(Окончание)
Итак, Святая Земля — «страна священных воспоминаний», как многие называют ее, — стала и для нас священным воспоминанием.
В ночь с 5 на 6 июня поезд, в котором следовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий из Палестины в Египет, пересек границу, миновал Суэцкий канал и понесся вперед уже по африканской земле. Каждый из нас вступил в новую для него часть света — Африку. Если бы наше путешествие начиналось с Египта, то, вероятно, его древняя красота, его славное прошлое оставили бы больший след в наших душах, но теперь они, еще полные священного трепета святых мест, несомненно, слабее реагировали на новые впечатления. Кроме того, в Палестине было не так уж много официальных визитов, и мы повсюду следовали за Святейшим; в Египте же, Сирии и Ливане официальных визитов было значительно больше, и часто Его Святейшество сопровождали только митрополит Николай, архиепископ Виталий и протопресвитер Колчицкий.
С утра 6 июня на станциях в Египте продолжались те же восторженные встречи, что и накануне в Палестине. Казалось, что население давно уже знает и давно любит русского Патриарха, — такою радостью, таким неподдельным восторгом горели глаза всех, кому удавалось проникнуть на станционные платформы.
Но вот и Каир. Когда мы выглянули в окна вагона, то были поражены: такая огромная толпа встречала нас, так громки были аплодисменты, так восторженны крики. Не успели мы выйти из вагона, как толпа подхватила нас и разъединила. Где-то вдали белел куколь Святейшего, изредка среди красных фесок, дамских шляп и обнаженных голов показывались вдруг черные клобуки кого-нибудь из свиты Святейшего или духовных лиц, вышедших навстречу, и опять все терялось в ярких цветах восточных одежд. Наконец толпа вынесла нас из вокзала и, разместившись в автомобилях, сопровождаемые вновь громкими криками, мы поехали во дворец эмира Латфаллаха, где приготовлены были комнаты для Его Святейшества и всех нас.
Каир, хотя и более всех городов, которые посетил Святейший, сохранил восточный колорит, все же это вполне современный город, и, если не смотреть на небо и зелень, то можно совсем забыть, что находишься в Африке, а не в Европе. Разве лишь красные фески, которые носят почти все мужчины, указывают на восточное происхождение города. Но небо, небо — африканское! Голубое до боли в глазах, без единого облачка. Зелень без всяких полутонов и нежных оттенков. Повсюду, даже на высоких деревьях, огромные цветы, яркие, всевозможных окрасок. Много пальм. Вот и Нил! Мы переезжаем через него по мосту, и странное дело, нам почему-то вдруг вспомнилась Нева. Что-то неуловимое сближает северную красавицу с африканским старцем. Все различно: и цвет неба, отражающийся в воде, и растительность по берегам, и люди на набережных, и сам воздух, раскаленный и сухой, а все же сходство остается. Не кроется ли оно в размерах?
Святейший проследовал во дворец короля, расписался, по обычаю, в книге, а затем, переодевшись и вообще приведя себя в порядок с дороги во дворце Латфаллаха, поехал со всеми нами в кафедральный собор. Здесь была устроена торжественная встреча. У входа в собор ожидал Святейшего сонм духовенства в облачениях и Блаженнейший Патриарх Христофор, без облачения. Святейший поднялся на Патриаршее место, и начался краткий молебен. Наши русские знатоки церковного устава были бы удивлены во время молебна одною особенностью: на ектиниях дьяконы произносили прошения по очереди, начиная со старшего. Это звучит странно для русского уха, но надо отдать справедливость — очень красиво. Воспользуюсь случаем, чтобы ознакомить читателей с некоторыми особенностями восточных храмов и восточного служения, более или менее одинаковых во всех странах, которые посетил Святейший. Во-первых, бросается в глаза отсутствие во многих храмах солеи, но квадрат пола перед алтарем, даже если храм переполнен, — пустует. Во-вторых, завеса часто заменяет собою царские врата, а в некоторых местах висит перед царскими вратами, а не за ними. Внизу всех больших икон имеется точная копия маленьких размеров, к которой и прикладываются молящиеся.
Интересно устройство в некоторых храмах подсвечников. Это не что иное, как сосуд, наполненный песком, в который и вставляются свечи. Это удобно. В нескольких храмах (например, в кафедральном Патриаршем соборе в Дамаске) мы увидели точно такие же скамейки, как и в костелах.
