АВГУСТ
1. День памяти Николая (Касаткина), архиепископа Японского. Родился в 1836 г. в селе Березе, Вельского уезда, Смоленской губернии; происходил из духовного звания. В юности, вследствие бедности, святителю пришлось пройти тяжелую жизненную школу, но, отличаясь прекрасными способностями, он блестяще кончил семинарию и в 1866 г. был принят на казенный счет в С.-Петербургскую академию. Непосредственно после окончания академического курса, в 1860 г., был пострижен, рукоположен во иеромонахи и назначен настоятелем домовой церкви при русском консульстве в Хакодатэ в Японии. Начало деятельности молодого миссионера было очень трудно. Япония была тогда лишь недавно открыта для иностранцев, их ненавидели, «смотрели как на зверей, а на христианство — как на злодейскую секту». Прежде всего он изучил японский язык, историю и литературу страны, стал присматриваться к жизни японцев, понемногу сея слово Божие; за это время он перенес много горя, нужды и даже гонений. Но все же в 1870 г. в Японии была открыта миссия, устроены катехизаторские школы в Хакодатэ и Токио, а иеромонах Николай возведен в сан архимандрита. Юная Церковь стала понемногу крепнуть: начали образовываться христианские общины, строиться церкви, совершаться богослужения, открывались школы, устраивались диспуты, собеседования. И на каждом шагу этой юной жизни ее руководителем и пестуном был Николай, по справедливости называемый апостолом Японии. В 1880 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа. По возвращении он устроил семинарию для подготовки пастырей и сам преподавал в ней, а для девушек открыл школу наподобие епархиальных училищ. Одиноким он прибыл в чуждую, неприязненную страну, а через 30 лет терпеливых, упорных и бескорыстных трудов паства его состояла из 216 общин, насчитывала около 20 тысяч православных японцев и он имел счастье выстроить и освятить великолепный храм в центре столицы Японии — Токио, которым справедливо гордится Японская Церковь. Возле собора выросли дома, в которых помещались духовная семинария, женское училище, миссионерское управление, типография и жилища архиепископа и его ближайших сотрудников. Для непрерывного общения и наблюдения за жизнью Церкви святитель ежегодно предпринимал пастырские путешествия по Японии, совершая богослужения, обходя дома христиан и наставляя их, ведя диспуты и беседы с язычниками. Святитель лично перевел на японский язык круг богослужебных книг, весь Новый Завет и почти весь Ветхий, Православное вероисповедание св. Димитрия Ростовского, катехизис, краткую священную историю и многое другое. Под его руководством переведены почти все самые лучшие наши богословские сочинения. Им были основаны также журналы: «Православный вестник», «Православная беседа» и др. Кроме того, он собрал прекрасную библиотеку. Этот огромный труд он выполнил один, не прерывая своих архипастырских обязанностей. Святитель был железной энергии, исключительного трудолюбия, талантливый проповедник, всецело преданный делу Божию подвижник, отличавшийся проницательностью, стяжавшей ему славу праведника, угодного Богу, даже среди язычников, которые называли его «святой архиепископ». Во время русско-японской войны он со свойственным ему мужеством и тактом сумел найти правильную линию поведения и, оставаясь лойяльным, своими разносторонними трогательными заботами о русских пленных проявил себя как русский и патриот. Скончался святитель в 1912 г. среди трудов, благословляемый и оплакиваемый своей паствой, возросшей к этому времени до 40 тысяч душ.
6. День кончины Феоктиста* [1], епископа Черниговского. Был постриженник Киево-Печерской лавры и с 1103 г. игумен ее. В 1113 г. был хиротонисан во епископа Чернигова. † в 1123 г.
7. День кончины Антония* (Путилова), игумена Малоярославецкого Николаевского монастыря. Родился в 1795 г. в г. Романове Ярославской губернии. В 1816 г. ушел в Рославльские леса на пустынное житие; монашеский искус, который он здесь прошел, был очень тяжел. В 1820 г. он был пострижен и в следующем, 1821 г., перешел с братом в Оптину пустынь Калужской епархии, где был рукоположен во иеромонаха и с 1825 г. проходил должность скитоначальника. В это время он положил твердое основание внутреннему и внешнему благоустройству скита. Суровые подвиги и труды выработали из него старца высокой опытности, мудрого и любвеобильного к людям, сиявшего многими благодатными дарами и особым дерзновением в молитве. В 1839 г., несмотря на слезные отказы, был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Труды его были велики, отмечены наградами и лишь в 1851 г. он был по болезни освобожден от настоятельства и вернулся на «покой» в Оптину пустынь — к новым трудам по плодотворнейшему окормлению ближних, которым оставался верен, несмотря на мучительные телесные страдания. † в 1863 г.
