8 сентября Московская Патриархия праздновала престольный праздник своего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. По этому случаю Святейший Патриарх Алексий совершил в этот день Божественную литургию в сослужении с управделами Московской Патриархии протопресвитером Н. Ф. Колчицким и с архимандритом Иосифом, нареченным во епископа Воронежского. Пели певчие Патриаршего собора. За богослужением молились Митрополит Киевский Иоанн, архиепископ Астраханский Филипп и служащие Патриархии.
По сугубой ектении после евангелия, на прошении: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных патриарсех православных» архидиакон произнес: «и о создателе святого храма сего Святейшем Патриархе Сергии».
Все присутствующие совершили крестное знамение и вознесли молитвы о упокоении души приснопамятного создателя святого храма Святейшего Патриарха Сергия.
Поминовение в такой форме Святейшего Патриарха Сергия, по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия, совершается в патриаршем храме за каждой Божественной литургией. Это — дань сердечной любви и благодарности к великому почившему создателю святого храма.
Патриарх Сергий был противником роскоши и богатства. Он больше всего любил храм и не мог жить без него. Первой заботой его по переезде в новое помещение Патриархии — было устроение храма. Храм был устроен им; 4 ноября (ст. ст.) Патриарх Сергий осветил его и совершил в нем первую литургию. Вторую литургию, 6 ноября, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского, Патриарх Сергий поручил совершить Митрополиту ленинградскому Алексию, которому впоследствии выпал жребий быть его преемником по управлению Церковью.
Не случайно Святейший Патриарх Сергий посвятил устроенный им храм в честь иконы Владимирской Божией Матери. С днем почитания этой иконы у него связывалось глубокое личное событие: 8 сентября 1943 года Собором русских православных епископов он был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси.
Пока стоит Патриархия, престольный праздник Патриаршей церкви всегда будет напоминать об этом выдающемся церковно-историческом событии, а также о связанных с ним датах: 4 сентября и 12 сентября 1943 года.
4 сентября 1943 года у председателя Совета народных комиссаров И. В. Сталина состоялся прием митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода.
Глава правительства И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предположениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий.
При беседе присутствовал заместитель председателя Совнаркома СССР В. М. Молотов.
8 сентября, в 11 часов дня, в большом зале Патриархии состоялся Собор епископов, на котором было вынесено единогласное решение об избрании Блаженнейшего Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
В воскресенье, 12 сентября, в день св. Александра Невского, за Божественной литургией состоялась интронизация Патриарха Сергия при участии архиереев, клира и множества верующих.
Эти исторические события не прошли бесследно, не отошли в область исторических воспоминаний, — они составили начало новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь и по кончине Патриарха Сергия, руководимая его преемником — Святейшим Патриархом Алексием, неуклонно следует тем принципам, которыми отмечена была церковная деятельность почившего Патриарха Сергия: «следование канонам и установлениям церковным, с одной стороны, и неизменная верность Родине и Правительству — с другой» (из письма митрополита Алексия к И. В. Сталину).
Благие плоды шествия прямым и ясным путем уже спустя два года у всех на глазах.
То, о чем мечтал и к чему призывал верующих Патриарх Сергий, а именно: к защите Родины от фашистского нашествия, к самоотверженному труду для победы, «к очищению церковной ограды от всяких нестроений, накопившихся в ней по нашему нерадению», — все это в значительной степени осуществилось. Господь дал нашему народу победу над врагами, Церкви Своей — мир и единомыслие. В церковную ограду вновь возвратились отпадшие и заблудшие чада Русской Православной Церкви.
Теперь пред нами стоит другая задача, также намеченная Патриархом Сергием в его послании к освобожденным ростовчанам. «Испытав на опыте, что несет с собой фашистское нашествие, вы не можете желать его повторения, а потому должны напрячь все силы, чтобы быть в единстве с великим русским народом и с его Первосвятыней — Православной Патриаршей Церковью. После фашистов все загублено, испорчено, загажено. Соберемся же с силами и в возможно короткий срок постараемся изгладить всякий вред, причиненный нашей стране фашистами.
Благословение нашей Православной Церкви, — писал Патриарх Сергий, — да почиет на всех подвизающихся в пользу Родине».