В служении русский православный христианин прежде всего обратит внимание на хор, которого собственно, в нашем понимании, вовсе нет. Поет всегда один, а другие лишь аккомпанируют, и при этом очень тихо, так что кажется, что они все время тянут одну ноту. Такое пение, несмотря на поразительную красоту почти всех слышанных нами голосов, очень утомляет. Богослужение в Палестине и Египте совершается исключительно на греческом языке, а в Сирии и Ливане — на греческом и арабском.
Обращает на себя внимание иное отношение, чем у нас, к царским вратам. На Востоке через них проходят все участвующие в служении и даже миряне. Более того, часто царские врата боковых приделов являются в то же время северными и южными дверями главного алтаря.
Всенощных, как правило, не бывает. С вечера всегда служатся вечерни, а с утра — утрени. Этот обычай, очень может быть, и разумен. (Греки шутя говорили нам: — Когда вы говорите: «Слава Тебе, показавшему нам свет», у вас как раз наступает темная ночь.) Но тот, кто горячо молился за нашими умилительными русскими всенощными, полными невыразимой духовной прелести, вряд ли бы не скучал о них, живя на Востоке. Мы по крайней мере скучали и с радостью помолились за всенощной накануне Вознесения Господня, которую служили в Александрии по-русски, с русским хором при большом количестве русских молящихся. Не бывает на Востоке также и часов, но за великим славословием на утрени сразу же следует литургия. Таковы замеченные нами особенности восточного богослужения. Но, конечно, в основном богослужения те же, что и у нас. И каждый русский епископ или священник, служа в любой из церквей восточных патриархатов, чувствует себя как в своем родном православном храме.
Вернемся теперь к торжественному молебну в Каире. Лишь только он закончился, как из алтаря вышел Блаженнейший Патриарх Христофор и обратился к Святейшему с приветственным словом. Святейший со своего места сказал ответную речь:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и Архипастырь Церкви Александрийской!
Благодарю Вас за ту любовь, с какою Вы принимаете нас под свой кров.
После того как мы посетили Палестину и ее великий град Иерусалим и поклонились дорогим каждому христианскому сердцу святыням, мы прибыли в Вашу страну, в древний Египет.
Под этим современным великолепием и блеском мы видим древних, знаменитых в Церкви Божией александрийских святителей и смиренных египетских подвижников, которые своим богомудрым учением и подвигами и до сего времени указывают нам путь к вечному спасению.
Православная Русская Церковь всегда была в самом тесном общении с Церквами Востока. Это общение в недавнее время закрепилось тем, что предстоятели Церквей Александрийской и Антиохийской и представители Патриархов Вселенского и Иерусалимского почтили своим присутствием в Москве Российский Поместный Собор при нашем избрании.
А теперь мы счастливы видеть, Ваше Блаженство, нашего бывшего возлюбленного гостя в Москве, — здесь, в Вашем престольном граде.
Все братские восточные Церкви были с нами в самом близком молитвенном общении в тяжелое время войны; и теперь, во время мира, это общение да продолжится и да укрепится, являясь для нас источником утешения.
Еще раз благодарим Ваше Блаженство и просим Ваших молитв и молитв великой Церкви Александрийской.
Да будет же благословенно наше свидание и наше общение во Христе».
По окончании речи раздались аплодисменты. Эти аплодисменты в храмах каждый раз поражали нас, и во все время поездки мы никак не могли привыкнуть к ним. Но они отнюдь не являются неуважением к святому месту, а представляют лишь результат восточного темперамента.
Из храма все проследовали в помещение Патриархии, где состоялся прием, на котором присутствовали главы всех Церквей и религиозных общин Каира, а также множество других лиц. После приема Святейший возвратился во дворец Латфаллаха, где в 5 часов эмир устроил прием в честь Святейшего. Вечером, вместе с Патриархом Христофором, Святейший в сопровождении всех нас ездил осматривать пирамиды и знаменитого сфинкса.
