НА ПРИХОДЕ

О БЛАГОВЕСТВОВАНИИ СЛОВА БОЖИЯ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ

Только тому, кто живет полнотою церковной жизни, открываются тайны Царствия Божия. Откроется ему и тайна слова Божия, возвещаемого в храме.

Если в Церкви, как говорит один из наших богословов, «учение живет и жизнь учит» (Хомяков), то справедливость этого утверждения особенно относится к слову Божию. «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюду острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Действительно, мы знаем немало примеров могущественного и неотразимого влияния слова Божия, когда оно всецело и мгновенно покоряет себе человека.

Вспомним великого подвижника и основателя монашеского жития преподобного Антония Великого. Услышав в храме слова Евангелия, обращенные Иисусом Христом к богатому юноше «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною» (Матф. 19, 21), он, одушевленный этими словами, роздал все свое имение бедным и удалился в пустыню.

Вспомним блаженного Августина, который бросил свои порочные удовольствия, когда услышал в храме чтение из Апостола, призывающего оставить пьянство, любодеяние и студодеяние и «облечься в Господа нашего Иисуса Христа» (Римл. 13, 14).

А Никита, родом из Переяславля Залесского, который притеснял бедноту и неправедною мздою кормил себя, услышав в храме слова пророка Исаии: «измыйтеся и чисти будете, отьимити лукавство от душ ваших» (1, 16), потерял покой, пока не оставил службу, дом и не поступил в монастырь, удостоившись затем причисления к лику святых.

Если, как мы видим, слово Божие не есть то же, что слово человеческое, но заключает в себе «силу ко спасению всякого верующего»

(Рим. 1, 16), то и читать его, и слушать его должно не так, как простую книгу. В слове Божием Сам Бог беседует с нами, и здесь мы входим с Ним в благодатное общение. Поэтому нужно стараться это Божественное слово доводить до человека так, чтобы оно проникало в душу, как семя, и, будучи воспринято, приносило бы жизненный плод. И Церковь действительно за богослужением подготовляет своих чад определенным образом к достодолжному слушанию и восприятию слова Божия.

Так мы видим, что Евангелие перед чтением торжественно выносится из алтаря через царские врата, изображая Самого Спасителя, выходящего на проповедь. Перед Евангелием несут зажженные свечи или светильники в знак света Христова учения, разгоняющего тьму неведения. При архиерейском служении за литургией Евангелию предшествуют еще рипидоносцы с рипидами, изображающими ангелов, и диаконы с курящимися кадилами, символизирующими благоухание словес Божиих. Святое Евангелие, как некое сокровище в прекрасном бархатном переплете или окованное серебряным позлащенным окладом и драгоценными камнями, торжественно и благоговейно несется протодиаконом или диаконом на высоко поднятых руках. Непосредственно перед чтением Евангелия возглашаются слова «Премудрость, прости», означающие, что сейчас будут читать премудрые слова, Самим Богом или через Его вестников нам открытые, и что эти слова верующие должны слушать «прости», то есть стоя прямо (стоящее здесь греческое слово «орфи» по-русски означает «прямо»), с благоговением и вниманием, как делают люди, когда входит и говорит какой-нибудь начальник или важное лицо. К тому же приглашает нас и возглас «Вонмем», то есть будем внимательны, не рассеиваясь мыслями, не разговаривая и не производя шума в храме, что мешает сосредоточиться себе и другим. Благословением «мир всем» Святая Церковь преподает верующим благодать мира и тишины духовной, побуждая отвлечься от страстей, возмущающих душу. Наконец, благодарственный возглас: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», который певчие поют как перед чтением Евангелия, так и после его прочтения, ставит нас непосредственно перед лицом Господа, глаголющего в Евангелии, воздавая хвалу Ему за слово Его.

Самое чтение Евангелия должно производиться также особенным образом: громко, размеренно и проникновенно, чтобы слово Божие достигло слушающих. К сожалению, мы нередко наблюдаем, что диаконы и особенно протодиаконы при чтении Евангелия не столько стремятся благовествовать слово Божие, сколько стараются выявить свои вокальные качества, и часто вместо благоговейного чтения издают какие-то неистовые вопли, в которых невозможно уловить смысл читаемого. Печально, что такое чтение встречает иногда поддержку со стороны некоторых настоятелей и тем самым прививает прихожанам недолжное отношение к слушанию слова Божия.

Во время чтения Евангелия в храме должна царить священная тишина, и народ благоговейно, со вниманием, должен слушать чтение, преклонив головы. В это время, как в один из священнейших моментов богослужения, никакое хождение по храму недопустимо; отпуск свечей должен прекращаться; приходящие в храм в этот момент должны останавливаться у входа и лишь после окончания чтения Евангелия могут проходить на свои обычные места в храме.

В древние времена тотчас после Евангелия следовало поучение, разъяснявшее смысл прочитанного Евангелия. Желательно и теперь, чтобы поучение за литургией произносилось на евангельский текст данного дня. Раскрывая смысл слова Божия, такие поучения будут укреплять его в памяти прихожан, и давать им пищу для размышлений.

Свящ. А. Столяров

Система Orphus