С 17 августа по 12 сентября текущего года в нашей стране, по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, находился Блаженнейший Патриарха Антихийский и всего Востока Александр III в сопровождении митрополитов: Триполийского Феодосия, Захлесского и Баальбекского Нифона и Гор Ливанских Илии.
Антиохийская делегация участвовала в праздновании столетнего юбилея подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве, посетила ряд московских храмов, Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию, осмотрела достопримечательности столицы и провела день в путешествии по каналу имени Москвы.
Затем гости побывали в Ленинграде, Киеве и Одессе, где они посетили ряд храмов и ознакомились с достижениями советского народа в различных областях хозяйственной и культурной жизни.
12 сентября Блаженнейший Патриарх Александр и его спутники, в сопровождении настоятеля Антиохийского подворья в Москве архимандрита Василия, вылетели из Одессы в Румынию для дальнейшего следования на родину.
Перед отъездом из Советского Союза делегация Антиохийской Православной Церкви оставила письменное заявление о своем пребывании в СССР, а член делегации митрополит Нифон прислал в Редакцию нашего журнала письмо (на арабском языке). Переводы заявления и письма см. ниже.
Заявление делегации Антиохийской Церкви
Антиохийская Церковь, которая издавна поддерживает братские связи с Церковью Московской и всея Руси, постоянно пользуется всякой возможностью для обмена делегациями. Доказательством тому является участие Русской Церкви в праздновании Золотого юбилея Его Блаженства, Главы Антиохийской Церкви Патриарха Александра III.
В свою очередь, Его Блаженство возглавил эту делегацию, в состав которой вошли: Митрополит Триполи Феодосий, Митрополит Баальбека Нифон и Митрополит Гор Ливанских Илия.
За время этой поездки, Мы, руководитель этой делегации и ее члены, посетили множество церквей, монастырей, академии и духовные семинарии, а также ознакомились с достопримечательностями и музеями Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы. Мы отслужили несколько молебнов в церквах, которые, при всей своей вместительности, были не в состоянии вместить всех молящихся, среди которых были и женщины, и мужчины, и дети.
Мы встретились с митрополитами, и со священниками и с простыми верующими и во всех них чувствовали такую искреннюю веру, такое глубокое уважение к церковным обрядам, что сердца наши наполнились радостью и восхищением, ибо это доказывает, что Церковь в России пользуется полной свободой и что она строже, чем какая-либо другая церковь, соблюдает святые традиции и заветы Писания.
Занятия в духовных семинариях и академиях идут своим чередом, наплыв слушателей в этих учебных заведениях постоянно велик.
Всяческое одобрение и восхищение заслуживает порядок, заведенный в церквах — в них нет ни стульев, ни скамеек, и все молящиеся от мала до велика стоят часами, благоговейно внимая молитве, или участвуют в песнопении.
Мы отметили, что большое число верующих изъявляет желание причаститься и в воскресные дни, и в дни праздников, и в обычные будние дни. Мы выражаем свою глубокую благодарность Его Святейшеству Патриарху Алексию и его митрополитам, бдительно стоящим на страже этого плодоносного виноградника.
Мы никогда не забудем исключительное радушие, с которым встречали нас верующие повсюду, куда мы приезжали, и их горячее желание получить благословение наших преосвященств и облобызать наши руки, будь то в церкви или вне ее.
То, что мы видели, побуждает нас вознести молитвы Всевышнему, моля Его ниспослать этому народу за его благочестие радость и благоденствие.
Александр, Патриарх Антиохии и всего Востока
Феодосий, Митрополит Триполи
Нифон, Митрополит Баальбека
Илия, Митрополит Гор Ливанских
11 сентября 1954 год г. Одесса
Письмо в редакцию «Журнала Московской Патриархии»
Глубокоуважаемый редактор «Журнала Московской Патриархии»! Шлю Вам свое благословение и заверения в уважении.
С малых лет я мечтал посетить Русскую Православную Церковь. Я много слышал о вашей вере, о древних обрядах и о глубоком благочестии и образованности руководителей Русской Православной Церкви. Я внимательно читал всю литературу о ней, выходившую на арабском языке еще до первой мировой войны, а затем — до второй мировой войны, ужасы которой в памяти до сих пор.
В последнее время западная пропаганда пытается всячески очернить Советское правительство, затрагивая при этом и Православную Церковь. Так, она утверждает, что Советское правительство преследует Церковь...
И вот я стал перед дилеммой: с одной стороны — лживая пропаганда, которая систематически, изо дня в день наполняет страницы газет и журналов в нашей стране. С другой стороны — внутренний голос, который подсказывал мне, что русский народ и его правительство не могут ни при каких обстоятельствах придти к безбожию, потому что слишком сильны в нем благочестивые традиции, уходящие своими корнями в далекое прошлое.
И вот мне удалось посетить эту страну вместе с Его Блаженством Патриархом Александром и в сопровождении Преосвященных митрополитов: Триполийского Феодосия и Гор Ливанских Илии. Я побывал в Ленинграде, Москве и Одессе. Вместе с делегацией Патриарха я отслужил там несколько молебнов в воскресные дни и в дни праздников.