На другой день Святейший посетил музей и, Зоопарк. Побывал в греческой школе, в коптской церкви и в одном из монастырей. В этот же день в честь Святейшего был устроен прием в Армянской Церкви. Вечером Святейший посетил греческого принца Петра и принцессу Ирину. 8 июня имел место прием в Коптской Патриархии, а затем Святейший посетил православные храмы свв. Константина и Елены, свв. Косьмы и Дамиана, свв. Архангелов, а также греческий госпиталь. Везде встречи были торжественными и сердечными. Во многих местах у входа в храм висел наш советский флаг. В 7 часов вечера в честь Святейшего состоялся прием в советском посольстве.
9 июня Святейший посетил мусульманскую мечеть, при которой находится знаменитая школа Эл-аз-гах. Здесь состоялась встреча с главой мусульман — Шейх-Магомет Мустафа-Эль-Мерагреем. Затем в помещении Патриархии Святейший принял русскую колонию. Вечером Святейший присутствовал в соборе за вечерней.
10 июня, в воскресенье, Святейший совершил литургию в соборе. Слово произнес митрополит Николай. После службы Патриарх Христофор преподнес Святейшему жезл. Митрополиту Николаю, архиепископу Виталию и протопресвитеру Колчицкому были вручены ордена св. Марка. В этот же день митрополит Николай, протопресвитер Колчицкий и иеромонах Ювеналий вылетели из Каира в Лондон. Простившись с ними, Святейший посетил город, находящийся в предместьи Каира, который называется Гелиополис (солнечный город), где осмотрели церковь, построенную в память пребывания Пречистой Девы Марии в Египте, приют и семинарию. В последней был дан обед в честь Святейшего, на котором Патриарх Христофор произнес речь. В ней он обрисовал исторические связи между греками и Россией и закончил ее здравицею Патриарху Алексию. Последний в ответ произнес следующее: «Его Блаженство обрисовал сейчас перед нами исторические связи между Церквами Греческой и Русской. Я должен сказать, и это все знают, что Русская Православная Церковь была в тесном общении с Церковью Греческою. Первые архипастыри и пастыри наши были греками, и наш знаменитый Патриарх Никон очень любил все греческое и привил обычаи Греческой Церкви к Русской. И вот настоящий приезд Русского Патриарха говорит о том, как любит Русская Церковь Церкви Востока, как тесно сливается с ними в молитве и в чиноположениях. Посещая разные благотворительные учреждения, созданные греческими благотворителями, мы радуемся, что Греческая Церковь так богата верующими, обильно жертвующими средства на благотворения. Благодарю Блаженнейшего Патриарха за то, что он с такою любовью принимает нас и угощает и показывает нам свои церкви и учреждения. Я возглашаю здравицу за Блаженнейшего Патриарха Христофора и его верных чад».
После обеда был дан концерт. Вечером Святейший побывал в английском храме, а затем у принца Латфаллаха состоялся обед, на который был приглашен английский посол в Египте лорд Келлери с супругой.
11 июня в 7 часов утра Святейший в сопровождении Патриарха Христофора, Патриарха Александра и многих духовных лиц Александрийского Патриархата выехал поездом в Александрию. В 11 часов поезд прибыл на Александрийский вокзал, где повторилась каирская встреча, только, кажется, еще более шумная и восторженная. Святейший прямо с вокзала проследовал в храм св. Саввы, где так же, как и в Каире, ему была устроена торжественная встреча, отслужен молебен, и Патриархи вновь обменялись речами примерно такого же содержания, как и в Каире. На встрече присутствовал греческий наследный принц Павел. После молебна Святейший отбыл в особняк главы греческой колонии Сальваго, где было приготовлено для него помещение, а свита его — в гостиницу, расположенную на самом берегу Средиземного моря. Красота этого моря вновь и вновь пленила всех нас, а свежий ветерок, дувший с моря, несколько умерял нестерпимую жару, которая преследовала нас во все время путешествия.
В этот же день Его Святейшество был принят египетским королем Фаруком.
12 июня Святейший осматривал греческие школы и при осмотре одной из них сказал следующее: «Я очень рад посетить вашу прекрасную школу и видеть ваших учеников и учениц в таком прекрасном состоянии. Я уверен, что вы их воспитываете в духе веры и любви к Родине. И я призываю благословение Божие на школу, на всех учащих и учащихся».
Вечером в отеле «Сесиль» организацией сирийской молодежи был устроен прием в честь Святейшего.
