ЭСТОНСКАЯ СВЯТЫНЯ

Паломник, направляющийся в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, едет по железной дороге на станцию Иыхвы, расположенную между Таллином и Нарвой. Далее ему предстоит проехать по шоссе 22 километра на такси, автобусе, попутной грузовой машине, или же, по усердию, пройти это расстояние пешком. Но какой бы способ путешествия ни избрал паломник, он будет любоваться здесь, в преддверии святыни, чарующими пейзажами Эстонии. Перед ним на десятки километров откроется холмистая равнина, покрытая полями и перелесками. Местами заблестит зеркальная гладь озер, окаймленных зелеными рощами. Кое-где виднеются селения. Чистый воздух полон аромата полей и сосновых лесов.

Среди этой привлекательной природы путешествие к монастырю проходит незаметно, и паломник, не чувствуя утомления, вдруг видит перед собою довольно большую гору, поднимающуюся вверх тремя террасами, на которых и расположен Пюхтицкий Успенский женский монастырь.

Эта гора, называемая Богородицкой, овеяна многими преданиями. Вся эта земля была искони русская. На горе и сейчас показывают могилы русских витязей, сражавшихся за свою Родину в войсках св. Александра Невского и Иоанна Грозного с немецкими рыцарями. Около трехсот лет тому назад здесь обосновались немецкие рыцари, которые всячески притесняли русских: заставляли их насильно переходить в свою веру, разрушали православные русские храмы. Однажды, во время крестного хода на Богоявление Господне, они потопили в реке Омовже (Эмбахе) священника по имени Исидора и 72 прихожанина (память их празднуется Русской Православной Церковью 8 января).

Среди этих бедствий православные люди были ободрены явлением чудотворной иконы Успения Богоматери, которая была найдена местными жителями на горе, названной поэтому Богородицкой. «Видно Богоматерь, милостивая Ходатаица рода христианского, узрела с неба слезы наши и трудное житие в этом отдаленном крае поморском, среди притеснения и постоянного страха от неправославных, — говорили русские люди, — и послала нам Свой образ в знамение помощи Своей». Подумавши так, они решили на месте явления иконы поставить часовню, в которой и поместили явленную икону Успения Божией Матери.

Отсюда и пошла слава Пюхтицы. Эстонское слово «пюхтица» в переводе на русский язык означает «святое место». Это название осталось за окружающей местностью, но монастырь образовался здесь не сразу. Многих трудов стоило здешним русским насельникам отстоять православную часовню от посягательств немецких рыцарей. Притеснения прекратились только с покорением Прибалтийской земли Петром Великим. Немецкие рыцари были усмирены, и в этом крае стали сооружаться православные храмы. Неподалеку от святой Богородицкой горы появился храм в селе Сыренце, куда и перенесли явленную икону Божией Матери. Но ежегодно, в день Успения Богоматери, все окрестные жители совершали крестный ход с этой иконой из Сыренца на святую гору, в часовню. Это шествие было сопряжено с большими трудностями, так как нужно было, за отсутствием дороги, идти по болотам и узким лесным тропкам. Старики говорили, что приходилось ходить «гуськом» по колено в болоте, а икону носили по очереди на груди. Подойдешь к горе — опять препятствие: гора являлась владением помещика, который за проход на гору требовал деньги.

Впоследствии усердие верующих, почитающих Богоматерь, вознаградилось сторицею: в 1885 году, по распоряжению местного Преосвященного, часовня на горе была обращена в храм Успения Богоматери и учрежден особый Пюхтицкий приход, а в 1891 году, по распоряжению высшей церковной власти, вся святая гора была выкуплена у ее владельцев, и на этом месте учрежден православный женский монастырь. В один из его храмов перенесли из Сыренца икону Успения Божией Матери, и монастырь стал расширяться за счет богатых пожертвований, которые поступали не только от православных, но и от лютеран, получавших чудесную помощь от Богоматери через Ее чудотворную икону.

Наступили тяжелые времена Великой Отечественной войны. Пюхтицкий монастырь не раз подвергался ожесточенной бомбардировке и с земли и с воздуха, но ни храмы, ни другие постройки в нем не пострадали.

В настоящее время в Пюхтице четыре храма: Успенский трехпридельный собор, трапезный храм во имя св. праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, храм во имя Преподобного Сергия Радонежского и кладбищенский храм (вне монастырской ограды) в честь св. Николая и Арсения Великого. Недалеко от этого храма растет древний дуб. Здесь, по преданию, являлась эстонским пастухам Богоматерь, и здесь же была найдена чудотворная икона. На расстоянии полукилометра от монастыря, под горою, находится источник, к которому совершаются крестные ходы с чудотворной иконой.

Монастырь, в котором проживает сейчас более ста монахинь, входит в Эстонскую и Таллинскую епархию, управляемую Преосвященным Романом. Насельницы монастыря заняты общеполезным трудом. Их послушания состоят в земледельческих работах и обслуживании храмов. При обители имеется гостиница для приезжающих богомольцев.

Свящ. И. Ефимов

Система Orphus