ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Святитель Иоанн Златоуст родился в 347 году от знатных и благочестивых жителей Антиохии — Секунда и Анфусы. Рано лишившись отца, он рос под руководством своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанию. Благочестивая и целомудренная вдовица своей нежной любовью воспитывала в своем сыне любящее сердце, свойственное его природе, а примером своей истинно христианской жизни учила его покорности воле Божией, самоотречению ради высших нравственных целей и непоколебимой твердости в преследовании этих целей в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Все свое раннее детство Иоанн провел в занятиях Священным Писанием, изучая его под руководством своей матери. Раннее знакомство с Библией и благотворное влияние на сердце Иоанна его добродетельной матери воспитали в нем пламенное стремление к добродетельной и святой жизни и отвращение к господствовавшей в его время повсюду пышности и всякого рода порокам.

Юношею св. Иоанн слушал уроки знаменитого оратора Ливания. По окончании образования он сделался адвокатом и быстро приобрел великую славу своим красноречием. Развитое христианским воспитанием нравственное чувство Иоанна удержало его от увлечения мирской суетой, и он скоро оставил светскую жизнь, гражданскую службу и, живя в мире, стал проводить строго подвижническую жизнь.

Св. Мелетий, епископ Антиохийский, приметив высокие дарования Иоанна и его христианское настроение, приблизил его к себе, довершил наставление его в христианской вере и крестил его (на 25 году жизни), а через год (в 370 году) поставил его чтецом Антиохийской Церкви. Иоанн, несмотря на знатность своего происхождения, высокие дарования и приобретенную уже славу красноречивого оратора, покорно принял смиренное звание чтеца, засвидетельствовав этим свою глубокую преданность Церкви. Исполняя обязанности чтеца, он в то же время продолжал усердно заниматься изучением Священного Писания.

По любви к иночеству Иоанн готов был удалиться в пустынное уединение, но, как послушный и любящий сын, по просьбе матери, продолжал жить в ее доме. Но когда она умерла, св. Иоанн роздал свое имение бедным, освободил своих рабов и ушел в пустыню, где прожил четыре года в подвигах общежительного иночества. Затем, желая пройти подвиг полного отшельничества, он удалился в одну пещеру, в которой прожил два года (379—380) в непомерно строгих и суровых подвигах. Отшельнические опыты обогатили его опытами духовной жизни, знанием человеческого сердца и прочно утвердили в нем высокий идеал нравственного совершенства.

По расстроенности здоровья, будучи вынужден возвратиться в Антиохию, св. Иоанн в 381 году принял от св. Мелетия сан диакона. Это со стороны св. Иоанна было делом послушания воле святителя и выражением созревшей в подвигах иночества решимости всецело посвятить себя священному служению. Кроме служения при священнодействиях и надзора за благочинием в храмовых собраниях, св. Иоанн в должности диакона вел дела церковной благотворительности и исполнял разные поручения епископа. Это поставило его в близкие отношения к действительной жизни. Посещение богатых, чтобы испрашивать у них подаяния бедным, и бедных, чтобы помогать им, дало св. Иоанну всестороннее знание жизни и людей и еще более воспламенило в нем любовь к людям и сострадание к бедствующим и неимущим. Первое серебро, которое св. Иоанн отдал бедным, было его собственное, и с этого дня до самой своей кончины он ничего не имел, и можно сказать, что он был первый бедняк в Антиохийской Церкви.

Посвященный (в 386 году) в сан священника в Антиохии, св. Иоанн, неутомимо проповедывал слово Божие. Он произносил проповеди по крайней мере раз в неделю, большею частию дважды, нередко и каждый день. В своих проповедях св. Иоанн то объяснял Священное Писание, то восставал против лжеучителей, то восхвалял подвиги святых, то порицал нечестие и особенно жестокосердие к бедным. Привлекаемые его красноречием жители Антиохии не только православные, но и еретики и даже иудеи и язычники толпами стекались слушать его, прерывали его слово громкими рукоплесканиями, а иногда, тронутые до глубины души, начинали плакать и рыдать. Особенно св. Иоанн прославился даром красноречия во время народного мятежа, происшедшего в 387 году от обременения антиохийцев новыми налогами и простершегося до низвержения царских статуй. Тогда св. проповедник явился истинным отцом-утешителем, духовным вождем своих пасомых, каждый день укрощая жалобы и вопль их беседами (числом 21) на торжище и в храме. Слово св. Иоанна гремело неумолчно с церковной кафедры, и слава об его красноречии распространилась по всем пределам империи. Во время одной проповеди он получил наименование Златоуста.