13 июня, в день отдания Св. Пасхи, Святейший присутствовал утром за богослужением в храме св. Саввы, а вечером там же была совершена всенощная по русскому уставу, о которой говорилось выше. После службы Святейшего приветствовала русская колония. Святейший ответил на ее приветствия следующими словами: «Я очень благодарен вам за ваше приветствие, согретое таким чувством. Конечно, я не похож ни на Авраамия Палицына, ни на святителя Ермогена, с которыми вы меня сравнивали, но эти сравнения свидетельствуют о вашей любви к Родине и ко всему родному, русскому. Я очень рад, что в начале моего патриаршего служения Господь сподобил меня побывать во святом граде Иерусалиме, а затем стать гостем Блаженнейшего Христофора, который, несмотря на зимние холода, приезжал в Москву на мою интронизацию. Его и наши молитвы помогут вам на чужбине. Я желаю вам, православным русским людям, жить друг с другом во взаимной любви и согласии. Но хотя мы с вами и русские люди, все православные, однако, к сожалению, среди вас есть такие, которые не пришли сегодня сюда на наше общее торжество, и не из церковных побуждений, а из-за каких-то посторонних соображений, ничего общего с Церковью не имеющих».
Вечером состоялся прием сирийской колонии.
14 июня, в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх в сослужении многочисленного духовенства совершил торжественную литургию в кафедральном соборе во имя Благовещения. За литургией Святейший произнес проповедь.
Как при встрече, так и при проводах Святейшему была устроена овация, превзошедшая все предшествовавшие. В 1 час 30 минут греческой колонией был дан обед в честь Святейшего, а вечером Святейший посетил русский храм во имя св. Александра Невского, настоятель которого, иеромонах Алексей Дегтярев, принес покаяние и был принят вместе с причтом и паствой в общение с Московской Патриархией. Здесь Святейшему был поднесен образ Вознесения Христова.
15 июня, в 9 часов утра, Святейший отбыл из Александрии в Каир, а в 6 часов вечера — из Каира в Хайфу. Проводы были сердечные и теплые. И в Александрии, и в Каире перрон вокзала был запружен бесчисленным количеством народа.
Окончилось посещение Святейшим Русским Патриархом и второго Восточного Патриархата; остался последний — третий Патриархат, глава которого, Блаженнейший Александр, уже давно путешествовал вместе со Святейшим. Здесь необходимо сказать, опережая события, что, как ни теплы, ни сердечны и ни восторженны были встречи в Палестине и Египте, Сирия и Ливан превзошли их в этом отношении. Если в Палестине и Египте Святейший был гостем дорогим, желанным, но все же гостем, то в Сирии и Ливане он был как бы глубоко чтимым близким родственником. Все русское, все то, что из России, — чрезвычайно любимо в этих странах. Очень многие из жителей этих стран воспитывались в русских школах, которых было здесь множество. Многие, особенно из духовных лиц, учились в России и провели в ней свою молодость. Поэтому все мы почувствовали себя почти дома, когда после непродолжительной остановки в Хайфе пересекли границу Палестины и Ливана. Впрочем, и в Хайфе, несмотря на непродолжительность остановки, Святейшему была, как и везде, устроена торжественная встреча.
На границе Святейшего ожидало бесчисленное количество автомобилей со встречающими, среди которых были члены нашего посольства, представители правительства, архиепископ Афиногор, прибывший специально из Иерусалима, и множество других лиц. После обмена приветствиями огромный караван машин двинулся в Бейрут — столицу Ливана. При въезде в город произошла вторая торжественная встреча. По бокам улиц стояли юноши, которые трубили в трубы. Новый поток автомобилей со встречающими Святейшего правительственными лицами запрудил всю улицу. В окнах, на крышах, не говоря уже о тротуарах, толпилось бесчисленное множество народа. Гремели аплодисменты, стреляли из пистолетов; приветствия слились в один восторженный гул. Всевозможные знаки выражения восторга нашли себе место в этой незабываемой и неповторимой встрече.