В тот же день кончина Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой пустыни. Родился в 1800 г. в семье диакона села Семеновского, Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Учился в духовном училище и семинарии, но не кончил их, уйдя в юных годах в пустынь, где и был пострижен. Шел путем послушания, молитвы, молчания и трудов; быстро преуспев в добродетели, сделался и сам способен наставлять других. В 1826 г. был рукоположен во иеромонаха; литургисал с великим страхом и трепетом, говоря: «Страшно и велико это дело». Когда распространилась слава о его подвижнической жизни и народ стал стекаться в его келью, то все свое огромное влияние употреблял на добро, уча приходящих чистой жизни, а все приносимое ими раздавал неимущим или настоятелю с братией, храня примерную нестяжательность. † в 1854 г.
9. День кончины Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского. Родился в 1805 г. в селе Лесном-Конабееве, Шацкого уезда, Тамбовской губернии в семье сельского священника. Семи лет был отдан в Вышенскую пустынь для подготовки к поступлению в Шацкое духовное училище, а затем и в семинарию, по окончании которой в 1826 г. как лучший ученик был послан в Московскую духовную академию, где через два года принял монашество. Блестящие способности святителя — изумительная память, трудоспособность, уменье проникнуть в суть вопроса и осветить его по-новому — сказались уже в студенческие годы. Митрополит Московский Филарет внимательно следил за его успехами и при постриге дал ему свое имя — случай беспримерный в летописях академии. В 1829 г. Филарет окончил академию со степенью магистра и занял кафедру церковной истории, причем сумел придать своим лекциям живой, увлекательный интерес. С 1833 г. к профессуре были присоединены обязанности инспектора, а с 1835 г.— ректора академии. Лекции по церковной истории сменило чтение Св. Писания, а затем нравственного и пастырского богословия. И здесь святитель сумел сохранить самобытность: выступил с новыми приемами критики источников, филологическими соображениями, с историей догматов, с резкими опровержениями неправославных мнений западных, особенно немецких, богословов. Лекции эти доставили ему широкую известность, и в 1841 г. ему было предложено заняться составлением «Догматики». Следует отметить, что инспекторские обязанности у него соединялись с настоятельством в Московском Богоявленском монастыре, хозяйственными заботами и даже строительством; по кафедре он успевал готовить себе талантливых преемников (из коих следует упомянуть знаменитого впоследствии А. В. Горского); назначенный цензором, уделял время и цензуре; основал академический журнал «Творения св. Отцов», причем первые и лучшие годы издания этого журнала своим прекрасным содержанием обязаны перу смиренного о. ректора. К этому же времени относятся его первые капитальные труды: «История Русской Церкви» и «Историческое учение об отцах Церкви». Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей, систематизированной энергии, разнообразных знаний и работоспособности. В 1841 г. состоялась его хиротония во епископа Рижского. Условия нового служения святителя были очень трудны. В коренном населении — латышах и эстонцах — замечалась тяга к православию и самобытной культуре — богослужению и преподаванию в приходских школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремления и за свое пребывание на рижской кафедре открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая в разрез интересам баронов и немецкой партии, желавших онемечить край, вызвала с их стороны резкое противодействие. Немцы, пользуясь своим привилегированным положением при дворе Николая I, с полной безнаказанностью и методичной жестокостью стали преследовать православных эстонцев и латышей: их целыми семьями сгоняли с земли, обрекая на голодную смерть, сажали в тюрьмы, забивали на смерть палками; пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушаясь самыми грязными доносами. Неравная борьба длилась семь лет и закончилась в 1848 г. почетным перемещением святителя на харьковскую кафедру. В 1857 г. он был возведен в сан архиепископа и в 1859 г. перемещен в Чернигов. Святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивая семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательной частью, вырабатывал для них программы преподавания, отдавая для материального обеспечения их свои печатные труды. В монастырях он заводил общежития, не упускал из вида храмоздания и церковного благолепия. Во время пребывания своего на харьковской кафедре он издал два тома поучений, «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», «Обзор русской духовной литературы с 862 по 1720 г.»; этот труд окончен им уже в Чернигове (сделан обзор с 1720 по 1858 г. и дополнение — по 1862 г.). В Чернигове им были написаны: «Исторический обзор песнопений и песнопевцев Греческой Церкви», «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно», «Св. подвижницы Восточной церкви» издано знаменитое «Догматическое богословие», «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», положено начало изданию «Черниговских епархиальных ведомостей». При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благословлял их, служил молебны; когда госпитали не смогли вместить раненых, не задумался отдать для них помещение семинарии, переведя учащихся на частные квартиры. Он не покидал паствы в самые тяжелые минуты: во время холеры в 1866 г. он предпринял объезд по епархии, говоря: «Народ упал духом; следует его ободрить». В пути он и скончался. Когда его останки прибыли в Чернигов, народ, благоговевший перед своим архипастырем, горячо ценивший его правдолюбивое и милостивое сердце, выпряг лошадей из погребальной колесницы и на себе повез его к месту вечного упокоения.