Я видел обширные храмы, поражающие великолепием своего внутреннего убранства и обилием представленных в них произведений живописи и скульптуры, а также золотых украшений. Особенно восхитили нас высокие сверкающие купола, которые видны издалека и в городах и в селах. Но самое прекрасное, что я видел, это народ, наполнявший эти храмы и утром и вечером. И, может быть, тех, кого не вмещал храм, несмотря на его размеры, было значительно больше, чем тех, кто был внутри его. Однажды на молебне присутствовало, по моим подсчетам, не менее десяти тысяч человек. Тогда я подумал, что это невозможно, и сказал себе, что наверное их насильно согнали в храм для показа, (как утверждает обычно лживая пропаганда).
Но перед мной открылась истина и обратила стрелы лживой пропаганды против тех, кто их пустил, когда я услышал, как все молящиеся в храме участвовали в песнопении. Особенно растрогали меня малые дети, и, слушая музыку, я не мог удержаться от слез. Откуда эти люди научились так петь? Когда слушаешь их, кажется — будто поют ангелы. Иногда молящиеся проводят в храме по четыре — пять часов стоя, не имея ни скамеек, ни стульев. Но они не ропщут, а смиренно внимают священнику и слушают певчих. При выходе нашем из храма они встречали нас, чтобы получить наше благословение, а помазание елеем длилось часами — так велико было число молящихся. Во время причащения к священникам, исполнявшим таинство, стояло три очереди, и я наблюдал, с каким благоговением причащались молящиеся. Я видел, как сотни людей крестили детей в храмах в воскресные и праздничные дни, и узнал, что в России нет ни одного некрещеного христианина.
Ни в одной стране я не видел такой веры в людях, как в России. Мне пришлось быть в Европе, во всех странах Южной Америки, не говоря уже о странах Востока, и везде я видел верующих, но нигде, ни в одной стране не видел такой веры, как в русском народе. На Западе чувствуется неискренность, там подолгу молятся молча. Но только в России народ поистине благочестив. Что же касается утверждений о том, что правительство будто бы преследует религию, то это самая возмутительная клевета.
Как может русское правительство преследовать Церковь, когда в самом правительстве есть министр по вопросам религиозных культов и его заместитель? Как совместить несовместимое? Ведь не бывает же лето и зима одновременно. Заместитель министра по вопросам религиозных культов сопровождал нас, жил вместе с нами, обедал с нами за одним столом, и мы нашли, что его познания в вопросах религии не уступают знаниям людей, окончивших духовные академии. Через прочную духовную ограду, возведенную Его Святейшеством Патриархом Алексием, митрополитами и благочестивым русским духовенством, не проберется ни один вор, ибо паства здесь внемлет голосу своего пастыря и следует на его зов, и сам он отдает себя целиком и бесповоротно на служение пастве. Ему ли бояться пропаганды, когда правительство его страны, которое возвело неприступную крепость с моря, воздуха и суши, стоит на страже Православной Церкви и других религий.
Что же касается невмешательства религии в политику, то Христос сказал, что Его Царство не от мира сего. Государство прибегает к помощи духовенства, когда оказываются бессильными его политики. Но Россией управляют выдающиеся деятели и потому здесь нет надобности отрывать духовенство от его прямой духовной миссии.
Не это ли является отличительной чертой всех передовых государств?
Почему Ватикан не обратился к вопросу развода во Франции, Италии и других странах или к вопросу о гражданском браке, противоречащим его учению?
Я возношу благодарение Богу за то, что Он дал мне возможность посетить Россию. Голос свыше сказал мне: «Ступай и узри!» — и я пошел, и узрел, и уверовал, и теперь говорю: «Не отвергай раба Своего, о, Господи, Ты ведь учишь прощению. Глаза мои прозрели... я приношу свою благодарность Его Святейшеству Патриарху Алексию и его митрополитам, которые бдительно охраняют свои владения и не допустят в них ни осла, ни дикого кабана, — как говорится в Писании».
Мудрый Патриарх сумел сочетать свою деятельность с деятельностью правительства, стремящегося к сохранению мира от посягательств раскольников.
Колоссальные средства, которые ежедневно расходуются на подготовку войны с Россией, могли бы обеспечить счастье миллионов людей на долгие годы. Даже небольшой части средств, расходуемых ежедневно на Западе для разжигания религиозной вражды, искра которой проникла и в нашу страну, хватило бы, если отказаться от политики насилия, на то, чтобы установить вечное соглашение и мир между религиозными группами на благо всего человечества.
Наш прямой долг, как духовных руководителей, стать между враждующими лагерями, высоко держа знамя Мира и Веры Божией. Не пристало духовному руководителю вести себя как политикану и ради собственного величия побуждать своих помощников использовать пропаганду и вести людей к голоду и обнищанию.
Я возвращаюсь к себе на родину и там, как перед Богом, скажу то же, что рассказал здесь. Я расскажу о своей слепоте и предубежденности, которая так долго длилась и которой пришел конец. Я говорю так не потому, что я еще в России — ей не нужны заверения слабого человека, подобного мне, — я говорю так в силу своего убеждения и потому, что я видел все это своими глазами. И в церквах Триполи в моих ушах будут по-прежнему звучать ангельские голоса детей и взрослых из России, своим пением возносящих славу Господу, и навеки сохраню в своей памяти их радушие и гостеприимство к посланцам Востока.
Да, воспоминание об этом останется в моем сердце навеки. И, не боясь ничьих упреков, я приношу свою благодарность правительству, которое столь мудро и умело хранило и хранит наследие прошлого и которое заслужило благодарность жителей всех областей.
Да пребудет с нами Господь!
Митрополит Захле и Баальбека Нифон
11 сентября 1954 года
г. Одесса