Далеко не доезжая до собора, Святейший вышел из автомобиля, и здесь его встретило множество духовных лиц в облачении. Торжественной процессией двинулись мы в храм, окружая Святейшего, который шел в мантии и с посохом в руке. Долго не мог начаться в соборе молебен, — такой шум был в храме. Но, наконец, все стихло. Патриарх Александр обратился к Святейшему с приветствием, на которое Святейший ответил следующей речью:
«Я очень счастлив присутствовать в Вашем храм и быть Вашим гостем, Ваше Блаженство. Я благодарю Вас за эту сердечную и теплую встречу. Я, конечно, не могу отнести радость и теплоту этой встречи лично к себе, потому что меня не знает этот многочисленный народ, наполнивший этот храм и встречавший нас на всем пути к этому храму, но я отношу ее к той любви, которую Вы питаете к высокому сану архиерея и к Православной Церкви, которой я являюсь представителем, и к той великой Родине, которой я являюсь сыном. Я знаю, что Вы любите Россию, и эта любовь живет в Вас очень давно. И если я могу чем-нибудь содействовать укреплению и умножению этой любви, я буду очень счастлив. Я должен сказать, что я связан самыми тесными узами с Церковью Антиохийской. Все здесь присутствующие архиереи Антиохийской Церкви так же, как и я, происходят от одного духовного корня, потому что и я получил благодать архиерейства от руки Блаженной памяти Патриарха Григория Антиохийского. Таким образом, мы все связаны духовными узами, поэтому мое присутствие здесь и пребывание в Вашей стране мне особенно радостны. Еще раз благодарю Вас и призываю благословение на Вас и на всю Церковь Антиохийскую».
После Святейшего пламенную речь произнес Бейрутский митрополит Илия Салиби. После нее приветственные клики усилились до небывалых размеров.
Под звуки этих приветствий Святейший проследовал в митрополичий дом, где был дан обед, на котором митрополит Бейрутский Илия и Святейший вновь обменялись речами. Святейший сказал: «Я очень благодарен Вам за Ваши теплые слова и счастлив быть Вашим гостем. Мало того, я очень тронут той радостной и благожелательной встречей, которую оказали нам и в церкви, и в городе, и в Вашем гостеприимном архиерейском доме. Я, конечно, приписываю это не себе лично и своим личным достоинствам, а той любви Вашего народа, которую он всегда проявлял к России и Русской Церкви. Любовь привлекает любовь. Поэтому, если у меня и раньше была любовь к вашей прекрасной стране, то теперь она стала еще сильней. Я уже говорил, что я духовно связан с Церковью Антиохийской, так как в моей архиерейской хиротонии принимал участие Антиохийский Патриарх Григорий. Ввиду этого духовного родства, Антиохийская Церковь мне особенно близка. Я буду очень счастлив, если под моим водительством Русская Православная Церковь будет принимать близко к сердцу нужды Церкви Антиохийской. За здоровье Блаженнейшего Патриарха Александра, митрополита Бейрутского и всего православного Вашего народа. Желаю процветания Вашей Церкви и Вашего народа. Дай Бог, чтобы те узы, которые связывают наши народы, все более укреплялись. Меня очень трогает Ваша оценка нашей Красной Армии и нашего любимого Вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, который оказывает помощь всем нуждающимся. Я надеюсь, что этот приезд будет не последним. Я очень благодарен и правительству Вашему, которое так внимательно отнеслось к нашему приезду, и пью его здоровье».
17 июня, в воскресенье, Святейший служил литургию в кафедральном соборе и по ее окончании произнес следующее слово:
«Я очень рад был помолиться с вами в этом святом храме. Правда, для нас в вашей службе имеется много особенностей. Она совершается не совсем так, как у нас. У нас благоговение к храму и к служению выражается в тишине и духовной сосредоточенности, а у вас восторг духовный выражается в радостных кликах и восклицаниях. Для нас это необычно. Но мы видим в этом проявление вашей любви к Церкви Божией и ко всему церковному, и поэтому нам было приятно помолиться с вами. Мы веруем, что наша общая молитва призовет благословение Божие и на вас, и на нас. Как вы молитесь о Церкви Русской, так и мы молимся о вашей Церкви. Мы молимся, чтобы Господь ниспослал Свое благословение на вас, на дома ваши и на каждого из вас в отдельности. Мы молимся, чтобы взаимная любовь наша росла. Приветствую вас с нашим общим праздником».