В тот же день кончина Иова* Ущельского, основателя Савваитова монастыря на реке Мезени. Был первым строителем его (в 1615 г.). f в 1628 г.
В тот же день кончина Амфилохия* Реконского, схимонаха восстановленного им Реконского монастыря. Финн по происхождению, родился в Риге в семье лютеранского пастора. В зрелом возрасте по сознательному убеждению принял православие. В Реконскую пустынь прибыл в 1813 г., был пострижен в 1822 г., принял схиму в 1833 г. Он 50 лет прожил в одиночестве, питаясь мхом, древесной корой и кореньями, всемерно добиваясь восстановления Реконской обители, чего и достиг после усиленных хлопот в 1860 г. Почил 125 лет от роду в 1865 г., окруженный собравшейся братией и почитателями.
17. День кончины Никона, шестого патриарха Московского и всея Руси. Родился в 1605 г. в селе Вельдеминове (оно же Вельминово и Курмыши) в семи верстах от Нижнего-Новгорода в крестьянской мордовской семье. Грамоте, латинскому и греческому языку обучался у своего приходского священника. В отроческие годы ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Здесь он, как знающий Св. Писание, устав и церковное пение, сделал несколько нововведений, послуживших на пользу обители. Затем, по просьбе родителя, вернулся в родное село, женился и принял священство. После смерти отца он перешел приходским священником в Москву; вскоре оба супруга приняли иночество: жена — в Московском Алексеевском монастыре, а будущий Патриарх — в 1635 г. в Анзерском скиту на Белом море. До 1641 г. пробыл Никон под началом у преподобного Елеазара, который и постриг его. Затем он перешел в Кожеозерскую пустынь, где в 1643 г. был избран в настоятели. В 1646 г., когда он отправился в Москву для сбора подаяний, то, по тогдашним правилам, представлялся не только высшим духовным властям, но и царю, на которого произвел сильное впечатление благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Вскоре он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве; с этого времени началась дружба к нему царя и недоброжелательства приближенных. В 1648 г., по настоянию Алексея Михайловича, он был возведен на Новгородскую митрополию; к месту своего служения он уехал облеченный широкими полномочиями не только по церковным, но и по гражданским делам. В 1652 г. при его участии состоялось перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловков в Москву и тогда же, снова по желанию царя, ему было предложено патриаршество. Никон решительно отказался, так как хорошо знал потаенную зависть бояр и духовенства, ненадежность дружбы слабохарактерного царя и настроения церковные, требовавшие реформ. Но его умолили перед мощами св. Филиппа и царь дал ему согласие «устроить Церковь по его намерению». 25 июля 1652 г. состоялось торжественное возведение Никона в сан патриарха Московского и всея Руси. Судя по делам патриарха, у него был начертан гениальный план церковной реформы в духе строгого православия, касавшихся всех сторон церковной жизни. Стремительная прямолинейность и крутость, с которыми он стал проводить в жизнь свои полезнейшие мероприятия, создали ему среди косных, полуграмотных людей множество врагов, а излишняя властность отняла у. него дружбу царя. В 1658 г. ему велено было не именоваться впредь «великим государем»; Никон сложил с себя патриаршую власть и уехал в основанный им монастырь — Новый Иерусалим. Враги поспешили раздуть неприязнь царя, попытки Никона к примирению не были поняты и приняты, и созванный в 1660 г. Собор решил избрать нового Патриарха, Никона лишить чести архиерейства и даже священства. Дело было передано на суд вселенских патриархов и затянулось. В 1666 г. на Соборе в Москве Никона судили, лишили сана и заточили в Ферапонтов Белозерский монастырь, а затем перевели в еще более тяжелое заточение — в Кириллов Белозерский монастырь. Лишь в 1681 г. он был возвращен в Новый Иерусалим, но по дороге скончался, так что разрешительные грамоты вселенских патриархов не застали его в живых.