В 397 году св. Иоанн был посвящен в архиепископа Константинопольского. Изливая «устами златосиянными» «реки учений медоточных», он ревностно старался соблюдать свою паству «в преподобии и правде». Как «земной ангел и небесный человек», св. Иоанн, будучи сам примером добродетели, и других учил святой жизни. Он много заботился об исправлении Константинопольского клира; был попечителем и защитником вдов, сирот и бедных, строил больницы и странноприимницы. Деятельность попечительного святителя не ограничивалась пределами одной Константинопольской епархии, но простиралась и на другие, даже отдаленные страны: он посылал миссионеров во Фракию, Аравию, Персию, и Бог благословлял апостольские труды его: дикие варвары, оставляя идолопоклонство, обращались к религии мира и любви.

Пламенная ревность к Православию, непоколебимая твердость в вере, горячая любовь к ближним, дух кротости, мудрой умеренности и снисходительности к падшим, дух живой веры и редкой пастырской настойчивости, требующий от всех жизни истинно христианской, — вот чем была проникнута вся жизнь и деятельность великого святителя. Своим любвеобильным и вместе строгим словом он смело обличал господствовавшие пороки своей паствы, особенно страсть к театральным зрелищам, сребролюбие и жестокость богачей, страсть к моде и нарядам в женщинах и разные суеверия простого народа.

Беспристрастная проповедь св. Иоанна, его строгие обличения, без всяких уступок званию или состоянию, скоро вооружили против него богачей, вельмож и многих других, пороки которых он обличал, и на него был сделан донос императрице Евдоксии. Явные клеветы, злобно перетолкованные слова и поступки его были поставлены ему в вину, и великий учитель Церкви на шестом году своего епископского служения был осужден в ссылку. Возвращенный с пути обратно в Константинополь, вследствие происшедшего землетрясения после его отъезда и волнения народа, он попрежнему продолжал громить пороки общества и через шесть месяцев снова отправлен был в ссылку в г. Кукуз (в Армении), а потом через два года еще далее в Абхазию. Но на пути в Абхазию св. Иоанн скончался в г. Команах (407 год). Последние слова св. Иоанна, этого великого вселенского учителя, красноречивейшего проповедника, строго добродетельного и любовеобильнейшего пастыря, были: «Слава Богу за все!».

В церковных песнопениях св. Иоанн прославляется как «Церкве утверждение», «добродетелей сокровище», «мудрости глубина», «великий архиерей», просиявший во всем мире, паче лучь солнечных добродетельми и словесы бисерными, паче мудрых мудрейший, и риторов превысочайший, истинных догмат поборник, лжи обличитель, покаяния учитель», «сирот отец, обидимых быстрая помощь, убогих подаяние, алчущих пища».

После св. Златоуста остался составленный им чин Божественной литургии, известной под именем Златоустовой. Кроме сего, Церковь приняла от св. Иоанна Златоуста учение «О священстве» (изображающее идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества), многочисленные писания, состоящие из поучений (около 800), священных песнопений, толкования слова Божия, писем к разным лицам, и другие сочинения. В своих творениях он является несравненным по уму и величайшим оратором. Никто не владел таким обилием речи, какою он был так богат. Самые отвлеченные предметы веры в его изображении понятны для каждого, потому что он объясняет то сравнениями, то картинами. Под его благозвучными речами всегда слышится присутствие поэтического чувства, породившего столько пленительных картин и образов. Своим словом он с неподражаемым искусством трогает, восхищает, приводит в умиление души и убеждает. Как в основе всех его поступков лежала любовь, так любовию было проникнуто и каждое его слово.

Св. Иоанн был по преимуществу — проповедник любви, вследствие чего его проповеди дышат властностью и настойчивостью, необыкновенной трогательностью и сердечностью. Нельзя представить себе всей силы и занимательности бесед св. Златоуста, в которых можно находить соединение всего, что есть наиболее возвышенного в ораторстве и наиболее убедительного в тайном водительстве совестей и сердец. Эти беседы представляют собою лучшие образцы для подражания проповедникам всех веков и народов.

Наши предки из творений св. Златоуста в изобилии почерпали «книжную сладость» и для них эти творения были любимейшим чтением. И в настоящее время всякий ищущий духовной истины и глубокого назидания найдет для себя полное удовлетворение в бессмертных творениях св. Иоанна Златоуста. Они всегда были новыми и навсегда останутся новыми. «О божественном Златоусте, — говорит св. Димитрий Ростовской, — праведно есть рещи, яко всех эллинских мудрецов превзыде разумом, словом и услаждением речи и божественное Писание изъясни и истолкова прекрасно».

Система Orphus