После службы Святейший сделал визит г-ну Президенту Республики, а вечером выехал в монастырь Дор-Шуэр, где и ночевал. Дорога в этот монастырь, расположенный очень высоко в горах, весьма живописна. С каждым поворотом, — а повороты эти, надо сказать, чрезвычайно круты, — открывался новый вид. Море, вначале близкое, уходила все дальше и дальше куда-то вниз, все время меняя свою окраску, пока не скрылось за облаками, которые вскоре в свою очередь остались далеко внизу. В монастыре нам единственный раз за все путешествие было прохладно. Мы наслаждались свежим воздухом.
18 июня рано утром Его Святейшество вернулся в Бейрут и проехал в митрополию, где и принимал всех желающих представиться Его Святейшеству и получить его благословение.
19 июня в митрополии имела место церемония вручения высшего ордена Ливанской республики Его Святейшеству и медали архиепископу Виталию. Благодаря г-на Президента и правительство за награду, Святейший сказал несколько слов, в которых пожелал стране свободы и полной независимости, указав, что основной предпосылкой к процветанию каждого народа является вера и патриотизм.
20 июня состоялось посещение Армяно-Григорианской церкви, а вечером в советском посольстве состоялся прием. Когда гости разошлись, посол Советского Союза в Ливане т. Солод предложил Святейшему и всем нам провести остаток вечера в своем дружеском кругу. Полилась непринужденная беседа, главным содержанием которой являлись воспоминания о нашей дорогой, горячо любимой Родине. С благословения Святейшего протодиакон С. П. Туриков, голос которого за все время нашего путешествия приводил всех в восторг, исполнил несколько духовных песнопений и народных песен.
21 июня Святейший отбыл на автомобиле из Бейрута — столицы Ливана, в столицу Сирии — Дамаск. По дороге Святейший посетил резиденцию Илии Карама, митрополита Ливанского, и местечко Штора. Встречи, народное ликование, овации, караван машин в предместье Дамаска, сонм духовенства у входа в собор — все это было в тех же масштабах, что и в Ливане. Мне запомнились маленькие девочки в белых платьицах, певшие на ломаном славянском языке: «Достойно есть». Как и в Ливане, был совершен молебен, и Патриарх Александр вновь приветствовал Святейшего, но теперь уже в своем стольном городе. Святейший в свою очередь выразил благодарность Патриарху за такую радостную и восторженную встречу, являющуюся залогом неразрывной связи между обеими Церквами. Святейший напомнил о своей архиерейской хиротонии от руки Патриарха Григория и продолжал: «Поэтому мой приезд в Антиохийскую Церковь является как бы благодарственным посещением. Я очень рад участвовать в Вашем торжестве и молиться вместе с Вами». Из собора все прошли в тронный зал, где Святейший благословил собравшихся, после чего спутники Патриарха разошлись по приготовленным комнатам. Надо сказать, что в Дамаске Патриархия и собор находятся на одном дворе. Вечером этот двор представлял очень эффектное зрелище в чисто восточном вкусе. Между зданиями были развешаны гирлянды из разноцветных фонариков, свет которых отражался в бассейне, находящемся посредине двора. У этого бассейна мы часто гуляли по вечерам, наблюдая, как резвились в нем золотые рыбки.
22 июня Святейший принимал дипломатический корпус и духовенство и посетил официальных лиц. В 6 часов вечера он выехал в один из пригородных очень древних монастырей, расположенный на склоне горы, и провел там ночь с 22 на 23 июня.
23 июня Святейший провел в приемах и посещениях официальных лиц.
24 июня, в день Св. Троицы, Святейшим была совершена в соборе торжественная литургия. Как интересную деталь необходимо отметить, что, по обычаю антиохийских патриархов, Святейший облачался в Патриархии, а затем, уже в полном облачении, шествовал в храм. В 4 часа дня был прием в посольстве, а затем торжественный обед, на котором Святейшему Патриарху Алексию и архиепископу Виталию был» вручены высшие ордена Сирийской республики. Поздно вечером Его Святейшество выехал на автомобиле в Лидду, откуда 25 июня, в 8 часов утра, вылетел в Тегеран, сделав лишь непродолжительные остановки в Багдаде и в Баку.
26 июня на специальном самолете, присланном из Советского Союза, Святейший отбыл на Родину, о которой все мы уже очень сильно соскучились.
Так закончилось это историческое путешествие.
СВЯЩ. МИХ. ЗЕРНОВ