдет во врата небесного Иерусалима только тот, кто, питаясь благодатью Божией, будет истреблять в своем сердце страсти и пороки, кто потрудится над очищением этого сердца для того, чтобы сделать его обителью Духа Божия, кто зажженную в его сердце Духом Святым веру сохранит до конца своих дней.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus