РИЗОПОЛОЖЕНСКАЯ, ЧТО БЛИЗ ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ, ЦЕРКОВЬ

В 1625 г. в белокаменную Москву прибыло посольство из далекой Персии. Это было необычное посольство. С ним шах Аббас присылал в дар двум «великим государям» — царю Михаилу Феодоровичу и его отцу, патриарху Филарету Никитичу, величайшую христианскую святыню — Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Население столицы вышло из. домов и с благоговением преклонялось перед бесценной реликвией. Московские власти встретили послов на окраине, возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе. Вскоре на месте встречи посольства был сооружен деревянный храм. Этот первоначальный храм, посвященный исключительному событию в церковной жизни, не сохранился до наших дней. О нем напоминает только четыреугольный кирпичный столбик, сооруженный в ограде рядом с главным алтарем (с юго-восточной стороны).

Уже в начале XVIII века (1706 г.) заведена была особая «Сборная книга», по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма в честь Положения Ризы Господней от местных «приходских людей» и от посторонних благотворителей. Постройка значительно затянулась, и освящение храма было совершено лишь осенью 1716 г. Таким образом, в будущем году верующие москвичи отметят 230 лет существования Ризоположенского храма [1].


Внешний вид храма оставляет впечатление собранности, компактности. Белые наличники окон приятно выделяются на сиреневом фоне стен. Устремилось ввысь пятиглавие куполов. Над входом высится восьмигранная колокольня с шатровым верхом; на ней «чумной» колокол, отлитый в 1771 г.

Шесть ступенек приводят богомольца в маленький притвор. Голубой потолок усыпан множеством золотых звездочек. Две иконы архангелов, скромный бордюр вдоль карнизов — удивительная простота.

Постройка и отделка храмов всегда считалась в нашей стране самым богоугодным делом. Уверенность, что Сам Господь строит и ваяет вместе с ними, окрыляла зодчих и мастеров. Внутренняя отделка Ризо-положенского храма исключительно красива. Когда вникаешь в ее детали, то изумляешься тому, сколько любви и творческой страсти кристаллизовалось в этих произведениях. В самом деле. Сколько искуснейшего труда понадобилось для того, чтобы покрыть своды главного храма скульптурными, раскрашенными в соответственные цвета изображениями распятого Спасителя, Богоматери, апостолов и святых?! Высокий шестиярусный иконостас, густо вызолоченный, тонкой столярной работы, являет собой собрание прекрасных, написанных в стиле XVII века икон.

Тонким резцом выточены на царских вратах фигуры стоящих за престолом четырех евангелистов, а по сторонам его — коленопреклоненных святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Легкая и изящная решетка гармонирует с позолотой иконостаса и свещниц. Заботливые руки прихожанок изукрасили почти весь храм гирляндами искусственных цветов.

Храм изобилует иконами, замечательными по древности (весьма многие современны его построению), по художеству письма, по оригинальности композиции или по имеющимся в них частицам св. мощей. В особом киоте за правым клиросом — храмовый образ Положения Ризы Господней. На нем запечатлен тот момент, когда «великие государи» в присутствии духовенства и народа полагают святыню на особый престол. Икона вставлена в другую большую икону, представляющую в разных моментах историю Ризы Господней от метания о ней воинами жребия (при распятии Иисуса Христа) и до водворения ее в Успенском соборе.

Из местночтимых икон Пресвятой Богородицы необходимо отметить написанную прямо по стенной штукатурке икону «Взыскание погибших» (южная стена главного храма) и «Донскую» (за левым клиросом, там же). В главном же храме, на северной стене, над образом Пресвятой Троицы помещена икона Богоматери «аналойного» размера, неизвестного наименования, необычайная по своей композиции. На ней Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Повидимому, образ западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам.

В левом приделе помещается образ Св. Апостола Иакова Алфеева с большой частицей его мощей и 72 малыми частицами мощей неизвестных святых. Останавливают внимание оба столба трапезы: так на западной стороне правого хорошим письмом начала XVIII века начертан Св. Архистратиг Михаил. На одноименной стороне левого красуется «истинное изображение святителя чудотворца Николая, находящееся в Бар-граде при мощах его». Живопись сводов трапезы радует глаз нежными тонами красок.

В целом — храм необычайно уютный, благолепный, образцовый.


Настоятель — душа храма. Чем он рачительнее и требовательнее, тем больше красуется и сияет Дом Божий. Фактическим настоятелен Ризоположенского храма является преосвященный Макарий, епископ Можайский. Поскольку владыка Макарий не только епископ, не только настоятель, а еще и многолетний и активный сотрудник управления Русской Православной Церковью, мы сочли нужным остановить внимание читателя на этом уважаемом лице.

Редкий из посетителей Патриархии не знает владыку Макария. Но первое впечатление зачастую бывает ошибочным. И с первого взгляда преосвященный суров и малообщителен. Быстрая походка, резкие движения. Вот он поспешно поднимается по лестнице с каким-то документом в руках, в такт его шагам колышатся пряди нетронутых еще сединой волос, и глаза из-под очков несколько настороженно смотрят на окружающее. Но сядьте рядом и вглядитесь в слегка усталое лицо (преосвященный с улыбкой упоминает, что он не отдыхал по-настоящему лет десять) этого энергичного и хлопотливого человека, и после недолгого разговора вы убеждаетесь, что он прост, добр и приветлив.

Многими и разнообразными делами ведает преосвященный. Прежде всего — он викарный епископ, помощник митрополита Крутицкого Николая по управлению большой Московской епархией. Ежедневно с 10 ч. утра всевозможные посетители чередуются в кабинете владыки. Мы увидим здесь священнослужителей не только данной епархии, а и многих других, которые, очутившись в столице, не упускают возможности получить полезные советы и указания, увидим многочисленных мирян, которые обращаются как по делам церковного характера, так и по личным. Назначения в приходы, перемещения, вопросы, связанные с открытием новых церквей, снабжение храмов утварью, облачением, книгами и всем необходимым для отправления богослужения — все это как в фокусе собирается в деловитых руках владыки, чтобы получить быстрое и надлежащее разрешение. На попечении владыки — канцелярия епархиального управления и до самого недавнего времени архив. Если учесть, что он совсем не имеет помощника, то напряженность такой работы становится очевидной. Епископу Макарию выпадает весьма часто совершать пострижения будущих архиеерев и участвовать в их наречении.

Архиерей по сану, владыка по широте своего контакта с паствой и сейчас как бы остается внимательным и попечительным священником, каким он был тридцать два года. Он сам исповедует прихожан и богомольцев, сам причащает их, крестит детей, отпевает умерших и т. д. — и не по необходимости, но в силу прекрасной привычки жить в самой гуще верующих и болеть их нуждами и волнениями. Хозяйственный и заботливый — вот каков раньше всего преосвященный. Поэтому, думается нам, и молодые побеги плюща, которые взбираются по проволоке у входа в храм, взращены не без его участия, как под его наблюдением выкрашена ограда и блистает чистотой весь храм. Итак, если состояние храма лучше всего характеризует настоятеля, то владыка Макарий заслуживает отличной характеристики.

Служит владыка просто, хорошо. В небольшой проповеди, которую он произнес перед молебном, ярко предстали в сознании присутствующих великие личности апостолов Петра и Павла.

Из знаменательных служб, совершенных в Ризоположенском храме за последний период, большим днем остается в памяти прихожан 14 мая 1944 г. Это была последняя литургия, отслуженная Святейшим Патриархом Сергием накануне его кончины. В этот день и состоялась хиротония преосвященного Макария, которую совершал Святейший в сослужении трех митрополитов: Алексия (ныне здравствующий Святейший Патриарх), Николая и Иоанна и епископа Илария. Таким образом, ученик и соратник Великого Патриарха, владыка Макарий удостоился последним получить из его рук архипастырский жезл. Само участие в рукоположении пяти епископов является редким событием в церковной жизни.


В заключение еще и еще раз хочется писать о бодрящем воздействии молитвы на немощную человеческую плоть. Отстояв в знойное июльское утро длинную службу, люди в праздничных светлых одеждах чинно выходили из храма, величавые, как истинные богомольцы. Напрасно старался я отыскать в их облике следы усталости. Я не мог подметить их ни на ком. Напротив, меня поражало выражение спокойствия и радости, которое царило На всех лицах. И пусть разные злоключения, большие и малые заботы наплывают на человека со всех сторон. Не может захлестнуть его подобная тина. Ибо как прекрасно сказал великий поэт:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых.

Эта дивная сила является надежной помощницей в жизни христианина; она верно руководит им в отправлении духовных и гражданских обязанностей, возложенных на человека как на разумно-свободное существо.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

[1] Подробнее, сооружение храма происходило в такой последовательности: сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм во имя Св. Великомученицы Екатерины (1705 г.). Новый Ризоположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя Св. Апостола Иакова Алфеева.

В конце XIX в. по инициативе местного протоиерея о. В. П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами, и последние 50 лет храм остается в неизменном виде.

Система Orphus