В тот же день кончина Филиппа* Устюжского, основателя Знаменской Филипповской Янковской пустыни. В 1654 г. на месте его отшельнических подвигов, на реке Сухоне близ Устюга был построен храм в честь иконы «Знамения»; под руководством опытного подвижника сошлись ревнители благочестия и было положено начало обители. Но основатель ее не принял священства и скончался простым иноком в 1662 г.
20. День кончины Василия* (Снессарева), настоятеля Валковского собора. Родился в 1756 г. в селе Левендаловке, Валковского уезда, Харьковской губернии в семье церковного звонаря. В 1772 г. был принят в Харьковский коллегиум, славившийся тогда просвещением, а по окончании его прошел курс в Киевской академии. После рукоположения принял место приходского священника в Харькове и учителя греческого языка в коллегиуме. По возведении в сан протоиерея был переведен в тихий городок Валки. Он не знал других радостей, кроме радости о спасении душ, ему вверенных. Покорность его воле Божией была безгранична. Для пасомых он был око слепым, нога хромым, рука беспомощным. Скончался в 1833 г.
21. День кончины Варлаама* Махрищского, епископа Суздальского. Ученик свв. Сергия Радонежского и Стефана Махрищского. Игуменствовал с 1557 г. по 1570 г.; по указу Иоанна Грозного построил в 1560 г. церковь Св. Троицы в Авнежском монастыре. В 1570 г. был поставлен во епископы Суздальские. Скончался на покое в Махрищевском монастыре в 1585 г.
22. День кончины Поликарпа (Радкевича), епископа Орловского и Севского. Родился в 1798 г. в г. Каменец-Подольске в семье священника. Учился в Подольской семинарии и, как один из лучших студентов, в 1819 г. был послан в Киевскую академию. Окончил ее в 1823 г. кандидатом I кл., в 1827 г. получил степень магистра. Последовательно был инспектором Волынской семинарии и профессором философии (1823 г.), а также Оренбургской (1824 г.), ректором семинарии Могилевской (1829 г.) и Смоленской (1836 г.). Об учащихся заботился, как отец; некоторых воспитывал на свой счет, располагая к тому же своих духовных чад. В 1843 г. был назначен настоятелем русской посольской церкви в Греции, что дало ему возможность посетить святые места Востока — Афон, Палестину, Сирию, Аравию; побывал на островах Архипелага и Средиземного моря, всюду, где были какие-либо святыни или где цвела подвижническая жизнь. В 1853 г. хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии; хиротонию совершал Иннокентий Херсонский, близко знавший и ценивший его. Преосвященный Поликарп стал достойным его соработником, особенно во время осады Севастополя. В 1858 г. состоялось его назначение на самостоятельную кафедру — Орловскую и Севскую. Он был строг, но милостив, во все дела вникал лично. При объездах епархии никогда не упускал дела благовести я, всегда предлагая народу поучения. Он любил детей, знал цену духовному просвещению и поэтому заботливо следил за бытом учащихся, их нравственностью, жертвуя часто личные средства на улучшение их пищи и одежды. Он усердно занимался храмозданием и епархиальными делами, стараясь искоренить мздоимство и лицеприятие. † в 1867 г.
24. Избрание в 1690 г. Адриана патриарха Московского и всея Руси. Адриан был десятым патриархом от начала патриаршества. † в 1700 г.
25. День кончины Иоанна*, второго митрополита Киевского. Правил Церковью с 1077 по 1089 г. Преп. Нестор Летописец, современник его, отзывается о нем с великой похвалой: «бяше муж хитр книгам и учению, милостив убогим и вдовицам, ласков же ко всякому — богату и у богу, смирен же и кроток, молчалив, речист же, книгами святыми утешая печальные и сякого не бысть прежде в Руси, ни по нем будет сяк». До нашего времени дошли два его послания: к папе Клименту III о разделении церквей (это послание было напечатано в Ученых записках Академии наук в 1854 г.) и к черноризцу Иакову с изложением правил церковных, долго остававшееся в числе правил Русской Церкви под заглавием: «Иоанна Митрополита Русского, нареченного пророком Христовым, правила». Ему усвоен был белый клобук, как полагают историографы, потому, что святитель среди митрополитов домонгольского периода представлял собою явление выдающееся и даже исключительное. † в 1089 г.
Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ
[1] Звездочкой отмечены имена усопших, не канонизированных, но почитаемых за праведную и богоугодную жизнь.